Попизм: 10 фактов о легенде поп-арта Ричарде Гамильтоне
Look At Me почтил память художника, вспоминая, как Гамильтон придумывал поп-арт, рисовал Мика Джаггера и издевался над Тони Блэром
|
|
13 сентября в Лондоне умер британский художник Ричард Гамильтон, которого чаще всего называют первым представителем поп-арта. Его небольшой коллаж, склеенный из вырезок популярных журналов в 1957 году, имеет в центре композиции слово "POP", от которого художников, игравших с образами обывательской действительности, и стали называть "pop artist". Художник продолжал работать до последнего момента и за несколько дней перед смертью готовил персональную выставку. Его смерть приблизила короткая болезнь, давшая осложнения. |
10 фактов о Ричарде Гамильтоне
|
|
Многие считают работу Гамильтона «Just What Is It that Makes Today’s Homes So Different, So Appealing?» первым произведением искусства в жанре поп-арт. Художник рассказывает о своем знаменитом коллаже: «Когда я интересовался феноменом попа, я никогда не ассоциировал себя с понятием, которое я использовал, чтобы описать Элвиса Пресли или вульгарную американскую визуальность с рожками мороженого и гамбургерами. Тем не менее в 50-е происходили важнейшие явления, и это время казалось не только классным моментом истории, но и определяющим временем для человечества». |
|
|
В поздние 50-е Гамильтон продолжал иронизировать над брендами и медийной культурой: один из циклов его работ имеет в названии слово Crysler. «Это были лучшие вещи из того, что я сделал, я действительно что-то изобрел - в те времени никто ничем похожим не занимался. И меня никто не поддерживал. Когда я рисовал, то спрашивал совета арт-критика, что он думает о моих картинах, а он отвечал: „Я думаю, они дурацкие“. |
|
|
Именно Гамильтон во время преподавания в арт-колледже был одним из первых, кто обратил внимание и поддержал молодого британского художника Дэвида Хокни. Гамильтона впечатлила живость его работ и яркие цвета. |
|
|
Гамильтон оформил культовую музыкальную обложку „The White Album“ The Beatles, на которой были изображены „отсутствующие члены группы“. Позже Гамильтон вспоминал, что хотел сделать что-то противоположное обложке предыдущего альбома битлов „Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band“: „Дизайн Питера Блэйка был переполнен людьми и очень ярким. Я решил, что будет уместно сделать совсем другой альбом, просто белый“ |
|
|
В конце 60-х Гамильтон работал с образами других поп-звезд своего времени: его картина Swingeing London (игра слов: общепринятого „свингующий Лондон“ и „удар“ - swinge) изобразила Мика Джаггера в наручниках на заднем сиденье полицейской машины, который загораживает лицо от папарацци рукой в наручниках. |
|
|
Гамильтон придумал одно из самых исчерпывающих и интересных определений поп-арту: „Поп-арт — это популярный (сделанный для массовой аудитории), мимолётный (для краткосрочного периода), одноразовый, дешёвый, массово производящийся, молодой (нацеленный на молодость), остроумный, сексуальный, хитрый, гламурный, большой бизнес“. |
|
|
Гамильтон иллюстрировал „Улисса“ Джойса. |
|
|
Художник никогда не стеснялся высказываться о недоверии к власти. Одна из его известнейших инсталляций „Комната терапии“ (Treatment Room) посвящена голодной забастовке в Ирландии во времена правления Маргарет Тэтчер. |
|
|
Одно из последних высказываний Гамильтона о политике — образ „Шок и трепет“, на котором Тони Блэр одет в ковбойский костюм. Проамериканская политика британского правительства была объектом критики и насмешек все время премьерства Тони Блэра: художник сказал, что придумал этот образ, когда увидел щеголеватого и самодовольного Блэра во время одной из совместных конференций с Джорджем Бушем. |
|
|
Серьезный проект последних лет жизни Гамильтона — серия „Modern Moral Matters“ об образах аморальности и добродетели в обычной жизни, среди заменитостей и статусов. На его картинах среди прочего узнаются солдаты и лорды. |
Британские медиа сразу же отреагировали на смерть художника, в них были опубликованы комментарии ученика художника Дэвида Хокни, галериста Гамильтона Ларри Гагосяна и искусствоведа Николаса Сероты:
Дэвид Хокни, художник: «Дорогой Ричард, очаровательный человек и художник в моей жизни. Он разговаривал с молодыми художниками и всегда ободрял их. У него всегда были интересные гости, а еще, казалось, он любил неопределенность. Все интерпретации были интересны Ричарду, он многому научил меня, как и многих других художников».
Ларри Гагосян, Gagosian Gallery: «Гамильтон был очарован аутентичностью образа в современной культуре и влиянии образов на политику и мораль, что держало его всегда во главе современного искусства. Его влияние на следующие поколения художников неизмеримо. Мы потеряли одну из наших главных звезд».
Николас Серота, в прошлом — куратор Whitechapel Gallery, Tate Modern и председатель Turner Prize:
«Эта увлеченность обществом потребления была критичной, это была моральная позиция художника, настолько же очевидная, как и его недоверие политическому истеблишменту — от Тетчер до Тони Блэра».
Комментарии
Подписаться