15 главных дизайнеров киноафиш
Кинопостер как произведение искусства: Графические дизайнеры, которые сделали афиши для фильмов объектом внимания
Постер как произведение искусства, а не просто как инструмент рекламы, начали воспринимать в двадцатые годы прошлого века - когда, в частности, появились работы братьев Стенберг. Затем на долгие годы слава закрепилась за американскими графическими дизайнерами и иллюстрататороми, создававшими афиши к голливудским картинам и задававшими планку для остальных. Хотя это не помешало независимо развиваться национальным школам плаката, в том числе чешской и польской.
Талантливые художники-оформители братья Владимир (1899 - 1982) и Георгий (1900-1933) Стенберги создавали плакаты к советским и зарубежным фильмам для Совкино в течение десяти лет, начиная с 1923 года. За годы работы они успели сделать более трехсот афиш, в которых было заметно влияние конструктивизма. Братья часто прибегали к гротеску и придумывали фантастические сюжеты. Уже тогда они смело экспериментировали с изображениями - соединяли фотографию и рисунок и вводили броский цвет.
Эл Хиршфелд (Al Hirschfeld) (1903 - 2003) является одним из самых известных американских дизайнеров киноафиш, чьи работы до сих пор остаются классикой жанра - яркие карикатурные персонажи и обильное использование слов. Свои первые афиши он сделал еще в тридцатые годы двадцатого века - "Золотой век" Голливуда, - когда были популярны фильмы с Джуди Гарланд, Мики Руни, Бастером Китоном и Чарли Чаплином. Эл говорил: "Когда я спешу, то у меня получаются сложные, детализированные афиши. Когда же, наоборот, у меня много времени, они получаются простыми."
Иллюстратор Рейнольд Браун (Reynold Brown) (1917-1991) сделал свой первый постер для фильма с Грегори Пеком "Мир в его руках" в 1952 году. Затем он получил еще несколько заказов, которые и определили его судьбу, как дизайнера киноафиш. За свою двадцатилетнюю карьеру он успел сделать более 250 постеров, которые отличались драматизмом, яркостью красок и фантастичностью. Но из-за частичной парализации, случившейся в 1976 году в результате серьезного приступа, ему пришлось прекратить работу над афишами.
Легко узнаваемые афиши американского дизайнера кинопостеров Сола Баса (Saul Bass) (1920 - 1996) отличаются лаконичностью, четкостью идеи и нотками юмора или сатиры. Как сам он говорил о своей дизайн-философии - "символизируй и объединяй." Его уникальный стиль привлек к работе с ним таких известных режиссеров, как Альфред Хичкок, Стэнли Кубрик, Билли Уйлдер, Мартин Скорсезе и Спайк Ли, для которых постеры Баса стали последним штрихом к картине.
За свою семидесятилетнюю карьеру графический дизайнер Билл Голд (Bill Gold) (р. 1921) успел создать несколько тысяч постеров - от "Касабланки" (1942) с Хамфри Богартом до "Дж. Эдгара" (2011) с Леонардо Ди Каприо - а также поработать с лучшими голливудскими режиссерами - от Стэнли Кубрика (Голд разработал постер для "Заводного апельсина", который режиссер не утвердил) до Клинта Иствуда. Последний, будучи ярким почитателем таланта дизайнера, отметил как-то: "Первая картинка большинства ваших любимых фильмов вероятнее всего принадлежит Биллу Голду".
Боба Пика (Bob Peak) (1927-1992) часто называют "отцом современного голливудского киноплаката". За свою карьеру он успел сделать постеры к более, чем ста фильмам - первым из которых был "Вестсайдская история" (1961) - и совершить несколько революций в этом жанре. В 1960-е он ушел от обычных коллажей к красочным детализированным постерам - "Моя дорогая леди" и "Камелот", а 1970-е увлекся научной фантастикой. Именно руке Боба Пика принадлежат постеры к фильмам "Роллербол", "Стар Трек", "Супермен" и "Экскалибур".
Начиная с 1960-х годов, американский иллюстратор Ховард Терпнинг (Howard Terpning) (р. 1927) создает красочные киноафиши с главными героями крупным , в том числе к таким известным фильмам, как "Клеопатра" с Элизабет Тейлор, "Доктор Живаго" с Омаром Шарифом и "Звуки музыки" с Джули Эндрюс. В 1967 он разработал более современную версию постера к фильму "Унесенные ветром."
С первого взгляда узнаешь юмористичные работы Джека Дэвиса (Jack Davis) (р. 1924), больше напоминающие комиксы, чем киноафиши. Потому что создается впечатление, что на нарисованных им афишах что-то происходит: главных героев всегда окружает десяток людей, вносящих хаос в картинку и приводящих её в движение. Не удивительно, что именно Джек Дэвис создал постер к фильму "Это сумасшедший, сумасшедший, сумасшедший, сумасшедший мир."
Стивен Франкфурт (Stephen Frankfurt) (р. 1931) долгое время успешно занимался рекламой и был реальным Доном Дрейпером (главный герой сериала "Mad Men", работающий в рекламном агентстве - Прим. ред.) В начале 1960-х режиссер Алан Пакула попросил Стивена сделать титры для фильма "Убить пересмешника". Затем его пригласили разрабатывать рекламную кампанию для фильма "Ребенок Розмари", в том числе и афишу. И так как он привык удивлять своих клиентов, то Стивен, начав активно работать над постерами, разработал свой собственный стиль - элегантный, четкий и лаконичный. На его афишах - "Скоростной спуск", "Хороший сын" и "Волк" - нет ничего лишнего, только главные герои крупным планом .
Итальянский иллюстратор Ренато Касаро (Renato Casaro) (р. 1935) сначала работал у себя на родине над афишами для фильмов ужасов, а также сотрудничал с лучшими итальянскими режиссерами того времени - Бернардо Бертолуччи, Серджио Лионе, Фрэнсис Форд Коппола и Дарио Ардженто. Затем, в середине шестидесятых, он отправился в Голливуд, и при помощи продюсера Дино де Делаурентиса стал первым успешным европейским дизайнером киноафиш в Штатах.
Графический дизайнер и иллюстратор Том Джанг (Tom Jung) начинал свою карьеру в конце 1950-х годов с переделки европейских плакатов под американский вкус - "Дорога" Федерико Феллини и "И Бог создал женщину" Роже Вадима. Затем ему стали поступать заказы на создание оригинальных плакатов - "Башмаки рыбака", "Бабочка" и "Комната сверху". Но сейчас его имя больше ассоциируется с фильмами "Звездные войны" и "Индиана Джонс", афиши к которым он разработал в 1970-1980-е годы.
Американский художник Дрю Стрюзан (Drew Struzan) (р.1947) известен своими футуристическими постерами к таким блокбастерам, как "Звездные войны", "Индиана Джонс" и "Назад в будущее", а также к фильмам "Бегущий по лезвию бритвы" и " Батарейки в комплект не входят". Даже сейчас, в свои шестьдесят, он остается одним из самых востребованных художников в этой индустрии, разрабытывая постеры для фильмов "Хеллбой" и серий "Гарри Поттер".
Британский художник Филипп Касл (Philip Castle) (р.1943), создает свои работы при помощи распылителя краски. Он является не только автором обложек альбомов таких известных музыкантов и групп, как Дэвид Боуи, The Cars, Pulp и Metronomy, но культовых постеров фильмов Стенли Кубрика - "Заводной апельсин" и "Цельнометаллическая оболочка."
Вдохновленный мультфильмами и комиксами, художник Джон Элвин (John Alvin) (1948-2008), стал популярным дизайнером афиш в то время, когда студии не охотно работали с дизайнерами - фрилансерами. Его реалистичные, но в то же время футуристичные работы привлекли внимание людей со студий. Эта была эпоха "Звездных войн", "Парка Юрского периода", "Гремлинов" и "Хищника". Одними из последних его работ были афиши для трилогии "Властелин колец" и "Пиратов Карибского моря".
Британец Джереми Сондерс (Jeremy Saunders), живущий сейчас в Сиднее, представляет новое поколение дизайнеров киноафиш. Любящий экспериментировать и работать в разных стилях, он может создать ретро-плакат в стиле пятидесятых для фильма Джорджа Клуни "Доброй ночи и удачи", затем ультра-яркий плакат для фильма режиссера-бунтаря Хармони Корина "Мистер Одиночество" или пугающе сюрреалистичный плакат для ужастика "Вымирающая порода".
А также на заметку:
Джерзи Флисак (Jerzy Flisak) (1930 - 2008), Польша
Эгил Харалдсен (Egil Haraldsen), Норвеrия
Ян Леница (Jan Lenica) (1928-2001), Польша
Зденек Циглер (Zdenek Ziegler) (р. 1932), Чехия
Мартин Энсин (Martin Ansin), Уругвай
Комментарии
Подписаться