Views Comments Previous Next Search
Статья, предсказавшая появление компьютеров и интернета — Документ на Look At Me

ДокументСтатья, предсказавшая появление компьютеров и интернета

Зарисовки о будущем технологий из эссе 1945 года

 В рубрике «Документ» Look At Me рассказывает о письмах, рукописях, записках, концептах и других текстовых объектах, сыгравших важную роль в истории науки и креативных индустрий. Сегодня речь пойдёт об эссе американского инженера Ванневара Буша As We May Think («Как можем мыслить мы»), вышедшем в журнале The Atlantic в 1945 году. В нём Буш предсказал наступление информационной эпохи и появление некоторых её проявлений, например, персональных компьютеров и интернета.

Статья, предсказавшая появление компьютеров и интернета. Изображение № 2.

Во время Второй мировой войны Ванневар Буш был директором Управления по научным разработкам и исследованиям США. Его целью было координировать работу 6000 ведущих учёных страны и добиться технологического превосходства над противниками. Статья Буша, собранная из его эссе 1939 года Mechanization and the record («Механизация и запись») и переписки с редакцией журнала Fortune, вышла в журнале The Atlantic в двух версиях: полной в июле 1945 года и обрезанной в сентябре того же года, вскоре после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Получившееся эссе в чём-то недооценило, а в чём-то, напротив, переоценило прогресс человечества в будущем — а местами предсказало его довольно точно. Основными тезисами восьми частей статьи были следующие:

  Благодаря науке человек повысил уровень контроля и понимания материального мира, но с трудом управляет всем объёмом полученных знаний. Научный процесс неадекватен времени: он мешает более тонкой специализации и замедляет исследования. Теперь человеку нужно положиться на машины, которые за несколько веков превратились из нестабильных инструментов в надёжные.

  Хранилища будут занимать по крайней мере в 100 раз меньше физического пространства. Энциклопедия Британника поместится в коробок спичек, на миллион томов хватит одной полки. Прорывы ждут и фотографию: камеры станут меньше, проще в использовании и точнее в том, как они захватывают изображения, что облегчит документирование во время исследований.

  Люди будут не печатать тексты, а наговаривать их. Такие изобретения, как вокодер, показывают, что это станет возможным уже в скором времени. Вероятно, ради того, чтобы облегчить задачу, язык человека придётся сделать более понятным машине — механизировать.

  Арифметические операции будут проводиться в 100 раз быстрее. При этом прорывы произойдут не только в математике, но и в других областях, потому что повторяемые последовательности действий так или иначе есть везде.

  Машины овладеют законами логики, для чего изобретут новый символьный язык. Также они научатся быстро обнаруживать и организовывать записи в хранилищах по заданным критериям, что автоматизирует большую часть рутинной работы.

  Устройство будущего под названием «мемекс» — это механизированная библиотека со всем, что в принципе может хранить человек. Оно состоит из экрана и подключённых к нему клавиатуры, множества кнопок и переключателей, а для хранения использует плёнку.

  Мемекс станет дополнением к памяти человека и сможет оперировать азами ассоциативного мышления. Он позволит моментально выводить на экран любые две записи, связанные друг с другом, а также переносить записи с одного мемекса на другой. У каждой записи будет путь, по которому она будет храниться, — от самого общего класса к наименьшему подклассу.

  Появится новый вид энциклопедии с ассоциативными связями между записями. Учёные, кем бы они ни были, смогут моментально находить нужные записи, количество которых практически не будет ограничено, вместе с отзывами коллег на них. Исследователь больше не будет надолго застревать на месте из-за того, что в голове приходится держать слишком много.

As We May Think напрямую повлияло на развитие технологий начиная с середины XX века. Так, именно это эссе вдохновило инженера Дугласа Энгельбарта на изобретение мышки и гипертекста — и он лишь один из многих учёных, которые строили будущее на основе того, что изложил Буш. Буша, помимо огромного количества знаний, которое люди больше не успевали перерабатывать и усваивать, беспокоило то, что наука была направлена в основном на разрушение, а не осмысление мира вокруг. Именно в этом — а не в развитии технологий ради самих технологий и убийства других людей — он видел её будущее, о чём писал уже во вступлении:

«Это не была война одного учёного, в этой войне все сыграли свою роль. Учёные, позабыв о конкуренции, делились знаниями ради общей цели, и многому научились. Плодотворное сотрудничество принесло всем огромное удовольствие, но сейчас, когда это время подходит к концу, перед многими встаёт вопрос — что ждёт учёных теперь?

Правда, перед биологами и учёными, которые занимаются медициной, этот вопрос не встаёт. Война почти не изменила их подходы к работе, и многие продолжили свои исследования в тех же привычных лабораториях, в которых работали и в мирное время. Задачи, которые они будут решать теперь, останутся во многом теми же.

А вот с физиками всё иначе: они отказались от своих академических притязаний ради того, чтобы создавать странные разрушительные устройства, они на ходу придумывали новые подходы к непредсказуемым задачам, которые ставили перед ними. Сотрудничая с физиками из стран-союзников, они помогли обратить врага вспять. Они почувствовали на себе, что значит достигнуть результата, были частью отличной команды. Теперь же, когда наступает мир, возникает вопрос, где они найдут новые задачи, достойные того, чтобы их решать».

А закончил своё эссе Буш так:

«Разные проявления науки позволили человеку построить хорошо обустроенный дом и гармонично в нём существовать. Они позволили ему сталкивать огромное количество одних людей с другими, используя жестокое оружие. И пока они не дали ему по-настоящему обуздать все знания и опыт, полученные людьми. Не исключено, что из-за войны он исчезнет из этого мира и не успеет научиться обращаться со всем этим себе во благо. Но сейчас далеко не то время, когда стоило бы подавить в себе стремление использовать науку ради нужд и желаний человека и окончательно потерять надежду на достижение результата».

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются