Прямая речь: Шейн Уолтер, мультимедиа-проект Onedotzero
Создатель платформы о мультимедиа и интерактивном дизайне рассказал Look At Me о том, что такое хороший медиа-арт и успешный дизайн
|
|
Английский дизайнер Шейн Уолтер — креативный директор и соучредитель мультимедийной дизайн-группы Onedotzero, которая занимает одно из лидирующих мест в области цифрового искусства и интерактивного дизайна. Команда Onedotzero под лозунгом «Adventures in Moving Image» собирает интересных мультимедиа-художников, выпускает книги об интерактивном дизайне и курирует одноименный фестиваль. Шейн Уолтер приехал этим летом в Москву на Неделю Yota на «Стрелке», чтобы прочитать лекцию о том, как сделать цифровое искусство более понятным и интересным для обычных людей. |
TELEPHONEME | MK12 from MK12 on Vimeo.
Зачем вы придумали Onedotzero_festival?
Главная мысль, которую мы преследовали при создании Onedotzero_festival, это желание посмотреть на то, каким может быть кинематограф. Иными словами, мы хотели испытать его свежие силы. Когда мы только начинали свою деятельность, кино было очень предсказуемым и не отличалось разнообразием. Фильмы были похожими друг на друга, в киноиндустрии не предпринималось никаких шагов по дальнейшему развитию этой области. Но со временем, благодаря развитию цифрового искусства, у людей, которые не занимаются киноискусством профессионально, появилась возможность быть вовлеченными в создание фильмов.
В прошлом человек ценил и не хотел ни с кем делиться своим знанием, относясь к нему как к кладу с сокровищами
Кто решил принять участие в этом фестивале?
В основном это графические дизайнеры, потому что они могут видеть окружающий их мир с точки зрения визуальной культуры. Если посмотреть, например, на тенденцию среди независимого кино в Америке 80-х годов, то, к сожалению, почти каждый фильм делал акцент на языковой культуре, а не на визуальной: диалоги — это важно, а картинка — сама по себе. Теперь появилась возможность визуализировать окружающую нас действительность и уделять ей большее внимание. Именно графические дизайнеры делают киноиндустрию более интересной и успешной — посмотрите на спецэффекты, оформление титров, те же 3D-фильмы. Вот мы и начали искать визуально сильных дизайнеров, которым по зубам делать кино.
PIXELS by Patrick Jean from ONE MORE PRODUCTION on Vimeo.
Onedotzero постоянно придумывает лекции в различных университетах. Зачем дизайнерам образование, чему вы их там учите?
Мы старались сделать дизайн более понятным явлением, чтобы он не казался тайной за семью печатями. Дело в том, что в прошлом, человек ценил то, что знал и не хотел ни с кем делиться своим знанием: это знание было чем-то сокровенным для него. Люди относились к полученным знаниям, как к кладу с сокровищами. А сейчас мне нравится то, что люди стали более открытыми: они хотят делиться своим опытом, чтобы, например, помочь в развитии нового таланта или чтобы самому учиться у других людей, воспринимать нажитый ими опыт и всегда держать его в голове, чтобы применить в нужной ситуации.
Молодой дизайнер он зачастую бывает слишком мал для создания вправду великого проекта.
И потом, эта беда с дисциплинами. В прошлом ведь было раздельное обучение. Я думаю, мы должны сломать эти стереотипы и сделать обучение общим для всех, не делить учебу на теорию и практику. На первых этапах важно именно сотрудничество и объединение нескольких отраслей мультимедиа — в общем, способность мыслить шире, чем позволяет опыт молодого дизайнера: он зачастую бывает слишком мал для создания вправду великого проекта. Можно не только снять кино, но и трейлер к нему, рекламу, придумать постер, вирусную рекламу, специальную полиграфию, отдельный сайт — и все это будет работать на проект. Скажем, вы стилист, а я графический дизайнер. Если я работаю с вами, несомненно, я приобрету ваш опыт в мире моды и смогу в дальнейшем использовать его в своей работе. Получается, что именно так я расширяю свой кругозор. Так люди и учатся.
Howard from Julia Pott on Vimeo.
Вы еще и выставки курируете. Как вообще работает куратор? Чем он в основном занимается?
На наших выставках одна из площадок обязательно отводится под различные инсталляции. Бывает и так, что мы проводим выставку, ориентированную в основном на инсталляцию или на другую сферу мультимедиа: например, дизайн, рекламу, цифровое искусство. Эти выставки популярнее, чем может показаться: однажды мы выступали кураторами на Decode: Digital Design Sensations в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Всего лишь за одну ночь выставку посетило шесть тысяч человек! Представляете? Мне кажется, очень важной стороной наших выставок является то, что они интересны непрофессионалам. Ведь часто это очень специфические события, куда ходят только профи, одни и те же лица в знакомой тусовке. А надо, чтобы выставка заинтриговала даже тех, кто не имеет отношения к дизайну или визуальным искусствам.
Как вам кажется, как за последние 10 лет изменилось то, что можно назвать общим словом «moving image»?
Все, что связано с цифровым искусством, меняется каждый день: Onedotzero работает в этой области уже 15 лет. В основном все изменения происходят благодаря развитию технологий — меня лично эти перемены только радуют. Сегодня у каждого человека есть мобильный телефон, с помощью которого он может делать снимки, то есть в каком-то смысле выступать как художник. Кроме этого, мне кажется, изменилось отношение к визуальной культуре. Современное поколение выросло, окруженное образами, и уже не может представить жизнь без них: лучше наших родителей мы разбираемся в искусстве, фотографии, рекламе просто потому что мы куда больше видели, больше путешествуем.
Strange Arrangements from weare17 on Vimeo.
Что вы думаете о современных технологиях? Помогают ли они быть ближе к искусству или это просто средство коммуникации между людьми?
Коммуникация и делает человека ближе к искусству. Тем не менее, современные технологии не могут заменить реальное общение людей. Хотя, благодаря им, человечество приобрело возможность расширить поле своей деятельности, потому что общение всегда можно отложить на потом. Например, связаться позже, когда это будет удобно всем участникам разговора. Несмотря на то, что технологии не могут заменить живой диалог, они предоставляют возможность удобного общения между людьми, выбора правильного момента. В остальном, я думаю, всё осталось, как раньше.
Как вам кажется, какая из сфер мультимедиа развивается сейчас быстрее — реклама, дизайн, анимация, игры? За чем будущее?
За перекрещиванием и смешением. Уже сейчас внимание уделяется расширению кругозора, выходу за пределы собственного опыта. Например, если построить здание, оно может быть оборудовано всеми частями мультимедиа. То есть дело уже не касается одной архитектуры: речь пойдет об архитектуре, которая сотрудничает с дизайном и инсталляцией. Мне кажется это стоящая вещь — сотрудничество.
Какое мнение сложилось у вас о российском дизайне — может быть до или во время поездки в Россию?
Я не считаю себя экспертом в этой области. Россия мне показалась удивительной страной, которая обладает по-настоящему великой историей искусства. Мне кажется, скоро в этой стране произойдет творческий взрыв, и я жду, что последует за ним. Сейчас Россия обладает множеством талантливых людей, способных мыслить творчески. Моя работа как раз и заключается в поиске этих людей, чтобы в дальнейшем открыть их талант миру.
Комментарии
Подписаться