Найти пару: 10 ярких творческих союзов
Талантливые художники, решившие связать свои творческие судьбы в рамках совместных проектов
В двадцатом столетии по разным причинам многие художники решили работать вдвоем, втроем или даже в группе. С одной стороны, это можно объяснить масштабностью и технической сложностью современных арт-проектов, требующих нескольких участников, так как искусство далеко ушло от живописи и скульптуры. С другой — взаимоотношениями между самими художниками, которые становятся произведением искусства в рамках перформансов. И, наконец, для кого-то это просто стало «семейным делом». Look At Me подготовил подборку из десяти наиболее ярких творческих союзов.
Христо и Жанна-Клод
Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон познакомились в 1958 году, а в 1961-м они уже создавали свой первый совместный проект. Они родились в один день, но в разных странах: он — в Болгарии, она — во французском Марокко. Вместе Христо и Жанна-Клод упаковывали, покрывали и оборачивали различные острова, деревья, мосты и здания, самое известное из которых — здание Рейхстага в Берлине. Так, подготовка к «упаковке» Рейхстага длилась около двадцати лет — для этого понадобилось сто тысяч квадратных метров полипропиленовой ткани с алюминизированной поверхностью и пятнадцать километров голубой веревки. В одном из интервью Христо признался, что «художнику надо иметь большое мужество, чтобы создавать работы, которые вскоре разрушаются». Пара так дорожила своим творчеством, что всегда летала в разных самолетах, чтобы в случае крушения один из них смог продолжить работу.
Гилберт и Джордж
Познакомившись в Лондонской школе искусств, художники Гилберт Прош и Джордж Пассмор начали работать вместе под псевдонимом Gilbert & George еще в 1967 году. С тех пор практически всегда они являются главными героями своих работ, так как, по их мнению, художник должен чем-то жертвовать в ходе творческого процесса и показывать собственную незащищенность. За более чем 40-летнюю художественную деятельность Gilbert & George касались различных острых вопросов — секса, религии, коррупции, насилия, страха, надежды, одержимости, расовой напряженности, патриотизма и смерти: «Основной предмет нашего творчества — это весь мир и боль, которую он испытывает. Каждый день, каждую секунду. Наше вдохновение — это все те люди, которые живут сейчас на планете, в пустыне, джунглях, городах. Нам интересен человек и сложности бытия».
Lucy + Jorge Orta
В 1991 году дизайнер одежды Люси и художник и архитектор Хорхе Орта образовали свою собственную студию в Париже, в которой они работают над своими социальными и экологическими проектами. Благодаря своему разностороннему бэкграунду, Люси и Хорхе используют различные инструменты и подходы для создания своих работ — живопись, скульптуру, инсталляции, дизайн одежды, трафаретную печать, световые интервенции, воркшопы и даже перформансы. Особенно стоит отметить их проекты «70 x 7 The Meal — ужин как ритуал и его социальная роль»; «Подарок» (The Gift) — метафора сердца и этика донорства с точки зрения медицины; «Антарктика» (Antarctica) — международные человеческие права и более облегченная международная миграция, и «Амазония» — ценность естественной среды как одной из основ выживания человека.
Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет
Датчанин Майкл Элмгрин и норвежец Ингар Драгсет, проживающие в настоящее время в Берлине, работают бок о бок, начиная с 1995 года. В своих произведениях они исследуют прежде всего взаимоотношения искусства, архитектуры и дизайна, не ограничиваясь рамками обычных галерей и музеев. Причем каждая из их работ сделана со своеобразным чувством юмора и иронии — то строится бассейн с куклой утопленника на улице, то греческие статуи облачаются в футболки и конверсы, то устанавливается трамплин для прыжков в воду в галерее или появляется магазин Prada в безлюдной пустыне в Техасе.
Марина Абрамович и Улай
В 1976 году, после переезда в Амстердам, Марина Абрамович встретила немецкого перформансиста Уве Лайсипена (Улая), с которым она в итоге проработала двенадцать лет. Примечательно, что так же, как и Христо и Жанна-Клод, Марина и Улай родились в один день. В своих совместных перформансах они исследовали понятия личности, сознания, индивидуальности и дихотомию мужского и женского начал. Например, в перформансе «Отношения в пространстве» на протяжении часа Улай и Марина старательно терлись друг о друга, но в итоге прекращали, причинив страшную боль друг другу. В 1988 году Марина и Улай совершили прощальное духовное путешествие, означавшее конец их творческого союза. Они отправились навстречу друг к другу с противоположных концов Великой китайской стены и встретились посередине. В 2010 году, во время выставки Абрамович «В присутствии художника» в нью-йоркском MоMA, Улай и Марина впервые после многих лет сделали совместный перформанс.
Тим Нобл и Сью Вебстер
Британские художники Тим Нобл и Сью Вебстер считаются мастерами теневого искусства, так как в их руках бесформенные горы мусора превращаются в определенные объекты — людей, животных и здания. Бунтари мира искусства, как их еще называют, они не боятся экспериментировать и использовать нестандартные инструменты. Помимо работы с тенями, Тим и Сью создают произведения с помощью света, напоминающие неоновые рекламные баннеры: «Мы стараемся делать эти проекты параллельно. У нашей работы есть две стороны — светлая и темная. Это отражает две личности внутри нас».
Герт и Уве Тобиас
Начав совместную творческую деятельность в 2001 году, братья-близнецы из Румынии Герт и Уве Тобиас успели за это время создать свой собственный абстрактный мир, напоминающий иллюстрации к страшным сказкам и легендам. Они наполнили его различными монстрами, приведениями и другими сказочными существами. Вдохновленные фольклором их родной Трансильвании и современной поп-культурой, братья объединяют в своих масштабных работах разнообразные понятия и символы и используют для этого различные инструменты и материалы — живопись, резьбу по дереву, кружева, вышивки и элементы румынского национального костюма.
Allora & Calzadilla
Художники Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья работают вместе с 1995 года как Allora & Calzadilla, используя разнообразные средства самовыражения — скульптуру, фотографию, перформанс, звук и видео. В свойственной им ироничной манере Дженнифер и Гильермо исследуют в своих работах исторические и современные геополитические реалии и перекраивают их на собственный лад. На Венецианской биеннале 2011 года они стали первыми американцами, проживающими в Пуэрто-Рико, кому была оказана честь представлять национальный павильон. Их крупномасштабные произведения — перевернутый танк с беговой дорожкой, читающий газету человек на бегемоте или мраморная статуя в солярии, — а также участие американских олимпийских медалистов сделали павильон Соединенных Штатов одним из самых оригинальных и популярных на биеннале.
Dunhill & O'Brien
Художники Марк Данхилл и Тамико О'Брайен работают вместе начиная с 1998 года, базируясь в настоящее время одновременно в двух городах — Лондоне и Бристоле. Основой своего творчества они считают «освобождение от бремени вкуса или руки художника». Поэтому, работая над концепцией любого своего произведения, Марк и Тамико во многом полагаются на волю случая и естественный ход вещей, и главным своим материалом они выбрали природную глину как символ природы. В своих работах прежде всего они исследуют вопросы авторства и роль художника в творческом процессе. Чтобы поставить под сомнение важность участия человека в этом процессе, Марк и Тамико создают скульптуры, которые они выливают из «естественных» форм — например, земляных ям и углублений.
Джон Вуд и Пол Харрисон
Британские художники Джон Вуд и Пол Харрисон известны своими видеоработами, в которых они манипулируют сознанием публики, по-новому интерпретируя самые обычные предметы — фены, глиняные горшки, лодки, лампы, пакеты и многое другое. В своих работах они исследуют физические и психологические свойства окружающего их мира. Кроме того, в последнее время художники стали часто прибегать к другим инструментам, помимо видео. В частности, к текстам, рисункам, скульптурам и каракулям, которые позволяют Вуду и Харрисону более точно и лаконично сформулировать собственные идеи и донести их до публики. Но в любом случае это не поменяло их привычки работать в своей собственной студии, а не в галерее.
Комментарии
Подписаться