Блог Димы НеягловаЯ и моя странная кошка: Как Instagram делает из нас художников
Современные идеи в историческом контексте
Дима Неяглов
Директор дизайн-группы Alt Space и креативный директор Digital October Group,
переводчик, книжный коллекционер
Каждую неделю на Look At Me выходит колонка креативного директора Digital October Димы Неяглова о дизайне, типографике, рекламе, литературе и логике. В своих статьях Дима ставит актуальные задачи в исторический контекст. Вторая колонка — о том, что общего у вашего аккаунта Instagram и выставки в Пушкинском музее.
С точки зрения человека, никогда не касавшегося европейской культуры,
на картине ниже изображены тринадцать аккуратных мужчин за едой.
Изображая мужчин, Леонардо лишь отчасти создаёт сюжет — всё остальное делает зритель. В отсутствие зрительского труда эта картина — только изображение тринадцати человек. Что приводит нас к вопросу о том, кто же тут художник.
Если бы каждый из нас не был в некоторой степени художником, мы навряд ли могли бы воспринимать живопись. Это зёрнышко посеяно в каждом, хоть мы, в основном, и лишены нужных живописцу таланта и техники. Гипотетически это означает, что нашим творчеством должны управлять те же принципы, что и творчеством художников совершенно разных школ и эпох.
Пошли в «Инстаграм»!
Реализм, античная скульптура
Фотография пользователя mylifeislegit
Дорифор, скульптор Поликлет, ок. 450 г. до н. э.
Об античной скульптуре из школы мы усвоили две вещи: во-первых, все изображаемые объекты рассчитаны в соответствии со строгими соотношениями, во-вторых, превозносится идеал человеческого тела. Соотношений на статуе не нарисовано, а идеал тела — достаточно абстрактная категория, особенно в применении к белым гипсовым слепкам из Пушкинского музея.
Но сопоставление этой категории с мышцастыми селф-шотами из «Инстаграма» может кое-что дать, поскольку мотив их вполне можно понять. Вот он я. Я красив. Будьте, как я. Восхищайтесь мной. К этим фотографиям вполне можно относиться скептически, но через них мы способны непосредственно почувствовать, что значит превозносить человеческое тело. Ничего, кроме тела, в этих фотографиях просто нет.
Как сделать античную фотографию в instagram: подкачаться; раздеться догола; убедиться, что пропорции тела в порядке, принять гармоничную позу.
Барокко
Караваджо, «Лютнист», ок. 1595
Фотография пользователя chris171
Пышное барокко, в основном, предполагало украшательское изображение реальности. Всё у этого лютниста хорошо: сам он красавец, лютня новенькая, обстановка отличная. Невозможно представить, скажем, что лютнист плохо играет или что инструмент его не настроен.
Мотив автора фотографии, как я это понимаю, очень близок: безотносительно окружающей действительности фотограф пытается представить её очень идеально, хотя у него, возможно, не очень хорошо получается.
Как сделать барочную фотографию в INSTAGRAM: взять красивого (желательно трезвого) человека; одеть его во что-нибудь складчатое; разбросать по обстановке романтические предметы; сфотографировать.
Голландская национальная школа, натюрморт
Питер Клас, «Завтрак», 1646
Фотография пользователя geo-meetree
В отличие от более поздних натюрмортов, которые со временем становились всё меньше о еде и всё больше о красоте, ранняя голландская еда говорит нам: «сейчас меня съедят». «Завтраки» Класа — программные образцы голландского натюрморта, которые изображают еду вкусной.
Как снять голландскую завтрачную фотографию в instagram: пару лет поучиться формальной композиции, потом пойти в ресторан, очистить помещение, разложить еду, снять.
Импрессионизм, Моне
Клод Моне, «Впечатление. Восходящее солнце», 1872
Фотография пользователя xolublancoo
Об импрессионизме знает каждая девятиклассница: немного деталей, раздельные мазки, несмешивание краски. Всё служит впечатлению и лишает объектов их реалистических черт. Почти любая заблюренная фотка — это импрессионизм. Объекты хуже узнаются ради (чаще безуспешной) передачи ощущения фотохудожника от наблюдаемого им объекта. На этой фотографии есть, к примеру, капли, которые не несут собственной смысловой нагрузки, но вплетаются в технику и формируют первый план изображения.
Как сделать импрессионистскую фотографию в instagram: всё размыть, лишить объекты быстрого узнавания, избегать чёрного, ловить красивый свет.
Импрессионизм, Дега
Эдгар Дега, «Танцовщицы, занимающиеся у станка», 1877
Фотография пользователя melankolia60
Если взять и просто сфотографировать балерину, получится портрет девушки в платье. Для того чтобы проникнуть в природу танца, как это делает Дега, нужен менее тривиальный объект. Отцы, снимающие дочерей в пачках, видят, подобно Дега, не красивую женщину, а воплощение танца.
Пикассо
Фотография пользователя iamprincesitah
Пабло Пикассо, «Любительница абсента», 1901
Здесь на Пикассо как будто действует изображаемый им наркотик. Руки женщины непропорциональны и вытянуты, лицо заторможено и мертво. Знакомый жанр!
Ситуация такова: если просто сфотографировать себя с бутылкой, никакого внутреннего напряжения не случится. Требуется сделать драматическое лицо, для чего нужны определённый талант и выдумка. Только после этого можно добавлять к фотографии теги #sadandlonely, а также #drinkingalone.
Мне кажется, что за механизмом печального лица в фотографиях «пью здесь такая одна» стоит очень глубокий художественный механизм, который ещё предстоит понять и деконструировать.
Пока совет: проще строить композицию, не совать в кадр колбасу и другие рюмки, сочетать цвет одежды с бутылкой, а также изображать лицом драму посложнее, чем просто приподнятые брови.
Фовизм
Андре Дерен, «Просушка парусов»
Фотография пользователя terezafromnz
Очень яркая, динамичная, движенческая живопись. Эта картина Андре Дерена «Просушка парусов» экспонируется в Пушкинском музее. Совершенно неясно, почему мы считаем красивыми HDR, кислоту или шевеленку. В жизни таких цветов не встречается, и не встречается такого ровного заполнения цветом больших областей пространства.
По всей видимости, при всей разнице в исполнении, за размытыми фотками из клубов стоит тот же изобразительный мотив, что и за фовистским искусством. Ты не увидишь то, что вижу я, но зато ты почувствуешь то, что чувствую я.
Как сделать фовистскую фотографию в instagram: найти пейзаж с динамичными линиями и выкрутить цвета, или пойти в кислотно-освещённое место, где все дергаются.
Неопластицизм
Тео ван Дусбург, набросок к «Основным элементам живописи», между 1922 и 1925
Фотография пользователя viviannaviviennephotography
Неопластицизм — это цветные прямоугольники, основной художник — Мондриан. Перед нами — набросок его соратника Тео ван Дусбурга, который восхищался цветными прямоугольниками не меньше, чем пользователь viviannaviviennephotography. Наша универсальная способность находить эстетическое удовольствие в красивых цветных прямоугольниках — лишнее доказательство того, что задеть глубокие струны души можно и без того, чтобы на картине обязательно что-нибудь происходило.
Как сделать неопластическую фотографию в instagram: найти яркие цветные прямоугольники и снять так, чтоб горизонт не был завален. Можно начать с тротуарной плитки.
Абстрактный экспрессионизм
Фотография пользователя monkeyem
Марк Ротко, «Черный на темно-красном», 1958
Негеометричный штрих художников абстрактного экспрессионизма напоминает текстуры и цвет, которые можно встретить в природе. Эмоция, и больше ничего, полное уничтожение сути объекта в пользу его цветовой и текстурной компоненты.
Как сделать абстрактно-экспрессионистскую фотографию в instagram: найти красивый, негеометричный, интересный объект с небольшим количеством цвета и снять его так близко, чтобы нельзя было понять, что это.
Поп-арт
Энди Уорхол, «Банки с супом Кэмпбелл», 1962
Фотография пользователя ainamar
Совершенно повседневные объекты, если присмотреться внимательно, могут создавать странноватые композиции — странность, в основном, в том, что они теряют при этом свою супермаркетную природу.
Как сделать поп-арт-фотографию в instagram: найти кучу обычных объектов, расставить композицию и снимать.
Комментарии
Подписаться