Views Comments Previous Next Search

Теория малых дел: Короткий путь в большое кино

2110678
НаписалR8 апреля 2011

Двадцать короткометражек, которые стали полноценными фильмами – Уэс Андерсон, Джим Джармуш, Роберт Родригез, Пол Томас Андерсон и другие

На этой неделе в российский прокат выходит музыкальная комедия «Звуки шума». Шведская картина об идейных барабанщиках и полицейском без слуха в 2001 году была 10-ти минутной короткометражкой, которая удачно путешествовала по различным фестивалям, от Канн до Остина, и, в конце концов, стала одним из первых YouTube-хитов. Такой пример превращения из малой в большую форму — не единственный в мировом кино. По идее, каждый выпускник киношколы, снявший короткометражную дипломную работу, мечтает, чтобы она превратилась в большой фильм и сделала автора всемирно знаменитым. По вполне понятным причинам, удается это не всем — вернее, единицам. Но если такое случается, фильм практически всегда становится заметным явлением. Look At Me решил посмотреть на наиболее удачные примеры, чтобы разобраться у каких короткометражек больше всего шансов стать полным метром.

Изображение 14. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 1.

Изображение 1. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 2.


Пила

Основа: «Пила 0.5»

Жанр: ужасы
Режиссер: Джеймс Ван
Бюджет: $1,2 миллиона
Сборы: $103 миллиона

Джеймс Ван спокойно учился в киношколе в Мельбурне и вряд ли подозревал, что станет настоящей «золушкой» хорроров двухтысячных. Вместе с другом Ли Уонеллом Джеймс написал сценарий дипломной работы под названием «Пила» и благополучно экранизировал из нее одну сцену. К тому времени у Вана уже был мудрый агент и совсем независтливый преподаватель, которые и посоветовали начинающему режиссеру отправить получившуюся короткометражку в Голливуд. Неожиданный ответ от продюсеров и предложение на бюджет в миллион долларов мгновенно перенесли австралийцев в Калифорнию, где в довольно короткие сроки была снята «Пила». Через год фильм стать главным хорром нулевых и прародителем семисерийной франшизы. Пример Джеймса Вуна доказывает, что эффективный подход к дипломной работе строится не на долгих планах и вычурной драматургии — интересного захода на фильм ужасов будет вполне достаточно. 

Изображение 13. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 3.

Изображение 5. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 4.


Наполеон Динамит

Основа: «Peluca»

Жанр: Комедия
Режиссер: Джаред Хесс
Бюджет: $400 тысяч
Сборы: $46 миллионов

Практикующий мормон Джаред Хесс учился в киношколе и встретил там свою жену, с которой написал сценарий короткометражки «Peluca», и друга-продюсера, который одолжил 500 долларов на съемки. Восьмиминутная история супернедра в исполнении Джона Хедера попала на фестиваль «Слэмдэнс», стала там большим хитом и помогла компании найти небольшой бюджет, чтобы уже через год произвести настоящий фурор на «Сандэнсе» и вообще в мире своим обаятельным инди-фильмом. Для достижения успеха Хессу хватило чернобелой пленки, 16мм камеры и уникальной комедийной реальности, которую режиссер вынул из глубин собственного подсознания и небогатого жизненного опыта. 

Изображение 13. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 5.

Изображение 6. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 6.


12 обезьян

Основа: «Взлетная полоса»

Жанр: Фантастика
Режиссер: Терри Гильям
Бюджет: $29 миллионов 
Сборы: $170 миллионов

Не всегда короткометражную основу для большого фильма готовит один и тот же режиссер. В случае «12-ти обезьян» сюжет картины был найден в получасовом фильме новой волны «Взлетная полоса», которую в 1962 году снял Крис Маркер. Для французского режиссера это фантастическое слайд-шоу о Париже и обреченных катакомбах после третьей мировой войны стало переломным моментом в карьере, а история путешествия во времени главного героя в поисках необходимых для выживания артефактов стала культовой для контркультурного кино и в итоге вдохновила Терри Гильяма на экранизацию в 1995 году. Выдержка в три десятилетия и голливудский угол зрения сделали из фильма полноценное кинематографическое произведение. Крис Маркер с легким сердцем продал права и косвенно доказал, что по-настоящему атмосферное и искренне экспериментальное короткометражное кино может быть отлично основой для большого фильма. 

Изображение 13. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 7.

Изображение 9. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 8.


Бутылочная ракета

Основа: «Бутылочная ракета»

Жанр: Комедия
Режиссер: Уэс Андерсон
Бюджет: $7 миллионов
Сборы: $1 миллион

Уэс Андерсон так же начал свою интересную карьеру с перевода собственной короткометражки в большое кино. В 1994 году на занятиях по драме Уэс встретил братьев Уилсонов и решил сделать камерную криминальную комедию. 13 минут чернобелого интеллектуального безумия заметили на «Сандэнсе» и незамедлительно выдали авторам внушительный семимиллионный бюджет. К сожалению инвесторов, «Бутылочная ракета» провалилась в прокате, не смотря на то, что была обласкана критиками и так понравилась Мартину Скорсезе, что стала любимым фильмом 90-х уважаемого режиссера. Тем не менее, после такой ударной работы вполне удачно начались карьеры как самого Андерсона, так и братьев Уилсонов в Голливуде. 

Изображение 13. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 9.

Изображение 7. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 10.


Район № 9

Основа: «Выжить в Йобурге»

Жанр: Фантастическое мокьюментари
Режиссер: Нил Бомкамп
Бюджет: $30 миллионов 
Сборы: $210 миллионо

Еще один симптоматичный пример успеха – карьера Нила Бломкампа, который в 2005 году снял фантастическую короткометражку «Выжить в Йобурге», а к 2009 примерил на себе звание режиссера-визионера. Короткометражка о пришельцах-беженцах отметилась проработанным до деталей миром, дешевыми, но при этом впечатляющими спец- эффектами и тематикой апартеида под неожиданным научно-фантастическим преломлением. В карьере Бломкампа это была не первая и не последняя попытка в малой форме. В свое время режиссер закончил киношколу в Ванкувере и специализировался на фото-реалистичных спец-эффектах. После «Alive in Joburg» режиссера заметил Питер Джексон, и под его чутким руководством начались съемки «Района №9». Случай Бломкампа показывает, что для успеха в фантастическом жанре необходимо иметь выработанное мастерство и смотреть на свои истории в необычном, но понятном для зрителей контексте.

Изображение 13. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 11.

Изображение 4. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 12.


THX 1138

Основа: «Электрический лабиринт»

Жанр: Фантастика
Режиссер: Джордж Лукас
Бюджет: $700 тысяч
Сборы: $ 2,5 миллиона 

В 1967 году никому неизвестный студент Университета Южной Калифорнии Джордж Лукас снял короткометражку «Электрический лабиринт». Молодой человек придумал антиутопию, где жили и убегали от репрессивных органов правопорядка странные герои в белых одеждах. Для конца 60-х такая студенческая работа вполне себе являлась прорывом в научно-фантастическом кино, забитым несерьезными фильмами категории «Б». В течение четырех лет короткометражка с помощью лучшего друга режиссера Фрэнсиса Кополлы и студии «Universal» превратилась в полноценное кино «THX 1138», больше известное как первый полный метр создателя «Звездных войн».  

Изображение 13. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 13.

Изображение 8. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 14.


Зловещие мертвецы

Основа: «В лесах»

Жанр: Ужасы
Режиссер: Сэм Рэйми
Бюджет: 400 тысяч
Сборы: $30 миллионов

 

Знаменитая трилогия Сэма Рэйми также начиналась с малого. Молодой американский кинематографист мечтал попасть в большое кино, снимал самопальные фильмы и тщетно искал финансирование на свои проекты. Деньги нашлись сами собой после короткого метра «В лесах». Индейское кладбище, дачный домик, полная темнота и ходячий труп убедили продюсеров в том, что у Рэйми достаточно таланта для создания вменяемого фильма ужасов. «Зловещие мертвецы» не стали прямым продолжением короткометражки, но взяли много из первой попытки режиссера.   

Изображение 13. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 15.

Изображение 3. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 16.


Город грехов

Основа: «Клиент всегда прав»

Жанр: Криминальный триллер
Режиссер: Роберт Родригез
Бюджет: $40 миллионов
Сборы: $158 миллионов

В случае «Города грехов» короткометражная работа Роберта Родригеза «Клиент всегда прав» стала главным инструментом к получению прав на адаптацию. После неудачного опыта работы над сценарием третьего «Робокопа», Фрэнк Миллер возненавидел Голливуд и наотрез отказывался расставаться с правами на экранизацию своего знаменитого комикса. Единственным, кто по-настоящему хотел снять «Город грехов», оказался Роберт Родригез, и, чтобы  переубедить Миллера, он решил пропустить все необязательные моменты кинопроизводства и снял короткометражку по новелле «Клиент всегда прав». Визуальный стиль картины так понравился автору комикса, что тот сразу согласился на экранизацию, а «Клиент всегда прав» в итоге стал открывающей сценой «Города грехов».

Изображение 13. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 17.

Изображение 10. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 18.


Ночи в стиле буги

Основа: «История Дирка Дигглера»

Жанр: Драма
Режиссер: Пол Томас Андерсон
Бюджет: $15 миллионов
Сборы:  $43 миллиона

Первый фильм Пола Томаса Андерсона о зарождении порноиндустрии в Калифорнии доходил до полнометражного состояния девять лет. В 1987 году, будучи старшеклассником, Андерсон задумал и снял получасовое мокьюментари о мифическом порноактере Дирке Дигглере, прототипом которого стал знаменитый Джон Холмс. Когда речь зашла о втором полнометражном фильме, уже в середине девяностых, молодой режиссер не постеснялся обратиться к своему первому творению и сделал «Ночи в стиле буги», которая после выхода в прокат получила номинации на «Оскар» и «Золотой глобус» и обеспечила Пола Томаса Андерсона работой на долгие годы.

Изображение 13. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 19.

Изображение 12. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 20.


Кофе и сигареты

Основа: «Странно познакомиться»

Жанр: Альманах
Режиссер: Джим Джармуш
Бюджет: неизвестно
Сборы: $8 миллионов

В 1986 году Джим Джармуш был уже достаточно нашумевшим режиссером с узнаваемым стилем и, казалось бы, короткий метр не должен был интересовать состоявшего автора. Но тема табакокурения и кофейного напитка всерьез волновала Джармуша, и в итоге он снял короткометражку «Strange to meet you», где Роберто Бениньи и Стивен Райт мило беседуют на тему кофе и сигарет. Единоразовый эксперимент нечаянно превратился в долгоиграющее хобби и к 2003 году оформился в полноценный альманах, который осел на полках обязательным атрибутом коллекции среднестатистической студентки филологического факультета.

Изображение 14. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 21.

Еще 10 примеров

  • Рождественская открытка The Spirit of Christmas от Мэтта Стоуна и Трея Паркера превратилась в один из самых оригинальных анимационных сериалов на ТВ.
  • Номинированная на «Оскар» короткометражка «Сдача» Шона Элиса спустя два года после создания стала успешной одноименной картиной.
  • Картина «Небесный Капитан и мир будущего» так же начинала свой путь с малого. До съемок фильма режиссер Керри Конран четыре года мастерил чернобелый трейлер на стареньком Макинтоше, чтобы найти необходимые инвестиции.
  • «Подарок» Карла Эрика Ринша спровоцировал сразу несколько студий на борьбу за расширенную версию истории. Победили Universal, но совершенно с другим проектом, предложив многомилионный бюджет и Киану Ривза в главную роль для фильма «47 Ронинов».
  • Комедийный фильм ужасов «Атака пауков» Эллори Элкайема появился спустя пять лет после кустарно снятой работы Larger Than Life. После показа короткометражки на одном из фестивалей, продюссерская группа во главе с Роландом Эмерихом выделила режиссеру 30 миллионов долларов на съемки и Скарлетт Йоханссон на роль второго плана.
  • Источником вдохновения для игрового дебюта создателя «Бивиса и Баттхеда» Майка Джаджа «Офисное пространство» послужила его же серия мульт-скетчей «Милтон».
  • «Отточенное лезвие» Боба Торнтона так же уходит корнями в чернобелую короткометражку «Some Folks Call it a Sling Blade».
  • В 2010 году режиссер Кевин Танчароен снял Mortal Kombat: Rebirth — короткометражное визионерское решение для перезапуска франшизы знаменитой видеоигры. В результате сейчас ведутся переговоры на запуск проекта в виде телесериала.
  • CGI-зарисовка «9» Шейна Аркера продюсерскими усилиями Тима Бертона и Тимура Бекмамбетова обернулась одноименным полнометражным фильмом.
  • Фильм ужасов «Кошелек или жизнь» Майкла Догерти стал реальностью после анимацинной короткометражки.

 


Читайте также


Изображение 15. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 22.

 


Премьера: «Звуки шума»

 


Изображение 16. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 23.

 


Пять свежих музыкальных короткометражек

Изображение 18. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 24.

 


Итоги года – 2010: Короткий метр

 


Изображение 17. Теория малых дел: Короткий путь в большое кино.. Изображение № 25.

 


Лучшая российская короткометражка 2010 года

Рассказать друзьям
21 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются