Эксперты советуют10 любимых произведений классической музыки Антона Долина
Кинокритик и журналист о значимых для него музыкальных композициях
Материал подготовила
Даша Абрамова
Каждую неделю мы просим представителя творческой профессии рассказать нам о своих любимых вещах, которые не всегда связаны напрямую с его специализацией. С 9 по 13 октября 2013 года в Нью-Йорке пройдет Неделя российского кино. Программным директором фестиваля назначен известный кинокритик Антон Долин. Антон разбирается в академической музыке не хуже, чем в кинематографе, поэтому специально для Look At Me он рассказал о 10 важных для него классических музыкальных произведениях.
1Гийом Дюфаи, «O gemma, lux et speculum»
«Лет двенадцать назад под Рождество мы с женой оказались в Блуа, на Луаре. Погода была премерзкая, шёл дождь, все рестораны и магазины были закрыты. Почему-то, тем не менее, был открыт маленький музыкальный магазинчик, куда я зашёл и попросил продавца порекомендовать мне хорошую средневековую музыку, наобум. Он продал мне диск с изоритмическими мотетами Гийома Дюфаи (что такое «изоритмический мотет» я тогда не знал, но само словосочетание звучало лучше любой музыки). В общем, Рождество удалось на славу.
2Вольфганг Амадей Моцарт, квинтет «Di scrivermi ogni giorno» из оперы «Cosi fan tutte»
Отвечая на безответственный вопрос о лучшем композиторе за всю историю музыки, я бы не задумываясь назвал Моцарта. Вся его музыка слишком гениальна, чтобы пытаться комментировать или комплектовать её любыми словами (кроме примечаний исторического свойства). Прощальный квинтет из оперы «Так поступают все»: не просто расставание любовников, но расставание с любовью как таковой. Интерпретация лучшего из современных моцартовских дирижёров Рене Якобса.
3Рихард Вагнер, прелюдия к опере «Tannhäuser»
Если Моцарт — самый великий, то Вагнер, со всеми его длиннотами, пафосом, мутной идеологией и прочим хламом — любимейший. Всё его творчество устроено так, что выделять отдельные фрагменты музыки, выдирая их из контекста опер, преступно. Но если уж это делать, то особняком стоит прелюдия к раннему и сравнительно недооценённому «Тангейзеру» — это история о рыцаре, неспособном совершить выбор между любовью платонической и чувственной. Впервые эту музыку я услышал в фильме Ларса фон Триера «Эпидемия». И правда, что-то заразное и вирусное в ней есть.
4Иоганнес Брамс, «Allegro non troppo» из Симфонии №4 ми минор.
Непонятно, как классифицировать эту музыку — любое определение будет бедным и неточным. Здесь меланхолия, юмор, покой, боль — всё сразу. Если вы не слышали её раньше, то начните с исполнения гениального Карлоса Кляйбера.
5Эрик Сати, «Gnossienne #1»
То, что это самая знаменитая и даже затёртая из фортепианных пьес Эрика Сати, никак не отменяет факта: она и самая потрясающая. По мне, все свершения Сен-Санса, Равеля и Дебюсси не стоят этих, казалось бы, простеньких нот. Нетрудно понять, почему кинематограф никак не может отстать от Сати, используя его «Гимнопедии» и «Гносьенны» по поводу и без: спектр эмоций, с которыми можно связать эту текучую музыку, беспредельно широк и разнообразен.
6Густав Малер, «Oft denk' ich, sie sind nur ausgegangen» из «Kindertotenlieder»
На сегодняшний день этот невероятный трек из «Песен об умерших детях» возглавляет мой личный шорт-лист композиций, которые я хотел бы услышать (?) на собственных похоронах.
7Альбан Берг, Концерт для скрипки
«Памяти ангела»
Лучший способ убедиться в том, что так называемый «авангард» способен трогать до слёз и быть понятным даже ребёнку — послушать эту пронзительную музыку, завещание великого лирика-нововенца.
8Чарльз Айвз, «The Unanswered Question»
Есть чёткий термин «великий американский роман», а вот что такое «великая американская музыка» никто не знает: то ли джаз, то ли блюз, то ли The Doors, то ли Майкл Джексон. Меж тем, вот она: казалось бы, простая, как три копейки, но вместе с тем и загадочная, как древний восточный манускрипт. Шедевр выдающегося композитора-интроверта Чарльза Айвза, каждое из немногочисленных симфонических сочинений которого — на вес золота. Трудно выделить из них что-то одно, но «Вопрос без ответа» — самый известный и самый, что ли, доходчивый.
9Игорь Стравинский, «Agon»
Почему-то музыка Стравинского к «Агону» менее знаменита, чем хореография Баланчина. Их разделение — операция не такая уж простая, но полезная: математическая прозрачность музыки, её абстрактная поэзия, её универсальность, на самом деле, самодостаточны и не нуждаются в дополнительном визуальном ряде. Нет лучше доказательства тому, что Стравинский — не русский (а также не швейцарский или американский), а вселенский композитор.
10Луиджи Ноно, «Prometeo, Tragedia dell'ascolto»
Хоть эта вещь написана больше тридцати лет назад, её «харкорную» сложность (в отношении как исполнения, так и прослушивания) мало кто смог превзойти. Кризис итальянской оперы один из трёх главных авангардистов послевоенной Европы (вместе с французом Пьером Булезом и немцем Карлхайнцем Штокхаузеном) переосмыслил в «Трагедии слуха», вольной вариации на темы Гельдерлина и своеобразной интерпретации мифа о Прометее. Интеллектуальная насыщенность и герметичность звуковой и текстовой ткани позволяют говорить о философии в музыкальной форме, но даже если не вдаваться в анализ смысла, можно без труда и подготовки услышать, насколько выразительна, величественна и страшна музыка Ноно».
Комментарии
Подписаться