Списки2013 — год новых сюжетов:
Stanley Parable и ещё 9 экспериментальных видеоигр
Подводим итоги года
Материал подготовили
Маргарита Попова, Вика Лобанова
Видеоигры уже давно воспринимают всерьёз. Но если раньше они были больше артефактами поп-культуры, которые можно рассматривать на выставках и одобрительно хмыкать, то сегодня они занимают место нового синтетического медиума, который используют все. Рекламные агентства, профессора в институтах и режиссёры (Дэвид Кроненберг) создают интерактивные сюжеты. Рассказываем о самых необычных играх года.
The Stanley Parable
Релиз: 17 октября
(в качестве полноценной игры в Steam)
РАЗРАБОТЧИКИ: Galactic Cafe
Сайт: Stanleyparable.com
Дэйви Рэден, разработчик-любитель, решил изменить сложившиеся в индустрии правила — так получился The Stanley Parable. Закадровый голос настойчиво ведёт человека через сюжет, рассказывая ему, что делать и куда идти, но у игрока наконец появляется возможность не подчиняться — пускай и призрачная. Так как 2013-й во многом стал годом, когда казуальные геймеры, наконец, признали себя таковыми, а крупные релизы водили игрока за ручку через сюжет, простой геймплей и подспудный юмор истории про клерка Стэнли скрывает под собой важную для индустрии проблему — можем ли мы на самом деле контролировать игровой процесс (как и что-либо в этой жизни ещё).
Дэйви Рэден
Создатель Stanley Parable
Интервью: Максим Чумин
«Когда я решил создавать игру в своё свободное время, я посещал киношколу. У меня не было никакого специального образования, я просто приспособился к доступным инструментам для создания чего-то, что мне было интересно. Я обожаю эксперименты с нарративом, причём не только в видеоиграх — главное, чтобы это было способно меня удивить и заставить мыслить по-новому. Например, мне нравится экспериментальная драма, особенно Sleep No More.
У меня не было никакого опыта в разработке видеоигр. Я сделал её, используя исключительно бесплатный инструментарий от Source, который доступен всем и каждому даже сейчас. Я просто взял и научился работать с ним, для того чтобы сделать этот мод.
The Stanley Parable — это не протест, а что-то вроде отражения того, что значит в видеоиграх выбор игрока. Важнее всего, на мой взгляд, для разработчиков — это понимать границы того, что могут игры предоставить. Есть множество путей того, как можно использовать выбор и свободу действий в играх. Мне больше всего хотелось бы и дальше наблюдать за тем, как всё больше игр используют повествование как связь с игроком.
Честно говоря, не имею никакого представления о будущем видеоигр и вообще не хочу на эту тему спекулировать. Я хочу быть удивлён тем, что случится в будущем, и чтобы индустрия видеоигр развивалась так, как я и не ожидал бы. Поэтому я стараюсь об этом особо не думать, я просто делаю игры и играю в то, что создают другие».
Blackbar исследует не только письменную коммуникацию, но прежде всего цензуру, и частично вдохновлена, разумеется, недавними скандалами со шпионажем в интернете и методами NSA. Игра целиком состоит из писем с вымаранными словами — нет ни предыстории, ни каких-либо вводных рассказов, нет подсказок и данных о том, кто пишет, кому и зачем; лишь разгадывая замаранные слова, игрок может продвинуться дальше по сюжету. Разработчик игры Невен Мрган объясняет, что решил практически полностью отказаться от привычного для iOS-геймеров геймплея во многом из-за нежелания следовать установленным корпорациями вроде Zynga нормам: «Я знал, что мне нужно сломать сложившийся паттерн. Намеренный и радикальный отказ от установившихся правил — это важный и эффективный инструмент интерактивности».
Gone Home
релиз: 15 августа (OSX, Windows, Linux)
РАЗРАБОТЧИКИ: Fullbright Company
САЙТ: Thefullbrightcompany.com
По Gone Home можно снимать фильм — такой внутренней драматургией мало какая игра отличается. По сюжету главная героиня Кейтлин (вы — за неё) год не была дома, но вернулась в родной Портленд к сестре Саманте и родителям на грани развода. Пока её не было, они переехали в дом, доставшийся по наследству от дяди — именно туда Кейти приезжает с чемоданами ночью 7 июня 1995 года. Год, кстати, выбран не просто так: разработчики посчитали его последним в истории, когда технологии ещё не поработили нас, и большая часть всего интересного происходила с людьми не в «Фейсбуке» и не по «Скайпу». Дом оказывается совершенно пустым, на дверях — ещё больше всё усложняющая записка от сестры с просьбой не искать её, на улице — проливной дождь и гром с молниями. Впрочем, внутри оказываются не только не распакованные после переезда коробки, но и выложенные вещи: дневник сестры, билеты в кино, школьные записки, папина переписка с издателями, намёки на мамины секреты, книги, книги, много книг. Несмотря на то что в доме темно и страшно, до самого конца не из-за одного угла не выскочит ни один монстр. Внимание удерживает другое: неожиданная новость, что главная героиня на самом деле — сестра Саманта, просто рассказывают её историю находки Кейти, а не она сама. Свои истории есть и у каждого из родителей, и у старого приятеля Саманты, не говоря уже о её подружке Лонни — в общем, у всех, кроме самой Кейти, которую сначала выдавали за главную. В конце не то чтобы трагедия, но и не хеппи-энд, а ровно то, что было бы в хорошем кино.
Shelter
Релиз: 28 августа (windows)
Разработчики: Might & Delight
Сайт: Shelterthegame.com
«Хорошие игры всегда чему-то учат», — говорит автор курса Video Games and Learning на Coursera Курт Сквайр из университета Мэдисон-Висконсин. Shelter, к примеру, — идеальная замена книгам Виталия Бианки и урокам биологии в средней школе. Вы управляете семьёй барсуков, которым нужно выжить в жестоком мире: обеспечить маленьким барсучатам кров над головой ночью, еду по пути и главное — спасти их от всевозможных опасностей. Детёнышей — пять, потеря хотя бы одного становится для игрока настоящей трагедией. Пока где-то там в городе бандиты из GTA V грабят банки, барсучки спасаются от хищных птиц и переправляются через ручьи с опасными течениями: и то и другое — про жизнь, и не факт, что первое — интереснее и увлекательнее. В этом году вообще появилось много «симуляторов выживания» — во многом благодаря Minecraft, — но только Shelter взял из пиксельного сэндбокса и, возможно, главной инди-игры 2010-х не форму, а смысл.
Bientôt l'été
Релиз: 6 февраля (Windows, OSX)
Разработчики: Tale of Tales
Сайт: Tale-of-tales.com
В начале года бельгийская инди-студия Tale of Tales выпустила маленький шедевр — 3D-воплощение романа странноватой француженки Маргерит Дюрас «Модертато кантабиле», водившей дружбу с великими Аленом Роб-Грийе и Жан-Жаком Анно. По книжке снят одноимённый фильм с Жанной Моро и Жан-Полем Бельмондо в главных ролях, правда, в игре сюжет настолько безвозвратно утрачен, что пытаться проводить параллели можно, только пройдя Bientot l’Ete несколько раз — только тогда кое-что станет понятным.
Начинается всё с далёкой-далёкой галактики: пролёта между разноцветными планетами на космическом корабле и выбора из двух капсул — с женским или мужским телом. Герой вроде живой, но соображает не очень и вообще какой-то вялый. В дальнейшем выясняется, что ему скучно, и он ничего не помнит и не чувствует. Отправляем его бродить по тому месту, с которого всё начинается, — бескрайнему пляжу с белым песком и земным океаном сбоку. Волны приносят обрывки слов, а иногда целые предложения — всё о любви. Встречающиеся по пути предметы надо сохранять в памяти, закрывая глаза, — за это небо выдаёт шахматные фигурки. В какой-то момент наступает вечер, и самое интересное — герой попадает в кабак прямиком за шахматную доску. Тут игра делает неожиданный поворот — начинается поиск партнёра. Ревьюеры, выложившие своё первое прохождение на YouTube, в этом месте говорят: «Чёрт, я что, должен играть в шахматы? Я не умею!» И не надо, на доске недостаёт примерно всех фигурок, если вы не собрали их по пути, рядом стоит пепельница и стакан, напротив сидит партнёр противоположного пола. Предполагается, что в этот момент к вам подключится умный и интересный собеседник, но чаще всего чуда не происходит, и женщина-бот признаётся мужчине в огромной любви — такой большой, что она (женщина) может убить его. Можно выбежать обратно на пляж, посидеть на лавочке, покрутить головой — и так до бесконечности. The Verge пишет, что «игра настолько же высокохудожественна и сложна для понимания, как французские фильмы», и лучше, пожалуй, не скажешь.
Papers Please
релиз: 8 августа (OSX, Windows)
Разработчик: Лукас Поуп
Сайт: Dukope.com
Если у вас нескучная работа, здоровые дети и никакой ответственности перед человечеством, но вы всё равно постоянно чем-то недовольны, — начинайте играть в Papers Please, отложив все дела. Действие разворачивается в утопичной советской стране с непроизносимым названием, которое разработчик Лукас Поуп, очевидно, придумал, уронив что-то на клавиатуру (иначе не скажешь). Там идёт 1982 год и только-только закончилась война с соседним государством, которое отделено теперь только КПП, где сидите вы. Задача, на первый взгляд, проще не придумаешь — проверять документы у людей, которые проходят через КПП, то есть ставить зелёный штампик, если всё в порядке, и красный, если не в порядке хоть что-нибудь, начиная с просроченного разрешения на работу у трудового мигранта до элементарной орфографической ошибки. Всё бы ничего, но недаром государство советское: бюрократические ухищрения постоянно меняются, и важно не пропустить момент, когда вместо одного документа надо запросить сто, а, например, после масштабной эпидемии — ещё и справку о прививках. Причём тут здоровые дети? А притом, что в потоке нелегальных мигрантов, шпионов и террористов попадаются обычные семейные пары, где у мужа документы в порядке, а у жены нет — тогда, пока никто не видит, можно пропустить её на свой страх и риск. Но если вдруг начальство выпишет штраф, а то и не один, зарплаты резко перестанет хватать сначала на пропитание, а потом и вообще на всё, включая коммунальные услуги. Как в таких условиях не взять взятку? А как решить, чью позицию занять, когда КПП вдруг взорвут и он окажется меж двух огней? Однозначно ответить не смог и Лукас Поуп, к слову, известный специалист по тоталитарным кошмарам, поэтому у игры 20 концовок, из которых выигрышными можно считать только три с половиной. Но самое страшное даже не проиграть, а узнать, что весь этот виртуальный ад Поуп списал с пропускной системы Японии, где он какое-то время жил, будучи, на свою беду, подданным США.
Papo & Yo
Релиз: 18 апреля (Steam)
Разработчики: Minority Media
Сайт: Weareminority.com
О воображаемом мире ребёнка появится ещё немало игр в 2014 году: к примеру, в необычном хорроре Among The Sleep вам нужно будет управлять едва научившимся ходить младенцем, проснувшимся посреди ночи. В Papo&Yo ваш папа — алкоголик, который в фантазиях становится огромным красным монстром. Красный монстр может быть заботливым, а может, наевшись жаб, рассердиться и погнаться за вами. Большую часть времени Квико бегает по крышам (как это делают обычные бразильские мальчишки) и решает выдуманные гейм-дизайнером Вандером Кабаллеро загадки. Новое в Papo&Yo — конечно, ощущение «настоящести» и интимности всего, что происходит: когда красный монстр на самом деле твой отец, бежать от него страшнее.
Cart Life
Релиз: 18 марта (Windows)
Разработчик: Ричард Хофмайер
Сайт: Richardhofmeier.com
За нарратив в Cart Life разработчик Ричард Хофмайер, в одиночку нарисовавший эту игру для Windows, получил первый приз на Independent Games Festival — и не зря. В каком-то смысле игра сходна с Papers Please: главный герой — простой винтик в системе, маленький человек с большими ежедневными трагедиями. В бесплатной версии героя можно выбрать из двух, в полной — из трёх персонажей. Все они — и мать-одиночка, и украинский иммигрант — живут в Джорджтауне на западном побережье США (выглядит городок так, что каждый житель мог бы стать прототипом для ещё одного героя). Кого бы вы ни выбрали, вам придётся полностью перенять все его мелкие заботы, из которых складывается бесконечная серая жизнь: почистить зубы, покормить кота, забрать ребёнка из школы, заплатить аренду, купить колбасы и просто покурить. Часть действий придётся без ошибок прописывать словами — такая игра. Складывается Cart Life из бесконечного ощущения аврала и адской рутины, где нет места друзьям, любимому человеку, пятничным попойкам, ежеквартальным отпускам и красивой одежде. Но то, что без всего этого можно прожить, каждый персонаж доказывает на примере своей выдуманной, но всё равно очень грустной жизни, где день, закончившийся покупкой подержанной кофеварки, можно считать счастливым.
Device 6
РЕЛИЗ: 17 октября (iOS)
Разработчики: Simogo
Сайт: Simogo.com
Шведская студия Simogo может считаться главными инноваторами в нарративах как минимум на мобильных платформах — в 2013 году они выпустили сразу две игры, так или иначе переосмысляющие существующие подходы к повествованию. Так, Year Walk при радикально ограниченном геймплее удачно пользуется лучшими сюжетами скандинавского фольклора и становится одной из самых атмосферных игр на iOS (в которой, кстати, гораздо приятнее играть, попутно пользуясь специально разработанной энциклопедией). Device 6, последняя игра шведов, скорее напоминает интерактивный роман, составленный из хорошего текста, крепко связанных между собой визуальных и аудиочастей, паззлов и, разумеется, ограничений — игру можно начать только с включённым звуком, а гаджет должен располагаться на расстоянии 6 дюймов от игрока.
Knock Knock
Релиз: 4 октября
Разработчики: Ice-Pick Lodge
Сайт: Knock.ice-pick.com
Разбираться в особенностях нарратива Knock Knock или по-простому «Тут-тук-тук» (игра российского производства) гораздо приятнее, зная предысторию. А она не менее легендарна, чем сам сюжет: разработчики утверждают, что в 2011 году им на почту пришло письмо от неизвестного человека, который прислал 19 загадочных файлов и попросил сделать по ним игру. Прошло два года, на Kickstarter собрали нужные деньги, и вот немного путаный отечественный хоррор готов.
В игре всё крутится вокруг дома, его лохматого жильца и неведомых злых гостей — классический сюжет «Битвы экстрасенсов», где нужно выявить нечисть и зачистить от неё помещение. Но в этом случае не надо ничего разгадывать и никого спасать, нужно просто не сойти с ума и дожить до утра. Время, собственно, измеряется ночами, которые длятся то больше, то меньше, в зависимости от того, успеет ли жилец перевести все часы, которые ни с того ни с сего начинают идти в обратную сторону. Главный навык, который нужен для спасения, — умение прятаться, а ещё надо быстро включать свет. При формальном соблюдении формата игра всё равно выдающаяся и совсем не похожа на классические хорроры, хотя и не менее страшная.
Комментарии
Подписаться