Винтаж и мода: От барахолки до подиума
Анна Баттиста — о том, как винтаж проделал путь от элемента личного стиля до главного вдохновения модных домов
Что понималось под словом «винтаж» в условную эпоху до интернета? Весёлые походы в странные магазинчики, скрытые в темных дворах. Неожиданные находки на барахолках или на бабушкином чердаке. Еще недавно винтаж не был даже историей про вложения в дизайнерские вещи. Он был исключительно про то, как найти необычную вещь по доступной цене и создать с её помощью свой особый стиль.
В последние годы отношение к винтажу радикально поменялось. Известные актрисы и модели стали надевать винтажные платья на светские мероприятия, крупные интернет-магазины обзаводились целыми разделами с вещами прошлых эпох. Сейчас для винтажа наступает новый этап: он превращается в главный источник вдохновения для многих фэшн-дизайнеров. Тут, конечно, можно возразить, что это вполне естественно, так как мода состоит из постоянно возвращающихся циклов, — если бы только «вдохновение» всё чаще не выглядело как нарушение закона об авторских правах.
Слева: модель Джилл Кеннингтон в британском Vogue (1966). Справа: Prada FW 2011
Пару лет назад черные кожаные перчатки с красными ногтями, созданные Эльзой Скьяпарелли в 1936 году, появились сразу в нескольких коллекциях, в частности, у Jean-Charles de Castelbajac и Sportmax. Некоторые принты Prada в виде барочных рамок из весенне-летней коллекции 2011 года будто бы сошли со страниц старых номеров итальянского журнала Annabella. Наблюдается странное сходство между пальто Prada из осенне-зимней коллекции 2011 года и пальто, в котором модель Джилл Кеннингтон появилась в сентябрьском номере британского Vogue 1966 года. А платья с графическими квадратными принтами из той же коллекции напоминают винтажные вещи Roberta di Camerino.
Слева: перчатки Elsa Schiaparelli. Справа: перчатки Sportmax
Список современных модных дизайнеров, вдохновляющихся винтажными образами, можно продолжать долго. Он включает и Рика Оуэнcа, чьи капюшоны из коллекции FW 2011, кажется, взяты у Пьера Кардена и Fontana Sisters, увлекавшихся в 60-е ракетовидными формами. В той же коллекции есть вещь, восходящая к дутому жакету, созданному в 1937 году американским кутюрье Чарльзом Джеймсом.
1. Слева: боди Helmut Lang. Справа: Pedro Lourenço SS 2012; 2. Слева: Roberta di Camerino. Справа: Prada SS 2011; 3. Слева: образы из коллекции Fontana Sisters, 70-е. Справа: Rick Owens FW 2011;
4. Слева: жакет Charles James (1937). Справа: Rick Owens FW 2011
А посмотрите на налёт старины в рекламных кампаниях! Коллекция Miu Miu FW 2011 была очевидно вдохновлена «перевернутым треугольником», который можно наблюдать в нарядах Джоан Кроуфорд в «Милдред Пирс» Майкла Кертица. В кампании же, снятой Брюсом Вебером, актриса Хейли Стайнфелд с прической в стиле 40-х и в блестящих ботиночках выглядит точь-в-точь как старшая дочь Милдред, прекрасный маленький монстр Веда. Скажете, совпадение? Но ведь Миучча Прада сама признавалась, что принт с танцующими парами и мультяшными героями, которые катаются на серфе и играют в гольф (если помните, он появился на рубашках и широкополых шляпах в летней мужской коллекции 2012 года), — что он на самом деле вдохновлен винтажной рубашкой, найденной в Майами.
Слева: кадры из фильма «Милдред Пирс» (1945). Справа: показ и кампания Miu Miu FW 2011
Причины, по которым модные дома, дизайнеры и крупные сети магазинов обращаются к винтажу, вполне очевидны. Дело тут не то чтобы в недостатке фантазии или воображения, а, скорее, в лени и в необходимости поставлять непрерывный поток идей, которые можно быстро переупаковывать и продавать клиентам. Клиенты же, которые чаще всего молоды или просто недостаточно образованны, с энтузиазмом покупаются на очередной тренд, так как понятия не имеют, откуда взялась та или иная идея или вещь. Главная ошибка дизайнеров, которые откровенно воспроизводят конкретные вещи, состоит в том, что они уверены: никто никогда не догадается (Педро Лореншу наверняка так думал, когда повторял Хельмута Ланга в коллекции весна-лето 2012). И поэтому они подчас даже не берут на себя труд перепридумать платье или аксессуар — это к вопросу о лени.
Слева: винтажная рубашка. Справа: Prada SS 2012
Следующая стадия жизни винтажа в моде? Копирование собственного архива. Донателла Версаче недавно объявила, что создаст коллекцию для H&M, в которой перевыпустит несколько значительных вещей, созданных когда-то домом Versace. В шуме, поднявшемся вокруг этой новости, явно слышится громыхание, с которым брат Донателлы Джанни переворачивается в гробу. Самое время задать себе вопрос: не утратили ли мы смысл понятия «винтаж»? Ведь он всегда был про качество, мастерство, личность, историю, уникальность и уж точно не про то, как сделать более дешевые версии дорогих вещей. Иначе почему бы не перевыпустить в пластмассе украшения ар-деко Якоба Бенгеля и не приурочить начало продаж к выходу 3D-версии «Великого Гэтсби» База Лурманна? Вполне себе идея. А пока поройтесь на чердаке у бабушки, в тетушкином шкафу или в прабабушкиной шкатулке. Наверняка там скрываются настоящие винтажные сокровища. Только помните: если что-то найдете, сделайте так, чтобы Миучча & Co. ничего об этом не узнали.
Комментарии
Подписаться