Views Comments Previous Next Search
Я отказался от текста 
на неделю — и мне понравилось — Эксперимент на Look At Me

ЭкспериментЯ отказался от текста
на неделю — и мне понравилось

Все ли поймут тебя правильно, если ты не можешь написать ни слова

В Азии люди всё чаще общаются при помощи аудиосообщений, фотографий и стикеров, не используя текст, — просто потому, что так проще. Редактор Look At Me попробовал несколько дней общаться в таком режиме и рассказывает, всё ли у него получилось.

 

Рано или поздно в статьях об экспериментах всегда упоминают о том, что нарушили главное правило, — и эта не исключение. Я сразу дал себе поблажку: на рабочие сообщения можно ответить и письменно, но на что-то личное — ни-ни. Коллеги сразу разрешили писать в Slack, но постепенно я стал отвечать только на то, что касалось работы, — в нашей переписке обо всём, что нам казалось странным, весёлым и просто достойным обсуждения, я отвечал в основном только картинками и эмодзи. Конечно, не обошлось и без досадных промахов: я, особо не задумываясь, оставил пару комментариев в огромном и нелицеприятном обсуждении фестиваля Outline (ныне удалённом), так же случайно ответил на пару комментариев друзей и знакомых, но в остальном держался курса.

Я отказался от текста 
на неделю — и мне понравилось. Изображение № 2.

 Неважно, с кем ты общаешься при помощи аудио: с подругой, с которой давно не виделся, со знакомым устроителем вечеринок по рабочим вопросам или с девушкой — твоя переписка будет выглядеть одинаково

Итак, никакого текста (кроме знаков препинания) — только эмодзи, стикеры, видео и голосовые сообщения. В зависимости от социальной сети, мессенджера или просто приложения изменялась и мучительность происходящего. В Twitter пару твитов я отправил с помощью Siri, но понял, что это довольно бесполезный уход от собственно сути эксперимента. В Instagram один раз ответил при помощи эмодзи (спасла кнопка «Ответить») и фото подписывал ими же. Во «ВКонтакте» я стал практически видеоблогером — с той только оговоркой, что мои видео могли посмотреть максимум три человека: мои минские друзья, с которыми я давно не виделся, и вовсе устроили мне что-то вроде AMA. Facebook и Telegram в этом плане были куда удобнее: в них можно спокойно общаться голосовыми сообщениями. При этом сразу выясняются полезные технические подробности: в Facebook голос звучит хуже (но и весит, соответственно, меньше), а после минуты запись автоматически отключается, в то время как у Telegram никаких ограничений нет.

Изначально у этой статьи был заголовок «Зачем переходить на аудиосообщения» — и у меня до сих пор нет ответа на этот вопрос. Но я могу сказать точно: это попросту очень весело. Всегда можно экспериментировать — например, прислать кусок песни или городской шум. Это более доходчиво: несмотря на все ваши «эээ» и «нуу», вам будет проще сформулировать свои мысли. Проще говоря, обмен аудиосообщениями — это как сдержанный диалог, в котором никто не перебивает друг друга, а все, наоборот, внимательно слушают. А от «эээ» и «нуу» постепенно избавляешься, начиная следить за собой.

 

Друзья попросили меня записать
видеорецензию
— вот что из этого вышло

 

Мои минские друзья буквально закидали меня вопросами — и мне пришлось записывать для них кучу видео. Наверное, для них всё происходящее было веселее, чем для других моих собеседников. Мой товарищ попросил меня поделиться мнением об одном альбоме — и «рецензия» растянулась на 9 минут. Слава Энтони Фантано мне явно не грозит, но учитывая, что я не готовился и слушал альбом всего один раз, вышло забавно.

 

 

 

Я сразу написал всем, с кем общаюсь довольно часто, и иногда сразу просил их не спрашивать, почему я прислал им аудио, но большинство восприняли это как что-то абсолютно нормальное. Некоторые поддержали мои правила игры и «переписывались» со мной так же, как и я с ними. Есть те, с кем я продолжаю так общаться и сейчас. Кто-то спрашивал, всё ли со мной в порядке; знакомый диджей вернулся из Китая и сказал, что там только так и общаются; другой добавил, что в Северной Америке тоже переходят на такую схему. В последний день обсуждаю со всеми плюсы и минусы такого общения: далеко не обо всём ты можешь сказать в толпе людей или, наоборот, в кабинете с двумя людьми. Аудиосообщения заточены под мобильные — и с компьютера их можно только прослушать, но не записать; даже видео достаточно трудно отправить через обычный «ВКонтакте», в то время как с телефона это сделать проще простого. К тому же, как мне показалось, в этом есть какая-то доля эгоистичности (со мной согласились не все): тебя как будто бы не волнует, может ли человек прослушать твои сообщения и хватает ли у него времени на то, чтобы тебя послушать.

 

Это может быть и минута на размышление
из «Поля чудес», и первые 10 секунд трека Merzbow, и припев из трека Ивана Кучина,
и просто тишина

 

На второй день у меня была первая и, к счастью, последняя коммуникативная неудача: подруга написала, что не может прослушать сообщение, потому что она сейчас сидит в Facebook с мобильного (видимо, под рукой у неё не было наушников). Она хотела продолжить разговор, но мне ничего не оставалось, как извиниться за то, что я могу прислать ей только аудио — к сожалению, в том же аудиоформате. После претензии, что я всё делаю наперекор, мне пришлось потратить 10 минут на то, чтобы найти хотя бы один стикер, где было бы написано «Sorry». Если вам когда-нибудь понадобится — такой есть в наборе «1600 панд в турне». Кому-то я просто ответил в первый день, в который я мог писать, а не только говорить: это не было рабочим сообщением, но и человек мог не понять меня, если бы я прислал ему аудио. Кто-то не любит свой голос в записи и автоматически считает, что другим его тоже лучше не слышать. И последний недостаток — соединение с интернетом не всегда позволяет быстро прослушать аудио или отправить его.

Я отказался от текста 
на неделю — и мне понравилось. Изображение № 3.

Я отказался от текста 
на неделю — и мне понравилось. Изображение № 5.

 эмодзи и стикеры разбавляют полоски с аудио, но главным инструментом общения всё равно можно считать большую (в случае с записью видео — не такую уж и большую) красную кнопку

Практически все плюсы такого общения так или иначе связаны с некой таинственностью: нельзя подглядеть, о чём вы переписываетесь с людьми, если вы сидите рядом, никогда нельзя узнать заранее, о чём тебе расскажет человек (каждое сообщение — как сюрприз) и будет ли это сообщение в прямом смысле слова. Ведь, как я уже говорил выше, это может быть и минута на размышление из «Поля чудес», и первые 10 секунд трека Merzbow, и припев из трека Ивана Кучина, и просто тишина (насколько это выразительнее многоточия?). Если вы давно не видели человека, вам будет попросту приятно слышать его голос. Но даже не пытайтесь подумать о том, что это хотя бы каким-то образом усложняет слежку: голосовую почту проверять научились уже давно, а в техническом плане переписка аудиосообщениями от неё практически не отличается. Маленький факт, который это подтверждает: в Китае на днях заблокировали веб-версию Telegram (как говорят, из-за секретных чатов), в то время как с WeChat, в котором все общаются через аудио, ничего не произошло.

 

 

Визуально аудиопереписка выглядит как очередная издёвка над «настоящим общением», но на деле она ближе к реальному разговору, чем ответ скобочками: искренне рассмеяться на записи чуточку сложнее. Кто-то противится стикерам и эмодзи — пусть, но перед аудио устоять сложно; если будущее действительно за ним, я не против. Изначально эта технология упрощала жизнь тем, кому действительно непросто набирать текст: всё-таки китайцам, корейцам и японцам куда быстрее сказать что-то, нежели воспользоваться иероглифами (хотя они всё равно делают это на достаточно высокой скорости). Но иногда мои сообщения доходили до полутора минут, а мой собеседник в ответ присылал три. Как долго мы бы набирали этот текст? У меня было довольно сильное желание записать этот текст на диктофон и затем попытаться расшифровать его специальной программой, но я решил воспользоваться старым способом.

   

 

Продолжу ли я общаться с людьми аудиосообщениями? Пока не знаю. Мне кажется, это зависит от моего собеседника: если желание перекидывать аудио будет двусторонним, то почему бы и нет. Такая переписка — это как бесконечный телефонный разговор в детстве, когда вы с другом болтаете по несколько часов, разговаривая о чём угодно, и никак не можете остановиться. Я сел в кресло в аэропорту и поздравил подругу с днём рождения, предупредив, что у меня есть минута на аудио, и специально оборвал запись на слове «и», сделав иллюзию того, что я хотел сказать что-то ещё. Дни, когда я не мог написать ни слова, закончились, но решение больше говорить, чем писать, было одним из самых весёлых в жизни.

Рассказать друзьям
4 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются