Стартап8 интернет-компаний, которые преображают Индию
Зарубежные модели бизнеса с индийским колоритом
Текст
Антон Мухатаев
За год в Индии появляются 800 новых стартапов — это самый высокий показатель в мире. Сейчас по всей стране их 3 100, а к 2020 году станет 11 500. У Индии даже есть своя Кремниевая долина — город Бангалор, где находится большинство молодых интернет-компаний. Look At Me собрал крупнейшие из них — те, которые преображают Индию прямо сейчас, — и сопроводил описания рекламными роликами, которые часто крутят по индийским телеканалам.
Читайте также:
Flipkart — индийский Amazon
Основана
в 2007 году
Объём инвестиций:
$ 2,5 млрд
Электронная коммерция — самая бурно развивающаяся сфера экономики Индии. Сейчас её оценивают в $ 15 млрд, а к 2019 году, когда число пользователей интернета удвоится и превысит 500 млн человек, она должна вырасти до $ 100 млрд. Как и Amazon, Flipkart сначала был интернет-магазином книг, а позднее перешёл на другие товары, начал скупать мелкие интернет-магазины и даже запустил линейку смартфонов и планшетных компьютеров под брендом DigiFlip. Совпадения с Amazon неслучайны: до того как появился Flipkart, основатели компании Сачин Бансал и Бинни Бансал (однофамильцы, но не родственники) успели там поработать. Хотя Flipkart торгует только в Индии, компания зарегистрирована в Сингапуре. Дело в том, что, когда компанию только основали, правительство не было дружелюбно настроено к интернет-бизнесу, да и сейчас в этом направлении делаются только первые шаги.
Snapdeal — индийский Groupon, ставший интернет-магазином
Основана
в 2010 году
Объём инвестиций:
$ 1,1 млрд
Пять лет назад Snapdeal зародился как сервис с лучшими скидками дня, иначе говоря — как копия Groupon. Но уже спустя 1,5 года он превратился в полноценный интернет-магазин, а также главного конкурента Flipkart и индийского отделения Amazon. В отличие от Flipkart, Snapdeal отдаёт значительную часть логистики на аутсорс, выступая посредником между продавцами и покупателями. Хотя иногда это может сказываться на качестве сервиса (Snapdeal не контролирует его на всех этапах), это позволяет бизнесу расширяться быстрее.
Ola — индийский Uber
Основана
в 2010 году
Объём инвестиций:
$ 276,8 млн
Бесконечные приключения Uber в Индии не оставляют жителей страны без удобных сервисов такси. Местный стартап Ola, впрочем, сталкивается с теми же трудностями: когда-то власти не обращали на него внимания, но после того, как водитель Uber изнасиловал молодую женщину, правительства некоторых городов запретили все приложения, вызывающие такси. Местная бюрократия запуталась: владельцев сервисов попросили зарегистрироваться в министерстве транспорта, но оно оказалось не готово регулировать работу этих сервисов. Судя по всему, 2015 год уйдёт на то, чтобы эти правила наконец появились, и пассажиры смогли почувствовать себя в безопасности. Пока же в Индии конкуренты в основном копируют друг друга: дорогие такси появились в Ola, как только на рынок Индии вышел Uber, а Uber специально для Индии запустил дешёвый сервис с маленькими такси UberGo. Ещё один заметный игрок на рынке — стартап TaxiForSure, собравший $ 44 млн инвестиций.
Quikr — индийский Craigslist
Основана
в 2008 году
Объём инвестиций:
$ 196 млн
Доска объявлений Quikr раньше называлась Kijiji и долгое время уступала на индийском рынке международному сервису OLX. Но теперь она близка к тому, чтобы вырваться в лидеры. В Индии, где покупки в интернет-магазинах ещё не вошли в привычку, без досок объявлений никак: особенно в тех районах, куда трудно доставлять товар. Помимо вторичного рынка, через Quikr индийцы предлагают и ищут вакансии и услуги, в том числе образовательные.
Hike — индийский WhatsApp
Основана
в 2012 году
Объём инвестиций:
$ 86 млн
WhatsApp — самый популярный мессенджер в Индии, где им пользуются 70 млн человек. База пользователей индийского Hike в 2 раза меньше, но отрыв скоро должен заметно сократиться. Дело в том, что создатели Hike добавляют функции с расчётом на местную аудиторию. Так, во многих районах Индии перебои с доступом в интернет, или его вовсе нет, а потому мессенджер умеет превращать неотправленные сообщения в SMS и обратно. Есть и функция скрытого чата: она понравится индийским подросткам, которые хотят скрыть переписку от родителей, исправно проверяющих смартфоны детей. А три недели назад Hike приобрела компанию Zip Phone, благодаря чему в приложении скоро появятся бесплатные голосовые звонки. Всё это поможет индийскому мессенджеру занять то же место, что на своих рынках заняли китайский WeChat, корейский Kakaotalk и японский Line.
Hungama — индийский Netflix
с бесплатной музыкой
Основана
в 1999 году
Объём инвестиций:
$ 40 млн
Компания Hungama существует уже 15 лет, и всё это время постоянно менялась. Под этим именем работают крупнейшее интернет-издание о Болливуде, рекламное агентство и разработчик видеоигр. В 2009 году все эти направления объединили под вывеской Hungama Digital Media Entertainment. Также сайт Hungama — крупнейшая видео- и фонотека Индии, которая даёт доступ ко всем фильмам за $ 7 в месяц. Сейчас потоковые сервисы в Индии жёстко конкурируют между собой: положение дел обостряют как крупные игроки из-за рубежа вроде Rdio и Guvera, так и другие индийские компании. В отличие от местных конкурентов, Hungama в минувшем году провела успешный раунд инвестиций, собрав $ 40 млн.
FreeCharge — скидочные купоны
за мобильные платежи
Основана
в 2010 году
Объём инвестиций:
$ 33 млн
Городской средний класс в Индии растёт, и бизнес ищет, как познакомить его со своими продуктами. Один из наиболее эффективных способов — сервисы вроде FreeCharge. Индийцы оплачивают через них мобильную связь, интернет, телевидение и другие услуги, а в обмен получают купоны на скидки, которые им присылают по почте или в электронном виде. Собираемые FreeCharge данные становятся бесценными для маркетологов, которые получают уникальный срез того, как индийская молодёжь тратит деньги. Поэтому следующий шаг для FreeCharge — платформа таргетированной рекламы, которая должна работать точнее, чем аналоги от Facebook и Google.
Jabong — индийский ASOS
Основана
в 2012 году
Объём инвестиций:
$ 27,5 млн
Jabong, крупнейший интернет-магазин одежды и обуви в Индии, принадлежит немецкому стартап-агрегатору Rocket Internet. Всего за пару лет он стал одним из главных сайтов для модной индийской молодёжи, любящей демократичные западные бренды. Помимо европейского и американского массмаркета, Jabong торгует аксессуарами, товарами для дома и предметами интерьера. К концу 2014 года число постоянных клиентов магазина почти достигло 25 млн человек — больше только у Flipkart. У Jabong есть и сайт Jabong World, рассчитанный на зарубежную аудиторию: там продают одежду с индийским колоритом.
Комментарии
Подписаться