Интервью
Славой Жижек о брендах, видеоиграх и изнанке коммунизма
«Люди хотят жить в мире и не хотят, чтобы их беспокоили»
25 апреля в прокат выходит «Киногид извращенца: "Идеология"», вторая часть философского кинобенефиса Славоя Жижека. Поочередно перевоплощаясь в героев то «Таксиста», то «Падения Берлина», Жижек доступно объясняет, на чем строятся современные идеологии и что на самом деле Интервью: Олег Баранов |
управляет нашим сознанием в той или иной ситуации — от выбора карьеры до похода в кофейню. Look At Me поговорил с Жижеком о принципах действия больших корпораций, необходимости осмысления каждого шага и Никите Михалкове. |
|
Многие люди сегодня ассоциируют себя с левыми идеями, но при этом сидят в условном «Старбаксе». Не то, чтобы это плохо, но нет ли в этом какого-то важного противоречия?Мы все — обычные люди. И каждую секунду подчинены идеологии. Я ничего не имею против того, чтобы зайти в «Старбакс». Можно быть где угодно — главное быть уверенным в том, что ты там делаешь. Я помню момент, когда «Старбакс» только открывался и CNN брали интервью у его основателя. И он в самом примитивном идеологическом ключе сказал: «Сегодня в американских городах больше не устраивают собраний на центральных площадях. И "Старбакс" — это не только то место, где можно попить кофе, но также и место для встреч». И мы верим в эту идею объединения тех или иных людей под крышей кофейни, и у нас есть на то свои причины. Я не говорю, что нет места лучше и нам следует довольствоваться "Старбаксом", к тому же у нас всегда есть шанс сделать все по-своему. Понимаете, в нашей повседневной жизни мы все имеем дело с идеологией. При этом идеология — это не просто набор сумасшедших идей, каким был коммунизм, например, с предложениями по спасению и изменению всего мира. Это всего лишь доминирующая в обществе точка зрения на происходящее вокруг. Господствующую сегодня идеологию я бы назвал гедонистическим цинизмом. И ее сущность проста: не верьте в великие идеи, наслаждайтесь жизнью, будьте внимательны к себе. Жизнь при этом — это ваши собственные удовольствия, деньги, сила, предпочтения. Вот что я называю идеологией, и вот что проникает в наше отношение к чему бы то ни было — хоть к работе, хоть к реальности в целом. Можно воспринимать или не воспринимать это всерьез. Это ваше право. Вместе с чашкой кофе или банкой колы мы ведь употребляем и их контекст? И непонятно, кто кого еще обслуживает...В общем, об этом я и говорю. Речь же не о самой кока-коле, а о том, как она работает. И не только в смысле обещаний какого-то неслыханного удовольствия. Мой интерес — и к этому я постоянно возвращаюсь в своих работах — вызывает то, как хорошо ей удается удовлетворять наши самые сокровенные желания. Как идеология потворствует человеческому желанию делать что-то хорошее — помогать бедным и все такое. На Западе ты приходишь в «Старбакс» и видишь огромный постер, гласящий: «Наш кофе немного дороже, но 1% от продаж идет на помощь голодающим детям Гватемалы». Или: «1% идет на сохранение тропических лесов». И если ты пьешь их кофе, то в комплекте с ним получаешь некоторую долю общественной солидарности и идеологического удовлетворения. Пьешь и думаешь: «Я что-то сделал для общества!» И это действительно работает. |
|
|
Я думаю,
|
|
|
|
|
При этом большинство отмахивается от мнения, что, покупая продукцию большой корпорации, мы убиваем деревья или загрязняем озера.Да, это вторая часть той же истории. Я думаю, что вы и сами не подозреваете, какой вред вы наносите экологии своим существованием. И большинство людей вообще не хотят ничего знать об этом. Вы, наверное, будете удивлены услышать это от левого, но я в данном случае выступаю как обычный человек, коим и являюсь. Так вот, мы достаточно лицемерны. Мы думаем, что нам важно осознавать последствия деятельности крупнейших компаний, но на деле — вовсе нет. Это типично американская модель поведения. Никто не скажет: «Эй, вы, держите нас в курсе, когда будете пытать очередного заключенного». Скорее, мы скажем: «Ладно, ладно, занимайтесь своими делами, только чтобы мы ничего об этом не знали». Люди хотят жить в мире, не хотят, чтобы их беспокоили, не хотят много знать. В фильме вы эту мысль иллюстрируете сценой драки из «Чужих среди нас», говоря, что людей приходится силой заставлять быть свободными. Это же скольких нужно убедить.Во-первых, хочется сказать, что «Чужие среди нас» — это великолепное кино, я рад, что до него добрался. Возвращаясь к вопросу — я не какой-то террорист-сталинист, не призываю никого мучить. Но я хочу отметить такой парадокс: людям в каком-то смысле нравится быть в плену идеологии. Давайте рассмотрим это на примере «Старбакса» — если посетитель усомнится в искренности заявлений про помощь африканским детям, его жизнь сразу станет менее комфортной. А говоря о том, что людей нужно заставлять быть свободными, я имел в виду следующее (и я, надо сказать, довольно пессимистично настроен): людям не нужна ни свобода, ни правда. Знаете, что им нужно? Им нужно явное наличие суперэго. При понятном стремлении делать все по-своему людям нужен кто-то, кто будет говорить им, что именно им нужно делать. И не стоит в данном случае строить иллюзии по поводу западной модели демократии. Оказавшись без указующего голоса, люди приходят в замешательство и не знают, что делать со своей свободой воли. |
|
|
Вы интересуетесь видеоиграми? В последние годы они позволяют себе довольно смелые высказывания на одном с вами поле.Знаете, я слишком глуп, и мне не хватает механической памяти, чтобы играть в них. А вот мой тринадцатилетний сын — большой специалист. И он мне показывал две игры с постсоветского пространства. Первая вроде называется The Stalin Subway (в России известна как «Метро-2» — прим. ред.), где вы играете за офицера 1950-х годов, а вокруг — новое здание МГУ, секретные подземные коммуникации и все такое. А вторая — украинская, там про Чернобыль что-то. S.T.A.L.K.E.R.?Да, точно. Вообще, мне кажется, что большие западные игры вроде Call Of Duty или Assassin's Creed перестают быть просто играми. Они приобретают важное значение, и их нарративные структуры уже ни в чем не уступают кино. XX век ведь прошел под знаком кинематографа, а сейчас мы, видимо, вошли в новую эпоху — эпоху сериалов и видеоигр. И Америка, главный поставщик массовой культуры, очевидно, перебрасывает творческие силы из кинопроизводства в производство сериалов. А они ведь уже сейчас оказывают большее влияние на людей, чем фильмы. У меня нет своей теории, но было бы неплохо проанализировать с точки зрения идеологии победу сериалов над полнометражными фильмами. А вы сами смотрите сериалы?Не особенно. Но мне есть что рассказать. Я, наверное, удивлю вас, но я ненавижу голливудскую версию «Доктора Живаго» с, подумать только, Омаром Шарифом и Джули Кристи в главных ролях. Мне больше по душе одиннадцатичасовая российская версия с Олегом Меньшиковым. Ого! Я бы не удивился, если бы вы вдруг заговорили о Меньшикове в контексте «Утомленных солнцем» или «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова. Просто «Доктора Живаго» с ним даже в России далеко не все смотрели.Ох, Михалков для меня — достаточно грустная история. Вам не кажется, что он олицетворяет собой не самую приятную идею того, что большое искусство в России создается только рука об руку с государством? Так недолго поверить в то, что так называемая свобода — это что-то вымышленное. В Польше, например, похожая ситуация: Анджей Вайда ведь свои главные фильмы снял при коммунизме, так? И вообще все время был, скажем так, режиссером-патриотом. Но вернемся к Михалкову. Не считаете ли вы, что «Сибирский цирюльник» — один из худших фильмов всех времен? Нет, мне, конечно, нравится — я бы даже сказал, в сексуальном ключе, — актриса Джулия Ормонд, но я не могу соотнести ее с тем, что происходит в фильме, мне все в нем кажется каким-то нелепым. Я знал человека, который был знаком с Тарковским. И тот, умирая от рака на Западе, жаловался моему знакомому, что на Западе ему никогда бы не удалось получить средства на такой фильм, как «Сталкер». Я не пытаюсь сейчас превознести коммунизм, просто вновь указываю на парадокс: все, в том числе на Западе, так хотели разрушения коммунистического строя в СССР и надеялись, что приход туда демократии вызовет настоящий взрыв творческой активности. Но никакого взрыва не случилось. |
|
|
С другой стороны, покупая билеты в кино, большинство в последнюю очередь думает об идеологии — даже в случае Михалкова.Не совсем. Люди действительно хотят, чтобы их развлекали. Но определенным способом, продиктованным набором идей, заложенных главенствующей идеологией. И это не идеи вроде «пожертвуй жизнью ради страны и демократии», гораздо более гедонистические — «будь тем, кто ты есть», «раскрой свой потенциал», «будь креативным» и так далее. И идеология сегодня направлена именно на уважение к собственной личности. И наше поколение — в широком смысле — оказывается подчинено идеологии гораздо сильнее, чем любое другое в истории. Для ясности приведу пример. Люди часто говорят, что идеология коммунизма оказалась провальной, потому что даже в школах дети видели перед глазами все эти полные официоза тексты и не воспринимали их всерьез. Но по собственному опыту — я имею в виду жизнь в бывшей Югославии — я могу сказать, что и в правящих кругах никто не воспринимал идеи коммунизма буквально. Все были увлечены скорее идеей карьеризма. У меня есть друг, который работал в ЦК коммунистической партии Словении. Так вот, знаете, из-за чего его уволили? Из-за того, что он воспринял официальную идеологию слишком серьезно! Мне всегда было интересно, как так выходит, что официальная идеология работает только в том случае, если ее не воспринимают всерьез. В Советском Союзе, насколько я понимаю, было примерно то же самое. И эпоха Хрущева, пожалуй, была последней, когда правящие круги всем сердцем выступали за «Спутник» и все такое. После него наступило время куда более циничного правления, и номенклатура в буквальном смысле перестала верить в провозглашаемые ей идеи. |
|
|
Сейчас, выходит,
|
|
|
|
|
Сегодня любой человек может зайти в интернет и чуть ли не все про окружающий мир понять. Но приведет ли это к тому, что общество станет сознательнее?Тут в самой постановке вопроса есть сложность. С одной стороны, интернет открывает доступ ко всей информации мира любому, кто пожелает, и для этих желающих количество получаемой информации возрастает. Но для большинства, не готового особенно разбираться, а это примерно 99% всех людей, информации становится даже меньше. Раньше, читая газету, можно было наткнуться на какую-то лихую статью и удивиться. Сегодня — и меня это тоже касается — людям достаточно зайти на главную страницу Yahoo!, например, пробежаться по ленте новостей и успокоиться — потому что новости там гораздо более сдержанные и усредненные. И есть на этот счет исследования, показывающие, как расширение информационного поля на самом деле сужает пространство выбора. Причина — сами каналы получения новостей. Гегель говорил вот что: «Утренняя газета — это утренняя молитва современного человека». Сейчас, выходит, утренняя молитва — это проверка почты и чтение новостных заголовков. Довольно узкое окно в мир информации, не так ли? Мои друзья в Израиле рассказывали мне, что легкодоступные источники информации сообщают о конфликте с Палестиной в весьма невыгодном для последней свете. Правдивая информация в интернете есть, но ее нужно искать, понимаете? И интернет сегодня развивается таким образом, чтобы стена между удобной и правдивой информацией становилась все толще. Но пока все не совсем критично, интернет остается огромным полем битвы. Знаете, я полгода назад заметил одну странную вещь. Когда ты покупаешь устройство Apple — айпэд или что-то другое, неважно, то по умолчанию ты получаешь новости от News Corporation, принадлежащей Руперту Мердоку. Не хочется делать никаких параноидальных выводов и говорить, что нами всеми управляют, это скорее к тому, какие возможности дает интернет могущественным организациям. И об этом не стоит забывать. Если говорить о битвах в интернете, не могу не поинтересоваться — кто вам больше нравится, собаки или кошки?Совершенно точно — собаки. Кошки — злые и ленивые, а собаки — глупые и верные. Очень тоталитарная позиция, да? Homepage Image: Andy Miah/flickr.com |
|
Комментарии
Подписаться