2014Что объяснила журналистика в этом году
Главные мировые события и СМИ
Текст
Сергей Якупов
2014 год стал ключевым для объяснительной журналистики: новые медиа нашли адекватный подход к усложняющейся новостной повестке. Look At Me попросил Сергея Якупова, автора журнала mediamedia.me и управляющего редактора интернет-журнала zvzda.ru, собрать главные мировые события, без которых мы не разобрались бы без СМИ — и объяснить, почему у них так хорошо получилось.
Как появилась объяснительная журналистика?
В 1984 году было опубликовано эссе «Making Hard Facts Easy Reading» Джина Паттерсона, написанное для Washington Journalism Review.
В том же 1984 году родился Эзра Кляйн, бывший журналист Washington Post, автор блога Wonkblog.
Связать эти события несложно. Эссе, по сути, породило тренд explanatory journalism, который набрал бешеную популярность в новостных медиа в 2014 году. А Эзра Кляйн в начале 2014 года создал ресурс Vox.com, ставший визитной карточкой и синонимом этого тренда.
Две тысячи четырнадцатый две тысячи четырнадцатым, но, оказывается, среди категорий номинантов Пулитцеровской премии категория «Explanatory Journalism» существовала с 1985 по 1997 год. C 1998 года эта категория называется «Explanatory Reporting». Впрочем, то, за что давали призы в этих категориях, далеко от того, что мы за уходящий год привыкли считать explanatory. Тогда награды раздавались, скорее, за глубокое и длительное погружение в тему, раскопку ходов, связей, зависимостей, трендов.
Многие до сих пор путают подробные материалы, где каждый аспект темы разжёвывается и разъясняется, с тем, что сейчас принято называть explanatory.
Каковы её формальные признаки?
Рой Питер Кларк из Pointer так определил основные признаки современной «объясняющей журналистики»:
Отсутствие лишней и неважной информации в текстах;
За один раз рассказывается одна сложная история;
Перевод терминов на понятный обывателю язык;
Использование аналогий и сравнений;
Простые предложения;
Цифры и другие данные;
Больше визуализации;
Списки фактов, хронология событий.
То есть, explanatory — это скорее формат материала, а не жанр журналистики.
Сегодняшний взлёт популярности этого формата можно объяснить расширяющимися технологическими возможностями ресурсов, а также необходимостью как-то отделять мусор от важного, доставляя аудитории упрощённый, но не вульгарный и не дилетантский набор информации по какой-то новостной теме. Простота восприятия — вот, что может выделить материал среди миллионов подобных, которые ссыпаются бесконечным потоком в новостные ленты читателей.
Дэвид Леонхардт, основатель Upshot, считает, что необходимость возникновения этого формата продиктована тем, что в интернете появилась в свободном доступе масса различных данных, которые нужно каким-то образом интерпретировать.
Что интересного смогли объяснить в России и в мире в 2014 году?
Всплеск уровня заболеваемости
лихорадкой Эбола
Новость о том, что лихорадка Эбола начала собирать свою кровавую жатву, очень быстро разнеслась по миру, напугав даже некоторых жителей Перми, хотя сюда её занести могли только специально.
Кто:
Под руководством Эзры Кляйна сайт стал одним из основных представителей «объяснительной журналистики». Принадлежит Vox Media — издательскому дому, который также владеет The Verge, Polygon и несколькими другими СМИ.
ЧТО СДЕЛАЛИ:
Быстро написали о том, что происходит, и оценили, о чём пишут коллеги из других изданий. Чтобы каждый раз не повторять один и тот же бэк, сделали набор из 13 карточек, объясняющих, что собой представляет этот вирус, как он распространяется и т. п. При этом карточки постоянно обновлялись по мере поступления информации. Кроме того, все материалы на тему лихорадки были связаны в единый блок целой цепочкой апдейтов. Ну и чтобы окончательно добить пользователя информацией, журналисты и разработчики Vox подготовили впечатляющий набор карт и диаграмм, разъясняющих ситуацию с эпидемией.
Если посмотреть на структуру трафика и рост количества посещений сайта, то можно увидеть существенный рост как раз в июле, когда началась история с Эболой. Рост в абсолютных цифрах составил почти 15 млн: с 22 млн в месяц до более чем 37 млн. Кроме того, сервис Newswhip поставил Vox.com на второе место в своём рейтинге новичков в соцмедиа по итогам 2014 года. Социальный трафик на Vox.com составляет более 44 % от общего трафика.
Рецессия в экономике
2014 год воспринимался экономистами как год мировой рецессии. Оставим оценку событий специалистам, а сами обратимся к одному из впечатляющих онлайн-проектов, посвящённых экономике.
Кто:
В апреле 2014 года в недрах NYT родился проект Upshot, созданный бывшим главой вашингтонского бюро газеты Дэвидом Леонхардтом, — конкурент Vox.com.
ЧТО СДЕЛАЛИ:
В июне 2014 года появился масштабный проект «Как рецессия повлияла на экономику. 250 диаграмм». Интерактивные диаграммы показывают состояние разных отраслей мировой экономики. Всё наглядно, красиво и увлекательно.
Отличие подхода Upshot к объяснительной журналистике заключается в чисто технических вещах. Как минимум, здесь нет карточек, как на Vox. Но зато команда визуальной журналистики настолько крута, что может сделать визуализацию практически любой вещи. И конечно, возможность использования журналистского и экспертного ресурса NYT даёт проекту Upshot массу преимуществ.
ИГИЛ
* Решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 г. Исламское государство признано террористической организацией, деятельность которой в РФ запрещена.
В 2014 году в мире много говорили о ещё одной террористической организации — ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта).
Кто:
Журнал Apparat был создан в марте 2013 года и уже тогда поставил себе целью «объяснять, как технологии меняют традиционный порядок вещей». Но впоследствии проект отошёл от рассказа о мобильных приложениях. Летом вышел обновлённый вариант сайта, к которому термин «объяснительная журналистика» можно применить без оговорок.
ЧТО СДЕЛАЛИ:
Активная работа ИГИЛ в социальных сетях стала поводом для большого исследования журнала. Сначала редакция рассказала о том, как в организации используют Twitter, затем — «ВКонтакте». Из формальных признаков можно выделить чёткую структуру материалов, в которых каждый блок отвечал на конкретный вопрос. Кроме того, в текстах напрочь отсутствует «вода», но есть врезки со справочной информацией. Кстати, в качестве ещё одного примера от журнала Apparat можно вспомнить материал про недавний захват заложников в Сиднее.
Обвал рубля
Главное событие последних дней — обвал рубля. Так как каждый считает себя специалистом в валютных спекуляциях, освещать это событие важно как можно более беспристрастно и с минимумом оценочных заявлений со стороны СМИ.
Кто:
Пример такого освещения можно найти у Meduza, рижского проекта старой команды Lenta.ru. Нельзя сказать, что Meduza работает в чистом формате объяснительной журналистики, как тот же Vox или Upshot, но отдельные элементы этого формата на сайте можно найти.
ЧТО СДЕЛАЛИ:
Во-первых, конечно же, карточки. Во-вторых, необычный подход к контексту для новости — в виде списков, а не плоского текста с описанием. Подобные списки упрощают общее восприятие информации, а также более удобны для чтения с мобильных устройств.
Редакторы Meduza в нескольких комплектах простых и понятных обывателю карточек объяснили, что и как произошло с рублём, зачем и почему это произошло, например «Виноваты ли спекулянты в обвале рубля» или «По кому девальвация ударит больнее всего». Дальше редакция работала по стандартному сценарию: собственные материалы, агрегация материалов на связанные темы.
Протесты в Гонконге
Лето и осень ознаменовались протестами жителей региона в ответ на политику Китая ограничить уровень самостоятельности города.
КТО:
Бизнес-ориентированный проект был запущен Atlantic Media в сентябре 2012 года. Средний размер текста — 300—600 слов.
ЧТО СДЕЛАЛИ:
Quartz известен прекрасной работой с данными. Создав скрипт Chartbuilder, который позволяет быстро генерировать всевозможные графики и диаграммы, отдел разработчиков под руководством Зака Сьюарда дал журналистам необходимый инструментарий для работы с цифрами. Как результат — упрощённое восприятие сложных тем.
Спецпроект Quartz, посвящённый Гонконгу, примечателен тем, что его ведут два журналиста, максимально погружённые в тему: Хизер Тиммонс и Лили Куо. Ну и, конечно, можно отметить максимальное использование технических средств всего ресурса.
Чемпионат NBA
Журналисты оценили шансы команд на чемпионство.
КТО:
Название отсылает к количеству основных выборщиков в выборной системе США. После ряда переименований и смен владельцев ресурс перешёл под контроль ESPN и с 17 марта 2014 года вещает под брендом американского новостного гиганта.
ЧТО СДЕЛАЛИ:
Каждый материал — анализ больших данных. Одним из наиболее впечатляющих результатов работы Нэйта Силвера и его команды стали результаты выборов 2012 года. Ресурс сумел на основе анализа поступающей из избирательных штабов информации предсказать результаты голосования в 50 штатах США. Впрочем, журналистов интересует не только политика — один из спецпроектов редакция посвятила поиску идеального буррито.
Уязвимость Heartbleed
Весной 2014 года на интернет была предпринята беспрецедентная атака. Вирус Heartbleed поразил самые известные сервисы: от Gmail до Facebook. Авторы вредоносного софта сумели получить доступ к паролям и прочей личной информации пользователей, включая данные кредитных карт.
КТО:
Шотландец Пит Кэшмор основал популярнейший блог о технологиях Mashable в 2005-м. Блог сумел стать лидером в своей нише и одним из самых дорогих блогов в интернете, переехать в Нью-Йорк и развиться до транснационального новостного ресурса на технологические темы.
ЧТО СДЕЛАЛИ:
Mashable не стал долго изобретать велосипед, а сделал простые, но наглядные и полезные таблицы, собрав в них всё, что было известно на тот момент об этом вирусе, а так же то, какие сервисы оказались под угрозой. Чем не объяснительная журналистика? Всё чётко, без лишних деталей и максимально понятно.
Фотографии via Hugi Ólafsson/Flickr, Wendy Rauw/Flickr, European Commission DG ECHO/Flickr, Bryan Leung/Flickr
Комментарии
Подписаться