ДокументАльберт Эйнштейн о том, как бороться с хейтерами
Простой и мудрый совет, как не обращать внимания на домыслы
Текст
Наталия Кудрявцева
В рубрике «Документ» Look At Me рассказывает о письмах, рукописях, записках, концептах и других объектах, сыгравших важную роль в истории науки и креативных индустрий. В новом выпуске говорим о том, как Альберт Эйнштейн поддержал лауреата Нобелевской премии Марию Склодовскую-Кюри и посоветовал ей не слушать всякую чушь.
В 1911 году Мария Склодовская-Кюри получила Нобелевскую премию по химии за открытие радия и полония. В 1903 году, когда ещё был жив её муж Пьер Кюри, она уже становилась лауреатом премии вместе с ним, но не по химии, а по физике: за исследование радиации. Однако даже когда Склодовская получила вторую Нобелевскую премию за самостоятельные исследования, ей не дали вступить во Французскую академию наук: отчасти потому, что она женщина и атеист, а возможно, и потому, что у неё, как ходили тогда слухи, якобы были еврейские корни (хотя позже выяснилось, что это не так).
Вскоре поползли и слухи о том, что у Склодовской интрига с французским физиком Полем Ланжевеном. Он был женат, но они с женой уже давно не любили друг друга и жили отдельно; она как раз и передала журналистам письма, которыми обменивались Склодовская и Ланжевен. Недоброжелатели заговорили, что Склодовская разрушает семью Ланжевенов и позорит имя покойного мужа. Когда она вернулась во Францию с конференции в Брюсселе, у дома её встретила толпа рассерженных людей. Из-за этого Склодовская вместе с испуганными дочерьми на время переехала в другое место.
В ответ на эту обструкцию Альберт Эйнштейн написал Склодовской письмо, чтобы поддержать её. Он посоветовал не слушать людские толки и не обращать внимания на журналистов:
«Уважаемая Мария,
Пожалуйста, не смейтесь надо мной за то, что в этом письме я не скажу ничего здравого. Но меня приводит в ярость, как общество выражает свою озабоченность вашим поведением, и мне необходимо выпустить накопившиеся чувства наружу. Конечно, я убеждён, что вы последовательно презираете всю эту чернь, и когда она вами восторгается, и когда она, пользуясь вами, удовлетворяет страсть к сенсационности. Я не могу не отметить, как уважаю вас за ум, устремлённость и искренность и как я рад тому, что познакомился с вами в Брюсселе. Любой, кто не относится к этим рептилиям, был и остаётся в восторге, что среди нас есть такие люди, как вы и Ланжевен, знакомство с которыми — большая удача. Если чернь и дальше продолжит уделять вам повышенное внимание, то просто не читайте эту чушь, а оставьте её тем рептилиям, для кого её сочинили.
С огромным уважением к вам, Ланжевену и [Жану Батисту] Перрену, искренне ваш,
А. Эйнштейн
P.S. С помощью комической остроты я обнаружил статистический закон, по которому двухатомная молекула двигается в магнитном поле Планка, естественно, принимая во внимание законы классической механики. Правда, в то, что закон работает в реальности, я верю слабо».
Комментарии
Подписаться