Манифест
Создатели интерактивной одежды Studio XO — о моде будущего
«Может ли одежда делать больше? Несомненно, да»
В 2011 году дизайнер Нэнси Тилбери и программист Бенджамин Мэйлс основали прогрессивную компанию Studio XO, которая с тех пор занимается разработкой digital-одежды будущего — костюмов с мигающими дисплеями, светодиодами и сенсорами, которыми можно управлять с компьютера. Большинство костюмов Studio XO делает для всемирно известных поп-звезд вроде Black Eyed Peas, Fergie и Азилии Бэнкс. В отличие от большинства дизайнеров, стилисты современных исполнителей намного более смело используют технологии при создании образов — и вот уже Азилия Бэнкс носит на концертах бра в |
стиле сипанк, которое украшено стразами Swarovski и благодаря усилиям специалистов Studio XO светится в такт ее музыке. Однако в скором времени Нэнси и Бенджамин собираются создать линию цифровой одежды для повседневной жизни. По просьбе Look At Me они рассказали о будущем нашей одежды и том, как создавались знаменитые сценические костюмы. Текст: Нэнси Тилбери и Бенджамин Мэйлс Материал подготовила: Анна Савина |
|
Будущее одежды — это компьютеризация и новые, «умные» материалы. Технологии станут повсеместными и растворятся в волокнах нашей одежды. С появлением Spotify люди начали выражать себя с помощью музыкального контента — мы же заинтересованы в связи моды, поверхностей и структур, с которыми можно будет играть так же, как с цифровой музыкой. Есть шанс, что в ближайшие 10 лет благодаря изобретениям в области материалов мы сможем печатать себе digital-джинсы и, дотронувшись до их поверхности, менять их цвет. Это будет совсем другое отношение к брендам, к культуре одежды в целом. Это мир камуфляжной одежды-хамелеона, которую ты можешь напечатать у себя дома, и очень интересных взаимоотношений между дизайнером и потребителем.
Нельзя предсказать, как люди будут обращаться с цифровой модой, но фэшн-бренды должны быть готовы к большой перемене вроде той, что произошла в музыкальной индустрии десять лет назад. Модные дома должны предоставить продукт, с которым потребитель может играть, трансформировать его. Сейчас самые интересные дизайнеры — это бывшие инженеры или предметные дизайнеры. Наша компания — один из немногих энтузиастов. Нам только предстоит создать новый рынок, но я думаю, что молодые дизайнеры в этой области появятся в ближайшие пять лет. Мы приближаемся к тому времени, когда сможем компьютеризировать каждую поверхность, которая нас окружает, и это полностью изменит наше мировоззрение и мир, в котором мы живем. Сейчас компьютеры заключены в коробки, в определенные формы, но уже скоро экран телевизора окажется на стене, а мы будем рисовать татуировки, используя беспроводные экраны. |
БУДУЩЕЕ ОДЕЖДЫ — ЭТО КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ И НОВЫЕ, «УМНЫЕ» МАТЕРИАЛЫ
|
|
Мы создаем digital-одежду и хотим сделать массовыми те вещи, которые делали для знаменитых музыкантов. Это будут самые обычные предметы одежды: интерактивные топы, брюки, аксессуары. Сейчас мы исследуем фэшн-дисплеи с распознающими датчиками, возможности связи между социальными сетями и одеждой. Нас интересуют прежде всего гнущиеся дисплеи. Устройства вроде iPad прекрасны, но мы не соревнуемся с ними и не встраиваем их в одежду. Важно, чтобы текстура ткани не исчезла полностью, мы хотим создать гибридное пространство, которые напоминало бы подобные девайсы и, возможно, отчасти перенимало их функции — пусть и без суперкачественного разрешения.
Мы эксперты в области того, чтобы делать все эластичным: это очень важно, потому что в любом электронном устройстве всегда есть что-то вроде жесткого «сердца». Кроме того, мы очень много работаем с батареями. Все, что мы используем в одежде, нуждается в силе, так что мы тратим очень много времени на разработку новых зарядных устройств, новых способов вставить их в костюм и дизайна, позволяющего сделать одежду безопасной для здоровья. Что касается интеграции одежды и социальных сетей, это тоже довольно интересно, но вряд ли люди хотят носить Twitter на своих футболках, Twitter-платья — это немножко слишком. Люди — не билборды и не аккаунты социальных медиа, существуют намного более спокойные способы использования цифрового контента в одежде. Конечно, мы будем делать одежду, связанную с социальными сетями, но я думаю, что возникнут новые платформы для этого, связанные с модой, а не Facebook и Twitter. |
|
|
Последовательность работы над проектом всегда зависит от многих обстоятельств, прежде всего от клиента. Иногда мы разрабатываем концепцию в нашей лаборатории и потом думаем, какому исполнителю это подойдет; иногда стилисты, менеджеры музыканта или его креативная команда находят нас сами и предлагают создать костюм, опираясь на уже разработанную тему тура или идею мероприятия, и затем запускается механизм сотрудничества. Мы придумываем дизайн и стараемся соблюсти общую концепцию тура и все важные требования.
В зависимости от масштаба проекта, в работе над ним может участвовать до двадцати специалистов. Сначала мы встречаемся и все вместе составляем бриф, а затем начинаем дизайн-процесс: дизайнеры рисуют скетчи, инженеры — диаграммы и делают прототипы, а затем мы совмещаем это и начинаем развивать вместе. Мы всегда работаем в одной большой студии, постоянно находимся в диалоге, и у нас нет установленных обязанностей. С самого начала работы над проектом мы стараемся представлять себе необходимые для проекта материалы, делаем десктоп-сэмплы, чтобы понять, какие технологии нам понадобятся. Затем дизайнеры начинают работать немного более самостоятельно и создают выкройки, мы смотрим силуэт, посадку. Следующий этап — это создание контента: мы представляем одежду нашим кодировщикам, загружаем нужную информацию, затем тестируем, вносим какие-то небольшие изменения. Самый последний этап — финальная обработка, на этой стадии больше всего работы у LED-инженера и закройщика. Также есть интеграционный менеджер, который заведует их взаимодействием и следит за производством костюма. |
ВАЖНО НЕ ПЕРЕБОРЩИТЬ С ТЕХНОЛОГИЯМИ, ЧТОБЫ ПЛАТЬЕ ОСТАВАЛОСЬ МОДНЫМ |
|
Первым был проект, который мы сделали в сотрудничестве с Black Eyed Peas. К нам обратился стилист Black Eyed Peas Б. Окерлунд, которая работала с Леди Гагой, Бритни Спирс и Мадонной. Она увидела технологию Lumilife, которая используется в Лас-Вегасе, и хотела использовать ее для выступления группы. Окерлунд связалась со мной, и мы пошли к Роджеру ван дер Хайде, главному специалисту в Philips Lighting, тот поддержал нашу идею, и инженеры Philips занялись разработкой шоу. Нам очень повезло работать с ними, потому что они хотели показать, что можно сделать с помощью освещения. |
|
|
|
Платье Fergie для Billboard Awards 2011 было покрыто обычными электролюминисцентными кабелями, но мы запрограммировали и синхронизировали его так, что получился довольно впечатляющий силуэт. Было важно не переборщить с технологиями, чтобы ее наряд оставался модным. Обычно для таких проектов используется коробка со всеми батареями и техническим оснащением внутри, которая прикрепляется к одежде. Мы избавились от нее и интегрировали батареи прямо в плечевые вставки, так что зритель не видит ничего, кроме самого платья. Создание одежды для тура Азилии Бэнкс тоже было запоминающимся: она сейчас на очень важном этапе своей карьеры, и у нее есть доступ к очень интересной демографической группе. Ее поэзия, как и наша одежда, — это что-то перспективное и новое, поэтому сотрудничество было очень правильным: мы как бы находимся на одном этапе нашей работы. Ее энергия как музыканта невероятно вдохновляет. |
|
Вообще, источники нашего вдохновения очень разнообразны: мы как губки впитываем то, что вокруг нас, постоянно абсорбируем. Развитие технологий, связанных с графеном, может изменить все. Графен, из которого, например, можно сделать гибкие розетки, позволит сделать технологии более массовыми. Очень перспективна новость про робота Рекса, бионического человека. Вовлечение публики очень важно. Сейчас по всему миру проводится столько исследований в области гибридной кожи, digital-кожи, развития человеческой чувствительности у роботов, и это то, что нас действительно захватывает. Мы постоянно пытаемся ответить на вопрос: «Может ли одежда делать больше?» И верим, что, несомненно, да. |
|
Комментарии
Подписаться