Прямая речь: Мэтт Мур, дизайнер
Look At Me поговорил с известным графическим дизайнером о Москве, проектах мечты и о том, как дизайнер работает сам на себя
В Москву на открытие Sretenka Design Week в «Цветном» приехал американский графический дизайнер Мэтт Мур, известный своими яркими проектами для Ray Ban, Ford Focus и Google Chrome и иллюстрациями в Wired. Сам Мэтт Мур называет свой стиль «вектор-фанк»: в своих работах он сочетает векторную графику и насыщенные цвета.
Давайте с самого начала — вы помните свою первую работу в качестве графического дизайнера? Что это было?
Я обычно на вопрос, когда я стал дизайнером, отвечаю: «Не могу вспомнить, когда я переставал им быть». Все ведь как-то очень само собой получилось: я рисовал с детства, в школе изрисовывал блокноты и тетради, будучи подростком, увлекся граффити, затем поступил в арт-колледж, много рисовал на холсте. Потом мне стало интересней заниматься лого и шрифтами, но граффити и живопись все время присутствовали в моей жизни. Сейчас все совсем перемешалось: я делаю что-то среднее между абстрактным искусством, векторной иллюстрацией и граффити.
Даже в маленьком городе, где останавливаешься, только чтобы заправить бензобак, можно найти вдохновляющие детали
А ваша первая стена, которую вы расписали? Как вы ее нашли?
Самую первую не помню, но скорее всего это была даже не стена, а пространство где-то под мостом, чаще всего мы рисовали именно там. Граффити было моим самым большим увлечением в подростковом возрасте, в тринадцать-четырнадцать лет я рисовал постоянно. Буквально недавно я был в Бостоне, своем родном городе, некоторые из расписанных тогда стен сохранились, и я вам скажу: они ужасны!
У вас есть какие-то места, которые вас вдохновляют? Города, улицы, помещения?
Я очень люблю путешествовать. Даже в маленьком городе, где останавливаешься, только чтобы заправить бензобак, можно найти вдохновляющие детали. Но, пожалуй, больше всего я люблю Барселону, Сан-Паулу, Париж и вот теперь Москву. Мне очень импонирует устройство Барселоны, она как будто состоит из разноцветных кубиков, но каждый из них рукотворен и уникален. Сан-Паулу и вообще бразильские города в этом похожи на Барселону.
В Москву Мэтт Мур приехал, чтобы сделать несколько граффити в «Цветном» и выставить в пространстве торгового центра несколько новых 3D-работ
А что насчет Москвы? Вы прожили здесь некоторое время в августе и сентябре — что впечатлило вас больше всего?
Может показаться пафосным, но я здесь стал по-другому ощущать город. Это все из-за языкового барьера. Я много раз терялся в городе и зачастую не мог спросить дорогу или хотя бы понять, где я нахожусь. Будучи в таком состоянии, начинаешь иначе воспринимать цвета, тени, формы, очень непосредственно видишь все вокруг, и это удивительный опыт.
Самое время прилететь инопланетянам и сказать:
«Эй, ребята, давайте к нам!»
Америка, Европа и Россия сильно отличаются друг от друга? Или в их культуре много общего?
Если говорить именно о культуре, то, на мой взгляд, сейчас все стало интернациональным. Раньше, если какая-то крутая идея появлялась в одном городе, вокруг нее начинало развиваться локальное комьюнити, и только через некоторое время движение разрасталось и распространялось географически. Сейчас интернет все изменил — если твоя идея действительно крута, то ее в момент подхватят во всех точках земного шара. Информация доступна всюду, и люди, мыслящие в одном направлении, есть как в Америке, так и в Европе, России. Безусловно, существует культурное наследие, история, но в целом у меня такое ощущение, как будто мы все сидим в одной большой деревне. Самое время прилететь инопланетянам и сказать: «Эй, ребята, давайте к нам!»
Есть ли у вас проект мечты? Может быть, гигантская стена, декорации для фильма, интерактивная инсталляция?
У меня есть одна такая грандиозная идея — я хочу взять небольшой город и полностью придумать для него дизайн среды, всю концепцию вплоть до самых мелочей. Разметка дорог, знаки, указатели, мусорные баки, уличные фонари, люки — в общем, все, что вы видите на улицах каждый день. Это был бы самый удобный и красивый город.
Если меня что-то не устраивает в итоговом результате работы, я иду вечером в свою личную мастерскую и рисую все так, как я хочу, только для себя
Из более выполнимых проектов — я давно хотел попробовать поработать в области предметного дизайна, и вот через две недели у меня выйдет коллекция мебели. Это очень важный шаг для меня, я долго работал над этим, и в итоге там есть, правда, классные вещи, и крупные, и небольшие — все с характерными яркими графическими элементами.
Другие работы Мэтта Мура
У вас бывают трудности в работе, непонимание с заказчиками? Бывало, что вашу работу отклоняли, и почему? Что вы делаете в таких ситуациях?
Мне, кажется, везет, я работаю только с теми людьми и брендами, к которым у меня лежит душа. В коммерческих работах мы действительно чаще всего хотим одного и того же. Я участвую в большом количестве коллабораций самого разного характера — от журналов до очков, автомобильных компаний и брендов одежды. Порой в такой работе с большим количеством участников возникают разногласия, но это не проблема, все можно решить в ходе обсуждения, и зачастую получается даже лучше, чем я изначально задумывал. Но если меня все-таки что-то не устраивает в итоговом результате работы, я делаю так — иду вечером в свою личную мастерскую и рисую все так, как я хочу, только для себя. Можно сказать, таким образом выпускаю пар. Ложусь спать и наутро уже совсем по-другому смотрю на проблемы вчерашнего дня, они оказываются совсем не такими значительными.
Среди разноцветных треугольников они могут увидеть носорога или арбуз, и я даже начинаю всматриваться,
где же они там
Вам интересно, что говорят обычные посетители ваших выставок или люди на улицах с граффити? Вы интересуетесь их мнением?
Да, мне очень интересно! Я все же не такой уж публичный человек, это позволяет мне ходить анонимно среди посетителей моих выставок и слышать их мнения. Порой среди разноцветных треугольников они могут увидеть носорога или арбуз, и я даже начинаю всматриваться, где же они там. Абстрактное искусство тем и отличается, что не навязывает тебе никаких образов, а само задает вопрос: что ты здесь видишь?
Каким был лучший комментарий о ваших работах?
Мне особенно запомнился один человек в Лионе. Я рисовал там граффити на гигантской стене в течение нескольких дней, и вот он, проходя мимо, остановился и начал что-то возмущенно говорить по-французски, размахивать руками. Я подошел и попросил объяснить, в чем дело. Он сказал, что даже его четырехлетний сын нарисует лучше. Такое типичное обвинение, но я подумал, что было бы круто, если бы его сын действительно так рисовал.
Фотографии с выставки: Катерина Шилоносова
Смотрите также:
Комментарии
Подписаться