Списки5 лучших детективных комиксов
Эксперты советуют лучшие комиксы
Приглашенный эксперт
Иван Сорокин
Как когда-то телевизионные сериалы и чуть позже видеоигры, комиксы стремительно теряют статус увлечения гиков и знатоков-коллекционеров — благодаря всеобщей диджитализации и мобильным приложениям вроде Comixology их читает всё больше и больше людей. Look At Me попросил экспертов и любителей комиксов составить гид для начинающих (своего рода точку входа), рассказав о самых интересных, красивых или просто любопытных тайтлах, которые стоит читать прямо сейчас. Четвёртый из девяти сегодняшних списков: Иван Сорокин выбирает 5 комиксов-детективов.
«Бэтмен: Долгий Хэллоуин»
Batman: The Long Halloween, DC Comics, 1996
Джеф Лоэб, Тим Сейл
Список выдающихся комиксов о расследовании преступлений мог бы целиком состоять из различных историй о Бэтмене: не зря журнал, в котором впервые появился этот персонаж, называется Detective Comics (отсюда же, кстати, взялось и название компании DC). Более того, самого Бэтмена Рас-ал-Гул, один из ключевых антагонистов Брюса Уэйна, называет не иначе как Детектив — с большой буквы. За гаджетами и взрывами часто теряется тот факт, что Уэйн — мастер работы с уликами и специалист по психологии криминальных элементов. Но в The Long Halloween (отдельные элементы которого появились в сюжетной канве второго Нолановского фильма о супергерое — «Тёмного рыцаря») детективная работа всегда находится на первом плане. Это одна из классических историй о персонаже, наилучшим образом демонстрирующая, как преступность старого образца (итало-американская мафия и её прихвостни, убийства которых раскручивают сюжет) уступает место психопатам в костюмах. Именно в этот тяжёлый для Готэма год (каждый выпуск комикса описывал убийство, совершённое в праздник, — и так много месяцев подряд) на горизонте впервые возникает Двуликий, чуть ли не самый трагический суперзлодей в бэтменовской галерее и символ юридической неоднозначности супергеройства как такового. Наполненный психологизмом сценарий Джефа Лоэба прекрасно дополняет рисунок Тима Сейла, многое взявшего с макабрических театральных плакатов столетней давности.
«Сладости»
Sweets, Image Comics, 2010
Коди Чемберлейн
Среди комиксов, которые рисует и пишет один и тот же человек, хватает образцов «перекошенности»: то у талантливого художника не выходит достойный сценарий, то у остроумного писателя получаются банальные иллюстрации. Sweets Коди Чемберлейна — пример удивительной сбалансированности, когда графика и диалоги сливаются воедино и дополняют друг друга в каждом кадре. Неонуаровая история о Новом Орлеане за несколько дней до очищающего гнева урагана «Катрина» начинается с рецепта пралине с пеканом, а заканчивается так, что для полного объяснения предшествующего сюжета можно придумать штук пять интерпретаций. В промежутке читателя ждёт изображение слуховых галлюцинаций, беготня по кладбищу под дождём, отрезанные головы, макабрические флэшбеки и вопиющие примеры нарушения субординации. Ну и божественная архитектура главного города Луизианы, представленная всеми оттенками коричневого: осознание того, что в таком виде Новый Орлеан мы не увидим уже никогда, делает этот рассказ ещё горше.
«Топ 10»
Top 10, America's Best Comics, Wildstorm, DC Comics
Алан Мур, Джин Ха, Зандер Кэннон
Сюжет формата «город, в котором живут одни лишь люди со сверхспособностями» достаточно распространен как в мейнстримных, так и в независимых комиксах — особенно в последние лет десять. Но в конце девяностых подобные истории были ещё в новинку: именно тогда бородатый мистик Алан Мур — автор «Хранителей» и «V значит Вендетта», а также самый ворчливый из гениев комиксов — запускал America's Best Comics как свою личную вотчину, предназначенную для выпуска разной концептуальной дичи. «Top 10» — сюжет о полицейском участке в Неополисе, где таксисты водят с закрытыми глазами, на билбордах рекламируют расширяющиеся штаны, а расследованиями заведует гигантский пёс. Мы следим за этим миром глазами девушки под кодовым именем «Ящик с игрушками», в напарники ей достаётся хмурый синий гигант по имени Смакс, которого почти невозможно убить. Вместе они накрывают гномов, варящих наркоту, гоняются за гусеницами-телепатами и занимаются прочими обычными для полицейского вещами. Активных персонажей — пара дюжин, и все при деле, а количество поп-культурных подмигиваний просто зашкаливает.
«Псы бури»
Storm Dogs, Image Comics, 2012
Дэвид Хайн, Даг Брейтвейт, Улисес Арреола
Не погрешу против истины, если скажу, что для меня эта серия является лучшим комиксом года. Представьте, что лучшие элементы CSI, прогрессорского цикла Стругацких, «Вавилона-5» и раннего киберпанка смешали приблизительно в равных пропорциях — на выходе получите hard-boiled триллер о расследовании загадочных смертей на технологически отсталой планете, где всё время идут кислотные дожди, а небольшая популяция людей, сажающая печень в классическом салуне, никак не может ужиться с двумя местными расами. Пансексуальность, классовые вопросы, параллели с «Трудно быть богом», идея технологически воплощённого коллективного разума, симбиоз разумных существ, переосмысление концепции «благородного дикаря», чисто вестерновские перестрелки, космический корабль SS Tarkovsky, таинственные пещеры, вскрытие покореженных трупов и сокрытие улик — если хотя бы половина этого списка вызывает у вас учащение пульса, бегите и покупайте эти шесть выпусков прямо сейчас.
«Город Грехов: Женщина,
за которую стоит убивать»
Sin City: A Dame To Kill For, Dark Horse Comics, 1993
Фрэнк Миллер
Не просто нуар, а нуар нуарыч: Фрэнк Миллер (сейчас превратившийся в самопародию), но двадцать лет назад небезосновательно считавшийся одним из важнейших людей во всей комиксовой индустрии, в A Dame To Kill For сумел создать не просто образец жанра, а некий архетип, от морока которого до сих пор не могут избавиться десятки авторов, берущихся за сверхмрачные темы. Фильм, центральную сюжетную линию которого как раз и образует A Dame To Kill For, видели если не все, то очень многие, поэтому стоит подчеркнуть те вещи, благодаря которым оригинальный комикс стоит прочитать, даже если вам знакомы все гримасы заклеенного пластырями Микки Рурка. Мало где вы найдёте столько танцевальной грации в сценах подъёма по лестнице или кулачной драки; мало где можно найти такое умелое использование контраста между чёрным и белым; мало где герой, расследующий убийство, вызывает такую симпатию, будучи таким откровенным подонком. Sin City прекрасно учит причинам, по которым комиксы — это не раскадровка для фильма; в паузах, находящихся между дискретными изображениями, здесь скрыта половина эмоций, а обнаруживать их — отдельное удовольствие.
Комментарии
Подписаться