ДокументОткрытое письмо, которое победило Adobe Flash
Почему Apple поставила на HTML5
Текст
Антон Мухатаев
Начиная с этого месяца самый популярный браузер в мире Chrome переходит на блокировку рекламы, основанной на Flash, которая была чуть ли не последним оплотом стандарта в интернете. Характерно, что ещё пять лет назад Google в своей мобильной операционной системе Android делала ставку именно на платформу Adobe: так компания хотела победить iOS, которая не поддерживала Flash принципиально. Look At Me вспоминает открытое письмо Стива Джобса, с которого началось падение когда-то непререкаемого стандарта.
29 апреля 2010 года глава Apple Стив Джобс опубликовал на сайте компании открытое письмо с заголовком «Размышления о Flash». В том же месяце на рынке появился первый планшетный компьютер iPad, и Adobe настаивала, что владельцы устройства без поддержки Flash «не получат доступ к 70% веб-игр и 75% веб-видео». Были и те, кто заявлял, что Flash представляет для Apple коммерческую угрозу: якобы если компания добавит поддержку стандарта, то пользователи перейдут с платных видео и игр из iTunes и App Store на бесплатные во Flash. Но Джобс настаивал, что это не так, и привёл в своём письме шесть аргументов против Flash:
Adobe Flash — закрытая платформа. За этот аргумент Джобса справедливо критиковали: Apple тогда тяготела к ещё более закрытым платформам, чем собственно Flash. Впрочем, Джобс это признал и отметил, что, на его взгляд, именно в вебе стандарты должны быть открыты для всех — а значит, вместо Flash лучше использовать HTML5, CSS и JavaScript, которые к 2015 году и победили.
Большинство видео доступно не только во Flash, но и в формате H.264, который iOS поддерживает. Со временем это стало ещё очевиднее — особенно в этом году, когда Flash-плеер YouTube перестал быть проигрывателем по умолчанию. Что же касается игр, то, хотя до конца 2000-х и правда доминировали веб-игры на Flash, в 2010-х их место заняли мобильные игры под iOS и Android.
Это нестабильный, ненадёжный и медленный стандарт. Джобс ссылался на данные антивирусной компании Symantec и многократные тесты на мобильных устройствах, показывавшие неудовлетворительную производительность.
Flash прожорлив. И хотя к 2015 году мы уже привыкли заряжать смартфоны каждый день, фантастическая прожорливость Flash знакома всем, кто пытался в нём что-то открыть на ноутбуках или смартфонах Android.
Он не годится для тач-скринов. По словам Джобса, Flash разрабатывали с расчётом на мышь, а потому для тач-управления он совершенно не приспособлен.
Adobe медленно обновляет стандарты и почти не вводит новые. Apple не хотела быть от этого зависимой, хотя, понятное дело, такой аргумент для конечного пользователя мог звучать неубедительно — как часть корпоративной войны.
Итог очевиден. В 2011 году элементы на Flash использовали почти 50% сайтов, в 2015 году этот показатель упал до 22%. Причины просты: как и 5, и 10 лет назад, Flash работает медленно, сильно расходует заряд аккумулятора и небезопасен, а потому идея его полного истребления становится всё популярнее. Adobe не приспособила стандарт к мобильным платформам, из-за чего он неизбежно уходит в прошлое. Пять лет назад Джобс говорил именно об этом:
«Flash был создан в эру персональных компьютеров — для ПК и мышей. Adobe немало заработала благодаря Flash, и мы понимаем их желание выйти с платформой за пределы ПК. Но Flash плох во всём, что важно в мобильную эру: энергопотреблении, тач-управлении и открытых веб-стандартах.
Огромный поток медиа, которые предоставляют свой контент на мобильных устройствах Apple, показывает, что Flash больше не обязателен для просмотра видео в интернете. А 250 000 приложений для App Store — доказательство того, что Flash больше не нужен для разработки красивых и технически сложных приложений, в том числе игр.
Новые открытые стандарты, такие как HTML5, победят на мобильных устройствах (и ПК тоже). Пожалуй, Adobe лучше сосредоточиться на том, чтобы создавать удобные инструменты для работы с HTML5 и меньше критиковать Apple за то, что мы решили оставить прошлое позади».
Комментарии
Подписаться