Списки10 неожиданных документальных фильмов о кино
Необычный взгляд на киноиндустрию
Текст
Родион Данилов
Документальными историями создания кинокартин сегодня никого не удивишь: уже через несколько недель после премьеры фильма на официальных промоканалах на YouTube появляются ролики о том, как делались спецэффекты, подбирались костюмы и готовилась площадка. При этом запрос на уникальные документальные картины есть, к примеру, ВГТРК сейчас готовит крупнейшую в Европе фабрику для производства документальных лент. Мы собрали 10 документальных фильмов, которые рассказывают о неожиданных вещах: будь то безумие режиссёра Анри-Жоржа Клузо, получившего от киностудии безграничную свободу и громадный бюджет, скрытые знаки в фильме «Сияние» или становление плохого фильма «Тролль 2» безусловной классикой.
История неснятого
шедевра
Ад Анри-Жоржа Клузо
Серж Бромберг, Henri-Georges Clouzot's Inferno, 2009
Великий режиссёр получает огромный бюджет, выбирает знаменитых актёров, чтобы снять свою лучшую картину. Картина называется «Ад», но ад начинается на съёмочной площадке. Режиссёр Анри-Жорж Клузо, у которого совсем недавно умерла мать, недоволен буквально всем — он делает сотни дублей одной и той же сцены с исполнителями главных ролей Роми Шнайдер и Сержем Реджани, гоняет три съёмочные группы, которые должны снимать одновременно, переписывает целые куски сценария, сам не спит ночами. Место съёмок наполнено паранойей.
По легенде, Серж Бромберг создатель документального фильма о картине Клузо, застрял в лифте с вдовой французского режиссёра, а она решила рассказать о неудачных съёмках 1963 года. А позже поделилась 15 часами снятого материала. Бромберг поговорил с участниками съёмок, включая второго режиссёра Коста-Гавраса и второго оператора Вильяма Любчанского, воссоздал неснятые сцены в театральном пространстве и (это наверное, главное) представил публике экспериментальные съёмки Клузо.
Цифра против плёнки
Бок о бок
Кристофер Кеннелли
Side by Side, 2012
В Side by Side, документальном фильме Кристофера Кеннели, показанном на Tribeca Film Festival в 2012 году, подробно разбирается вопрос о влиянии технологических сдвигов на будущее киноиндустрии — в частности, непростые взаимоотношения между плёнкой и цифрой. Эта тема кажется узкоспециальной и интересной только профессионалам (тем более, весь фильм за нарратив отвечает самый грустный человек планеты Киану Ривз), однако Side by Side может похвастаться внушительным списком контрибьюторов. Среди них, к примеру, можно найти Дэвида Линча, Мартина Скорсезе, Дэвида Финчера и многих других.
Как снять пять ремейков
на собственный фильм
Пять препятствий
Ларс фон Триер
Five obstructions, 2003
Под рюмку водки Ларс фон Триер уговаривает уважаемого датского режиссёра Йоргена Лета переснять его короткометражку «Совершенный человек» 1967 года, правда, есть условие — делать ремейк нужно с ограничениями, которые поставит зачинщик. Проект Триера начался через пять лет после манифеста «Догма 95», и общие вещи тут есть. В общем, один режиссёр проводит опыты над другим — состарившимся и растерявшим гениальность режиссёром, всё здесь истина, но так, как видится создателю.
Всего Йоргену Лету предстоит снять пять фильмов. Один раз, когда речь зайдёт не о технической стороне дела, он не справится с заданием, и ему придётся всё переделывать — Триер не любит, когда условия его игры не выполняют. В конечном итоге, ясное дело, окажется, что идеальный человек — сам Лет.
Кто отвечает за возрастные ограничения в кино
Рейтинг ассоциации MPAA
Кирби Дик, This Film
Is Not Yet Rated, 2006
По заданию создателя фильма Кирби Дика частный детектив расследует деятельность одной из самых непрозрачных американских организаций — MPAA, которая создаёт рейтинги всех фильмов в США. Расследование стремится доказать, что система рейтингов картин — субъективна и даже иногда может являться инструментом цензуры произведения.
Кино как объект
психоанализа
Киногид извращенца, две части
Софи Файнс, The Pervert's Guide to Cinema, 2006, и The Pervert's Guide to Ideology, 2012
Славой Жижек — философ, болтун и, видимо, главный фанат современной культуры. На протяжении шести часов, если смотреть обе части «Киногида извращенца» подряд одну за другой, Жижек в буквальном смысле телепортируется из одной картины в другую и рассказывает в оригинальных декорациях о кино с точки зрения фрейдизма и марксизма, конечно. Оригинальный словенский акцент и экспрессивность самого некрасивого поп-кумира современности добавляют особенного извращённого шарма в просмотр фильма. Блицсеанс кинокритики включает в себя более 40 фильмов, признанных классикой кинематографа.
Как устроена порноиндустрия
В глубокой глотке
Фентон Бейли
Inside Deep Throat, 2005
Документальных фильмов об индустрии порнографии не так уж и много — не только из-за специфичности предмета исследования, но и потому что редкие фильмы оказали по-настоящему уникальное влияние на развитие общества. «Глубокая глотка» — как раз из таких примеров; как сообщает в конце фильма Деннис Хоппер, «Глубокая глотка» говорит не столько о радостях орального секса, сколько о свободе высказывания против лицемерия и ложного стыда. Для того чтобы разобраться в феномене порнофильма, в особенностях его дистрибуции и влиянии на поп-культуру, создателям Inside Deep Throat пришлось собрать почти 800 часов материала.
Теории заговора вокруг главного хоррора всех времён
Комната 237
Родни Ашер
Room 237, 2012
Вы знаете, что на свитере Дэни из «Сияния» нарисован пилотируемый космический корабль «Аполлон-11», на котором Армстронг и Олдрин высадились на луну? Наверняка не просто так — скорее всего, Кубрик хотел дать киноманам знак, как в своё время «Битлз» через секретные символы на обложках альбомов оповещали поклонников о смерти Пола Маккартни.
«Комната 237» рассказывает обо всех безумных и не очень теориях, появившихся вокруг фильма «Сияние», и позволяет не только посмеяться над выдумщиками, но и обратить внимание на детали. Кубрик всё делал не просто так, скрытого в картине немало. После параноидальной «Комнаты» стоит смотреть The Good: The Making of the Shining — документальные съёмки с площадки «Сияния», сделанные дочерью Кубрика Вивиан.
Как плохое кино стало всеми признанной классикой
Лучший фильм из худших
Майкл Стефенсон
Best Worst Movie, 2009
В американской документалке «Лучший фильм из худших» рассказывается о процессе создания малобюджетного хоррора «Тролль 2». Картина создана Майклом Стивенсоном, который снимался в этом фильме ужасов, будучи ребёнком, а затем стал свидетелем того, как «Тролль 2» превратился в культовый фильм. В «Лучшем фильме из худших» создатели хоррора объясняют, как им удалось снять самый выдающийся плохой фильм: режиссёр Клаудио Фрагассо и его жена, которой принадлежит идея картины, плохо знали английский, и поэтому сценарий был написан со множеством ошибок, все актёры были любителями, у команды был очень ограниченный бюджет и т. д.
История фильмов, которым отказывают фестивали и критики
Официальный отказ
Пол Осборн
Official Rejection, 2009
Документальный фильм «Официальный отказ» посвящён попыткам кинематографистов показать свой инди-триллер Ten 'Til Noon на независимых кинофестивалях. Несмотря на то что картина получила призы на San Francisco Independent Film Festival и нескольких других киносмотрах, фестивальному успеху предшествовало много неудач и отказов. Документальный фильм снят сценаристом Ten 'Til Noon Полом Осборном, однако «Официальный отказ» посвящён не только проблемам его команды, но и состоянию американского независимого кино в целом: во время работы над фильмом Осборн взял интервью у известных профессионалов из этой индустрии.
Как устроен продакт-плейсмент
в кино, сериалах и ТВ-шоу
Величайший фильм из всех когда-либо проданных
Морган Сперлок, The Greatest Movie Ever Sold, 2011
Морган Сперлок, снявший известный многим Super Size Me о вреде фастфуда, в 2011 году взялся за другую горячую тему — скрытую рекламу в фильмах, сериалах и ТВ-шоу. Важная деталь: документалка снималась на деньги спонсоров, поиски которых запечатлены Сперлоком в подробностях. Между делом режиссёр разговаривает с продюсерами, голливудскими знаменитостями и экспертами, а мы узнаем всё больше о том, как незаметно зрителю во время просмотра подсовывают автомобили и напитки. Жаль, Сперлок не снял свой фильм чуть позже — тогда бы он точно включил в свою картину «Интерны» — один большой продакт-плейсмент компании Google.
P.S. Самый короткий профессиональный
курс по изучению кино
Десятиминутная киношкола Роберта Родригеза
The Robert Rodriguez Ten Minute Film School, 1998
Друг Тарантино и режиссёр-многостаночник (блокбастеры или малобюджетное инди — неважно) Роберт Родригез добавляет на каждый DVD со своим фильмом 10-минутный и действительно полезный курс молодого кинобойца. Вот, к примеру, съемки «Музыканта», где режиссёр показывает, как проходил монтаж и как правильно обманывать зрителя.
Комментарии
Подписаться