ВопросВопрос учёному: Почему в России мало изданий о популярной культуре?
Проект «ПостНауки» и Look At Me: учёные отвечают на вопросы
Look At Me совместно с сайтом «ПостНаука» запускает проект «Вопрос учёному», в рамках которого специалисты будут отвечать на интересные, наивные или практичные вопросы. В этом выпуске кандидат философских наук, заведующий отделением культурологии ВШЭ и научный редактор журнала «Логос» рассказывает о причинах неразвитости российской популярной культуры и отсутствия «умных» журналов о поп-культуре.
«Почему в России мало изданий о популярной культуре?»
Виталий Куренной
Кандидат философских наук, заведующий отделением культурологии ВШЭ, научный редактор журнала «Логос»
Причина первая — историческая. Современная Россия на уровне своих интеллектуальных элит (а они стареют очень медленно) — восприемница советской культурной ситуации, инерционно она продолжает себя в чем-то воспроизводить. А в этой самой советской ситуации «популярное» — это «массовое», а значит, в первую очередь, — пропаганда. Приличные люди пропагандой старались не заниматься, поэтому всегда отторгали популярную культуру, занимаясь Прустом или Гуссерлем, то есть вещами, которые по определению популярными быть не могут. C другой стороны, советское общество было очень пуританским, нормативно задавало структурные иерархии и ориентации на высокие образцы культуры, тратило на просветительские цели огромные средства — эта нормативная ориентация продолжает воспроизводиться как часть культуры людей старшего возраста.
Другая причина — травматическая. Вообще-то нормально, когда люди интересуются самыми значительными явлениями окружающей их реальности, популярная культура — именно такое явление. Но бывает так, что интерес к культуре выступает как форма эскапизма. То есть вы занимаетесь, например, исследованием культуры не для того, чтобы понимать эту самую окружающую вас реальность, а для того, чтобы от неё сбежать, от неё закрыться. Вы будете уходить в области «не для всех»: в кино, литературе и т. д., создавать и поддерживать соответствующие иерархии, где будет правильная, «высокая» культура, с которой вы будете идентифицироваться, и пошлая, низкая, популярная культура, которую можно и нужно игнорировать. Именно на такую эскапистскую модель работали как советская, так и в ещё большей мере постсоветская ситуация, первая – по идеологическим причинам, вторая – по социально-экономическим.
Комментарии
Подписаться