ЭкспериментРедизайн: Фонд развития интернет-инициатив
Раз в неделю Антон Шнайдер переосмысляет фирменный стиль известного бренда
В рубрике «Редизайн» мы рассказываем о том, как работает дизайн-мышление. Каждую неделю по заданию Look At Me дизайнер Антон Шнайдер за два часа делает редизайн логотипа компании и объясняет ход своих мыслей. Главное здесь — как происходит процесс «мозгового штурма», поиска идей и решения задачи. На этой неделе Антон переосмыслил логотип Фонда развития интернет-инициатив.
Антон Шнайдер
Начинал в Студии Артемия Лебедева ведущим дизайнером и «креативным штурмовиком», но вот уже три года занимается собственным проектным бюро S-I-L-A вместе с тремя другими профессионалами. Основная специализация: логотипы, фирменный стиль и веб-дизайн. Кроме этого, Антон разрабатывает свой собственный проект Fingarilla — приложение по созданию генеративной музыки. Жена Антона — Ксения Шнайдер, дизайнер одежды.
Было
Стало
ФРИИ — да нормально всё, обычно, никак. Зачем-то сделали аббревиатуру строчными буквами, наверное, чтобы демократичненько. Мне сразу понятно, что лого будет шрифтовым. Потому что это аббревиатура и потому что слишком размытое понятие. Попросил подумать аж троих самозванцев. Пару Александров и Кирилла.
Самозванец Александр набросал первые ассоциации. Ошибка писать название полностью — обычно все стараются сократить количество букв, а тут и уговаривать не надо клиента, он уже использует ФРИИ. Крылья ангела из денег, пхах, вау, но нет. Это может быть постером. Чисто визуально мне нравятся две стрелки-дуги, только я не понял, что это. Ступени. Батарейка из бабла как метафора подзарядки (я тоже такое придумал когда-то). Марио чеканит кэш, дальше сами знаете, если будет гриб, то сразу рост.
Александр Второй Дал лёгкий первичный анализ по ассоциациям первого уровня в виде текста. Где также сомневается, что фонду вообще нужен знак. Тем не менее, попытался сделать его. Предполагает, что люди обязательно будут воспринимать название как английское Free. Конечно, да, но нам это никак не помогает, тем более непонятно, как прикрутить свободу к фонду, который, скорее, лишает свободы. Зацепился за слова повысить, содействовать, обеспечивать, поддержка — это даёт варианты со связями между буквами.
Кирилл — парень весёлый. Мне нравится, что он как думает, так и говорит, то есть не делает поправок на реальность, без тормоза. Кстати, на штурмах я запрещаю одёргивать шутников и тех, кого несёт куда-то далеко от темы. Во-первых, их может вынести на оригинальную, годную мысль, а во-вторых, человек так устроен: пока не вышутит все свои заготовочки и типичные креативы, у него слабо бьёт поток свежих мыслей, это такой способ разогнаться. Да и когда уже весь вышутится, приходится повышать градус новыми супершутками другого уровня, что польза для штурма. Но, конечно, команда должна быть уравновешена придирчивыми земными снобами.
На основе того, что прислали ребята, я делаю первый подход к снаряду. Из объяснимых новинок — пружина со стрелкой, всё никак не могу её куда-то продать, тут она превратилась в букву Ф. Знак бесконечности, который одновременно и русская и латинская F. Тупо русская-прерусская буква Ф — это чтобы подчеркнуть, что тутошние мы, а то ведь в основном все эти фонды очень прозападные, на вид.
Нужно выбрать самое крутое. Из всей кучи оставляю две категории: красивые и понятные. Это либо буква Ф, либо просто шрифтовое начертание. Добавил вариант Знак Валют с вертикальным элементом, который делает из него Ф и похоже на дверь в хранилище банка. Но это всё-таки шуточки больше. Думаю, сводить всё к деньгам вряд ли захотят ребята.
Теперь задача — скрестить красивые с понятными. Короче, подписать надо.
В итоге я беру три варианта на показ. Простейший, дизайнерский логотипский и офигевший чёрный нефтяной ангел.
Минутка поучёбы. Хочу утихомирить всех жаждущих креатива в логотипах. Почему-то в современности считается, что в логотипе обязательно должен быть зашит какой-то смысл, причём уровня шарады или ребуса. Вроде «Ой, смотрите, у FedEx стрелочка». Окей. А ещё примеры есть? Нет. Эти? И подобные им? Это в основном фейки. Окей, да, фейки. Почти все они придуманы, а потом уже названы. То есть они не создавались как бренд или для какого-то проекта или бизнеса — это просто креативные картинки, потенциальные логотипы. И в этом нет ничего плохого, но надо понимать: обычно логотип — это всё-таки просто шрифтовое начертание.
Важно, чтобы запоминалось название, буквы — это и есть, по сути, логотипы звуков, которые мы умеем читать. А вот эти все подборки вдохновляющих логотипов — это просто совпадения, по большей части. Попробуйте найти, где эти логотипы используются. Я нашёл портфолио некоторых авторов таких логотипов, типичная картина: есть этот самый лого, он — призёр какого-нибудь очередного фестиваля и он — фейк. А остальные работы автора шрифтовые. Некоторые из них и правда хороши, но не потому что идея, а потому что красиво. Стрелочка FedEx — это случайность и хватка дизайнера. Эту стрелочку и без логотипа видно вот в предыдущем предложении.
Посмотрим на известные знаки и попробуем найти там тот уровень креатива, который требует народ. Ахаха. Нет креатива. У Apple как бы он есть, но он сложился эволюционно и, скорее, был притянут за уши, после того как Apple связались с яблоками, ну и название обязывает.
Или вот, посмотрите крутейший мультфильм, полностью сделанный из логотипов — LOGORAMA. Подавляющее большинство логотипов не имеет никакого сверхкреатива. Всё тупо. Либо надпись, либо персонаж. И главное — просто.
Взгляните на гениальную подборку айдентики, процент весёлых логотипов — ничтожный (мой пинтерест).
Сравните, как круто выглядят знаменитые логотипы, и как никак фестивальные. Как правило, шрифтовая часть у них — просто подпись к знаку. Пфф. Сюда пройдите, пожалуйста. Креатив удобно объяснять заказчику без вкуса, но когда дело дойдёт до применения лого в жизни, человек со вкусом решит сделать лого поменьше размером, чтобы понизить его уродское присутствие, будет вытягивать ситуацию стилем и вёрсткой, — он всё время будет мешать ему.
Я думаю, что весь этот поток креатива в логотипах идёт от веб-дизайнеров, которые тусуются на Дрибле. У них мозг заточен наделять знаки смыслами. Иконки должны нести в своём коде смысл, поскольку они, как новые буквы, стремятся универсально решить какой-то вопрос, стать глобальным заменителем слова. Иероглиф.
Закрепим: Логотип может быть с двойным дном или каким-то философским смыслом, или креативным наблюдением уровня скрещивания двух понятий. Но не обязан вообще. Логотип в первую очередь это подпись, это альфа-бацилла бренда; идеально, если он в себе держит код бренда, но это не только идея, это пластика, цвет, характер, настроение и пр., вкупе со стилем и остальными приколами брендинга. Главное, он должен соответствовать своему бренду и быть адекватным ему и красивым в широком понимании. Хороший логотип не стыдно на себя надеть — посредством майки или там какого-нибудь фирменного стафа. Всё же креативные логотипы из наборов «99 суперлого» тянут максимум на смешную майку.
Комментарии
Подписаться