«Оскар» без сюрпризов
«Фарго» против «Английского пациента» и еще 20 случаев того, как «Оскар» разочаровал зрителей, попав не в те руки
Сегодня в Лос-Анджелесе вручили очередных «Оскаров». Каждый год люди, чаще всего как-то по инерции, следят за церемонией, делают свои прогнозы, иронично шутят (типа «а представьте, если выиграет "Боевой конь"?») и ждут каких-то сюрпризов. Но американские академики по обыкновению остаются расчетливыми и предсказуемыми, даже если отдают приз иностранному черно-белому немому фильму. Поэтому большинство любителей кино уже давно скептически относится к оскаровским псевдоинтригам и все реже обращает внимание на лейблы «Оскара» на постере какого-нибудь очередного «Влюбленного Шекспира».
Всем уже как-то без особых объяснений ясно, что гарантом успеха на «Оскаре» являются гуманистические темы, эпические постановки, выслуга лет в Голливуде и статус Джека Николсона. Грубо говоря, на фоне актуальных фестивальных кинооткрытий и новых героев мирового кино очередная золотая статуэтка для Мерил Стрип (пусть и заслуженной) выглядит довольно комично. А фильмы-фавориты, упрямо застрявшие в прошлом, делают кинематографическую отсталость «Оскара» особенно заметной.
Подтверждая расхожее мнение, что «Оскары» давно дают не тем и не за то, Look At Me выбрал самые спорные и в то же время типичные вердикты киноакадемиков за последние двадцать лет. Также, справедливости ради, мы вспомнили несколько моментов, когда «Оскар» все-таки удивил нас и оказался в правильных руках.
1992
В номинацию «Лучший фильм» не включили «Бешеных псов» с уже заметным и ярким молодым талантом Тарантино, ну или хотя бы «Бартона Финка» с золотом из Канн. Вместо них академия предпочла номинировать мимимишный диснеевский мультфильм «Красавица и чудовище».
1995
Киноакадемия спохватилась и все-таки заметила Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом», но лишь после того, как его фильм стал феноменом Каннского кинофестиваля и все стали говорить о триумфе независимого кино. Но награду все равно отдали «Форресту Гампу», словно специально придуманному для «Оскара».
1996
Очередная нелепая история с выбором номинаций — на лучший фильм претендует фильм про говорящего поросенка «Бейб: Четвероногий малыш», но в списке нет ни «Мертвеца» Джармуша, ни «Мостов округа Мэдисон» Иствуда, ну или хотя бы «Семи» Финчера.
1997
«Английский пациент» получил главный приз, оставив позади «Фарго» братьев Коэн. Оба по-своему хороши, разумеется. Но Коэнов и «Фарго» все до сих пор помнят за оригинальность, а сотни похожих любовных драм о войне как-то совсем затерли славу фильма Мингеллы.
1998
Безусловно, крутым «Секретам Лос-Анджелеса» было просто невозможно выиграть у «Титаника». Потому что «Оскар» и неожиданности — это все-таки взаимоисключающие вещи. Хотя, по нашим личным ощущениям, всем прекрасно понятно, что за сопли не обязательно отдавать все статуэтки сразу.
1999
Похожая история: «Тонкой красной линии» Малика было не обогнать очень культурную, хорошо сделанную костюмную «конфетку» «Влюбленного Шекспира». Так зародилось не проходящее пока увлечение старой и новой историей Великобритании («Королева», «Король говорит!», «Железная леди»).
2009
В поисках сверхприбыли Голливуд двинулся в сторону рейтинга PG-13, «Оскар» решили давать беспроигрышному кино для семейного просмотра. Таким образом «Миллионер из трущоб» предпочли таким неоднозначным политическим драмам как «Харви Милк» и «Фрост против Никсона».
2011
По той же логике год назад «Оскар» отхватил универсальный «Король говорит!», побив своих мрачных конкурентов — «Социальную сеть», «Черного лебедя» и «Железную хватку».
2012
В том, что победит «Артист», никто не сомневался. Мишель Хазанавичус — теперь лучший режиссер года, Жан Дюжарден — актер года. При этом их предыдущую совместную работу, отличную ретрокомедию «Агент 117», почти никто не заметил. Возможно, нам было бы гораздо приятнее, например, видеть статуэтку «Лучшего актера» в руках у Гари Олдмана, который невероятно сыграл в стильном детективе «Шпион, выйди вон!»: несправедливо, что у уже седеющего Олдмана, звезды поколения и исполнителя десятка отличных ролей, до сих пор не было ни одной номинации.
Неожиданности «Оскара»
1992
Пять самых престижных «Оскаров» отхватил фильм «Молчание ягнят», чего раньше никогда не случалась с триллерами. При этом Энтони Хопкинс получил «Оскар» за 16-минутную роль Ганнибала Лектора (на 118 минут всего фильма), обойдя в номинации Роберта Де Ниро и Робина Уильямса.
2000
По нашим ощущениям, «Красота по-американски» — хороший пример того, когда побеждает актуальный фильм, а не типичные оскаровские картины — в том году это были «Зеленая миля» и «Правила виноделов».
2002
В том году киноакадемия удержалась и не отдала свой приз второму «Властелину колец» (одиннадцать номинаций), а выбрала камерные «Игры разума». Впрочем, год спустя в угоду массовому зрителю ей пришлось наградить третьего «Властелина».
2006
Неожиданно, позабыв про «Горбатую гору», главного «Оскара» отдали нестыдной альтернативе — «Столкновению» мало известного тогда Пола Хаггиса.
2012
В порядке шутки скажем, что самым ярким событием этого «Оскара» стало появление Саши Барона Коэна в образе из «Диктатора» с урной с прахом Ким Чен Ира в руках и в окружении девушек в военной форме. Впрочем, не совсем ясно, зачем организаторам надо было вначале отбирать у Коэна билеты, а потом снова возвращать.
Комментарии
Подписаться