Икона эпохиИкона эпохи: Гейб Ньюэлл
Сооснователь и директор Valve, создавший Steam и множество знаменитых игр
Текст
Анна Савина
В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, дизайнерах, режиссёрах, музыкантах и других творческих профессионалах, которым удалось создать узнаваемый стиль и повлиять на современную культуру. Наш герой на этой неделе — Гейб Ньюэлл, сооснователь и генеральный директор компании Valve, которая разработала и издала такие известные видеоигры, как Half-Life (ей 19 ноября исполнилось 15 лет), Counter Strike, Team Fortress и другие.
Гейб Ньюэлл
(Gabe Newell)
Родился в 1962 году в Лонг-Бич, США
Сооснователь и генеральный директор компании Valve
Ранние годы и работа в Microsoft
Гейб Ньюэлл родился в 1962 году в небольшом городе Лонг-Бич в Калифорнии. В 1983 году он бросил учебу в Гарвардском университете, чтобы работать в Microsoft — основатели компании Билл Гейтс и Пол Аллен поступили также несколькими годами раньше. Ньюэлл занимался разработкой Windows, и во многом благодаря ему операционная система стала жизнеспособной. Популярная видеоигра Doom, вышедшая в 1993 году, была разработана для операционной системы MS-DOS, но к выходу Doom 2 в 1995 году Ньюэлл договорился с сооснователем id Software (компании-разработчика Doom) Джоном Кармаком, и во вторую игру из серии можно было играть и пользователям Windows. Этот пример показал разработчикам возможности новой операционной системы и способствовал росту популярности Windows.
Doom
Ньюэлл проработал в Microsoft тринадцать лет и стал одним из так называемых «миллионеров Microsoft» — первых сотрудников компании, разбогатевших на росте её акций. Он решил покинуть престижную должность, вдохновившись примером Майкла Абраша, который тоже ушёл из Microsoft, чтобы заниматься разработкой Quake. Уже закончив работать в компании Билла Гейтса, Ньюэлл не раз комментировал её релизы: например, недавно он назвал Windows 8 «катастрофой». Ньюэлл уверен, что будущее за Linux — Valve уже выпустила все свои популярные игры, адаптированные для этой операционной системы.
Valve и успех Half-Life
Гейб Ньюэлл и его сотрудник Майкл Хэррингтон покинули Microsoft, чтобы основать собственную компанию, разрабатывающую видеоигры, — так в 1996 году появилась Valve Corporation. Первой игрой компании должен был стать 3D-шутер Quiver, работающий на движке Quake. Предполагалось, что действие будет разворачиваться в космосе, главным героем будет Иван — космический байкер. Игра была готова в 1997 году, но Ньюэлл был недоволен результатом и решил продлить процесс разработки ещё на год. Так в 1998 году появилась Half-Life: местом действия стала секретная лаборатория американских учёных, а главным героем — физик Гордон Фримен, который вынужден сражаться с обитателями параллельного мира.
Многие профессионалы гейм-индустрии скептически относились к разработкам Valve и амбициям её создателей — по сравнению с id Software, компания Ньюэлла была новичком на рынке. Однако Half-Life стала очень популярной: в первый год продаж было продано 2,5 миллиона экземпляров видеоигры. В Half-Life было применено много новаторских приёмов: например, в отличие от большинства шутеров от первого лица, выпускаемых в то время, в Half-Life не было внутриигровых видео, и игрок мог управлять персонажем на протяжении всей игры. Ньюэлл не раз отмечал, что Half-Life создавалась потому, что шутеры от первого лица, которые так восхищали его в начале 1990-х, стали скучными — ряд инновационных решений помог Ньюэллу решить эту проблему.
Steam и разработка новых игр
После успеха Half-Life и выхода дополнений к игре ещё одним громким релизом Valve стал шутер Counter-Strike. Ньюэлл славится своим умением находить талантливых разработчиков и дизайнеров: формируя команду Valve, он часто нанимал не опытных, а молодых и талантливых работников, которые затем достигли больших успехов в индустрии. Именно Ньюэлл понял потенциал Counter-Strike — шутера, который сначала был модификацией Half-Life. Он приобрёл права на игру и взял в штат Valve её создателей. Кроме того, на протяжении 2000-х Valve выпустила ещё ряд сверхпопулярных видеоигр: продолжение Team Fortress, Portal, Left 4 Dead и другие.
Успех многопользовательских онлайн-игр стал толчком для развития Steam — интернет-сервиса распространения игр, производимых Valve. Изначально Ньюэлл, который всегда задумывался не только о производимых продуктах, но и о пользовательском опыте, вёл переговоры с Amazon, Cisco и Yahoo, но ни с одной из компаний ему не удалось заключить контракт для дистрибуции игр, поэтому в 2003 году был запущен Steam. Со временем с помощью сервиса свои игры стали распространять и другие компании-разработчики игр: SEGA, Atari, Epic Games.
За 10 лет существования сервиса было добавлено множество возможностей, а недавно Valve анонсировала Steam OS — операционную систему, которая позволит игрокам организовать потоковую передачу игр по домашней сети и будет иметь ещё дополнительные возможности. Кроме того, Valve готовится выпустить собственную игровую приставку Steam Machine и контроллер Steam Controller; также недавно стало известно, что в январе 2014 года в рамках конференции Steam Dev Days будет представлен шлем виртуальной реальности.
Таймлайн
1983
Начинает работу в Microsoft
1995
Doom 2 выходит для Windows
1996
Вместе с Майком Хэррингтоном покидает Microsoft и основывает Valve Corporation
1998
Выходит Half-Life
1999
Выходит Team Fortress Classic
2000
Майкл Хэррингтон покидает Valve
2000
Выходит Counter-Strike
2003
Появляется сервис Steam
2004
Выходит Half-Life 2
2007
Выходит Portal
2007
Ньюэлл выступает с критикой PlayStation 3
2008
Выходит Left 4 Dead
2010
Ньюэлл попадает в список A Name You Should Know, опубликованный журналом Forbes
2012
Ньюэлл объявляет о планах Valve выпустить собственную игровую приставку Steam Machine
2013
Ньюэлл побеждает в голосовании, организованном на сайте Next Microsoft CEO, — по мнению пользователей, именно он должен возглавить Microsoft
2013
Valve объявляет о публичном тестировании Steam Machine
Влияние
Инновации
в индустрии видеоигр
Новаторские приёмы, придуманные Ньюэллом и командой Valve в ходе создания Half-Life, были использованы многими другими разработчиками игр — например, создателями Counter-Strike, которая изначально была модификацией Half-Life.
Кроме того, бизнес-модель Steam оказалась очень успешной и принесла Valve огромную прибыль, благодаря чему компания теперь конкурирует на равных с Sony и Microsoft и имеет возможность выпускать не только игры, но и собственное «железо».
Мемы
В отличие от многих других известных представителей гейм-индустрии, Гейб Ньюэлл напрямую общается с аудиторией: он активно участвует в дискуссиях на форумах Steam, организует обсуждения вопросов, связанных с развитием Valve, и нередко отвечает на письма пользователей. Во многом благодаря этому Ньюэлл стал героем множества мемов. Кроме того, большое количество интернет-шуток посвящено задержке выпуска игры Half-Life 2: Episode Three.
Что можно найти в продаже
Комментарии
Подписаться