Игра в отражения: 10 художников, делающих автопортреты
Уорхол, Кало, Шерман и еще 7 художников, использовавших в качестве моделей для работ самих себя
Разнообразные интерпретации на тему автопортретов от 10 известных художников и фотографов.
Итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) (1888 - 1978) является одним из предвестников сюрреализма в современной живописи. Но в 1920-е годы он отказался от своих взглядов на искусство и стал работать в реалистической манере, создавая, наподобие Рембрандта, свою жизненную летопись при помощи серии автопортретов.
Более половины из 200 работ мексиканской художницы Фриды Кало (Frida Kahlo) (1907 - 1954) – автопортреты, с помощью которых она выплескивала эмоции и пыталась понять саму себя: "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что я сама - это тот предмет, который известен мне лучше всего". В своих автопортретах она предстает серьезной и мрачной, а весь ураган чувств Фриды проявляется в окрушающих её деталях, фигурах и фоне. Первый свой автопортрет она нарисовала в 18 лет, будучи прикованной на долгое время к кровати после страшной аварии. Творчество стало для неё настоящим спасением.
Американский художник и фотограф Чак Клоуз (Chuck Close) (р. 1940) получил славу одного из лучших фотореалистов современности, создавая огромные портреты самого себя и своих друзей и родственников. Страдая лицевой слепотой (испытывать трудности в узнавании людей - Прим. ред.), он использовал творечество как своего рода терапию: "Если я работаю с чьим-то лицо, то я точно представляю, как этот человек выглядит. Я должен был делать картинки с людьми, которых я люблю, чтобы отличать их от остальных". В результате, за более чем 30 лет карьеры в портфолио Чака появились абсолютно разные по стилистике автопортреты - написанные маслом, поларойдные снимки-мозайки, традиционные фотографии, с использованием смешанной техники.
Американская художница и фотограф Синди Шерман (Cindy Sherman) (р. 1954) уже более чем 30 лет играет в своих проектах одновременно несколько ролей - фотографа, стилиста, модели, парикмахера и визажиста. Вдохновленная вопросом современного социального устройства общества и гиперреальностью, созданной телевидением, журналами, интернетом и кинематографом, она исследует понятие самоидентичности. Каждый раз она предстает перед публикой как героиня очередного голливудского фильма - от послушной студентки до стареющей социалистки: "У меня хорошо получается использовать моё лицо как полотно...Я увижу фотографию персонажа и сразу стараюсь повторить это на своём лице. Я думаю, я настоящий наблюдатель, и смотрю, каким должен получиться человек, наблюдая за ним на улице и подмечая детали, которые делают его тем, кто он есть."
Японский художник Ясумаса Моримура (Yasumasa Morimura) (р. 1951) не просто фотограф, но и, как Синди Шерман (Cindy Sherman), постановщик и единственное действующее лицо своих работ. В них он искусно перевоплощается в канонические фигуры поп-культуры - Мерилин Монро, Лайза Минелли - и героев полотен Леонардо да Винчи, Венсента Ван Гога и Фриды Кало. Моримура сталкивает в своих автопортретах западную и восточную культуры, пропуская через призму собственной фантазии, поисков и переживаний.
В 1970-е годы молодая американка Франческа Вудмэн (Francesca Woodman) (1958-1981), выросшая в творческой семье и вдохновленная работами Фриды Кало (Frida Kahlo) и Ханса Белмера (Hans Bellmer), делала интимные и женственные черно-белые серии автопортретов. В её работах тело выступает своего рода доверительным посредником между её миром и окружающей средой. С момента совершения Франческой самоубийства (она выпрыгнула в из окна лофта на Манхэттене - Прим. ред.) и до сегодняшнего дня её работы активно обсуждаются профессионалами и начинающими фотографами и выставляются в галереях. Смерть принесла Франческе желаемое признание и убрала из её работ понимание времени и пространства.
На протяжении 10 лет фотограф Кимико Йошида (Kimiko Yoshida) (р. 1963), сбежавшая из патриархальной Японии в эмансипированную Францию, создает уникальные свадебные наряды, смешивая различные культуры и подключая своё воображение. В своих автопортретах она предстает то африканской царицей, то японской гейшей, то снежной королевой, тратя на подготовку и сами съемки порядка 10 часов. Прежде всего, с их помощью она стремится показать разрушение индивидуальности и потерю собственного лица.
Американский фотограф Салли Манн (Sally Mann) (р. 1951) известна своими откровенными и неоднозначными семейными и детскими фотографиями, в которых моделями выступают её собственные дети и муж. В своих работах она исследует соотношение понятий старение, смерть, упадок с понятиями любовь, доверие. красота и юность. С недавних пор она начала исследовать своё собственное лицо и сделала серию амбротипов, используя для этого стекло и черную краску.
Художник Энди Уорхол (Andy Warhol) (1928-1987) делал автопортреты всю свою творческую жизнь, начиная с конца 1940-х, но наибольшую известность получили его более поздние картины и поларойдные снимки: "Я рисую картины со своим изображением, чтобы напомнить себе, что я еще здесь." В большинстве его автопортретов не стоит искать честности или истинных чувств, он выступает лишь как актер, исполняющий роль на глазах у публики. Тем не менее, по ним можно проследить как менялся стиль Уорхола и его взгляд на окружающий мир.
Художник из Бруклина Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) (1960 - 1988) начинал с расписывания граффити стены домов, вагонов и заборы на Манхэттене. Вскоре, после знакомства с Энди Уорхолом (Andy Warhol), за его картинами и даже набросками началась охота. За свою недолгую карьеру, с 1979 по 1988, он успел создать сотни произведений, среди которых были брутальные автопортреты. Вдохновленный работами Пикассо и Поллока, джазом и своими африканскими корнями, он старался отобразить буревавшие на тот момент в нем чувства и эмоции - боль, гнев, негодование и стремление к независимости и признанию.
Комментарии
Подписаться