Кинотавр-2012: За что хвалят и ругают победителей фестиваля
Новые фильмы Павла Руминова, Авдотьи Смирновой, Василия Сигарева и другие итоги главного смотра нового российского кинематографа
Вчера в Сочи подвели итоги главного и, можно сказать, единственного фестиваля российского кино. За последнюю декаду «Кинотавр» из пляжного съезда стареющей кинообщественности сумел превратиться в то место, где определяется будущее отечественного кинематографа: почти всех более-менее интересных авторов, появившихся у нас в нулевые, успели заметить там и наградить какими-то призами.
В этом году на «Кинотавре» было особенно жарко, хотя два самых интересных фильма фестиваля, вызвавших горячие обсуждения — «За Маркса…» Светланы Басковой и «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева — оставили без крупных наград. Жюри на этот раз полностью состояло из режиссеров, в том числе и победителей предыдущих лет: среди них были в основном представители «новой волны» российского кино – Федорченко, Хомерики, Бакурадзе, Меликян — под председательством Вдадимира Хотиненко, что не помешало им оставить без наград признанного классика Александра Прошкина — новая генерация российских режиссеров и призы в этом году присуждала молодым. Итоги года вышли не совсем однозначными, хотя главный тренд последних лет на беспросветные драмы с провинциальной фактурой по-прежнему в силе: новый фильм Василия Сигарева «Жить» получил сразу 3 приза.
Гран-при
«Я буду рядом»
Павел Руминов
Общее мнение: решение жюри оказалось полной неожиданностью. |
|
Манипулятивная драма о смертельно больной женщине, ищущей новых родителей своему сыну, гарантированно вышибала слезу у женской половины аудитории, а изначально задумывалась как сериал. Телевизионная эстетика довольно сильно отразилась на новом фильме автора j-хоррора «Мертвые дочери» и разговорной драмеди «Обстоятельства». Фильм Руминова оказался в чистом виде «темной лошадкой» фестиваля: его показали в последний день, но даже та часть кинокритического сообщества, оставшаяся к этому моменту в трезвом уме и твердой памяти, его почти полностью проигнорировала. |
Большой поклон прекрасной Марии Шалаевой, она превратилась в прекрасного лебедя, не потеряв потрясающего чувства юмора и детской непосредственности
Оксана Высочинская, Etoday.ru
Лучший режиссер
Василий Сигарев
«Жить»
Общее мнение: еще один тяжелый, но крайне сильный по воздействию фильм. |
|
Новый фильм автора нашумевшего «Волчка» и драматурга Театра.Doc оказался главным фаворитом фестиваля еще до показа сразу по нескольким причинам: «Волчок» был главным событием «Кинотавра» в 2009-м, получив сразу 4 награды и став своего рода манифестом «новой российской волны», а «Жить» уже успел проехаться по международным фестивалям, стартовав в Роттердаме. Этот фильм, состоящий из трех историй о людях, потерявших близких среди свинцовой российской действительности, уже успели переименовать в «Жуть», — что, однако, ничуть не умаляет его художественной ценности. |
Вторая картина уральского режиссера демонстрирует стремительный прогресс автора — от инфернальной «русской экзотики» ВОЛЧКА к мощному, цельнолитому и сложносочиненному экзистенциальному высказыванию, по-прежнему опирающемуся на жуткую российскую социальную фактуру, но намного превосходящему ограничения жанра соцкритики
Василий Корецкий, OpenSpace
Лучшая мужская роль
Азамат Нугманов
«Конвой», реж. Алексей Мизгирев
Общее мнение: не мог остаться без награды. |
|
Звание лучшего киноактера года досталось Азамату Нигматову, сыгравшему первую свою крупную роль в фильме Алексея Мизгирева «Конвой». После двух работ, отмеченных призами на «Кинотавре» («Кремень» и «Бубен, Барабан»), с этим фильом Мизгирев без особого успеха ездил на Берлинский кинофестиваль. Возможно, дело тогда было в непереводимом его косноязычии, но и у российской публики фильм вызвал неоднозначную реакцию. В центре истории этой тюремно-армейской драмы — поимка дезертира. Несмотря на всю бескомпромиссность и брутальность фильма, режиссер утверждает, что он о том, как обрести надежду в современном мире. |
Мизгиревские герои живут в мире, похожем на нуаровый комикс. Москва — это мизгиревский «Город грехов», где нет добрых людей, а есть сильные и слабые, волевые и струсившие, следующие собственной версии кантовского императива и живущие по понятиям
Владимир Лященко, Газета.ру
Лучшая женская роль
Анна Михалкова и Яна Троянова
«Кококо», реж. Авдотья Смирнова
Общее мнение: Троянова опять всех переиграла. |
|
В том, что лучшей актрисой в этом году снова станет Яна Троянова, не сомневался почти никто. Правда, не было понятно, за работу в каком фильме она получит приз: за драму своего мужа «Жить» или за комедию Авдотьи Смирновой «Кококо». В итоге награду получил дуэт Яны Трояновой и Анны Михалковой из фильма Смирновой о незадавшейся дружбе музейной работницы и зам-директора ночного клуба в Ебурге. В этой ладно скроенной сатирической комедии отрефлексирована тяга интеллигенции к народу, оборачивающаяся желанием задушить непокорный объект снисхождения. Несмотря на все это, кажется, куда больше эмоций на «Кинотавре» вызвал приезд нового мужа Авдотьи Смирновой — Анатолия Чубайса. |
Это самый «зрительский» фильм в конкурсе: он бесконечно вызывает аплодисменты в зале, его будут часто показывать по телевизору, его будут смотреть, пересматривать и искренне любить. Он одновременно похож на новеллу Тэффи и (слегка) - на советские комедии 70-х и 80-х; конечно, в голову неизбежно приходит «Любовь и голуби»
Денис Корсаков, «Комсомольская правда»
Лучший сценарий
«Рассказы»
Михаил Сегал
Общее мнение: довольно лихо и остроумно. |
|
Еще одним трендом этого фестиваля оказалась форма альманахов: вслед за новым Хлебниковым и фильмами «Аварийное состояние» и «Белый мавр или три истории о моих соседях» на «Кинотавре» показали «Рассказы» Михаила Сегала, за которые он и получил приз как лучший сценарист. Фильм вырос из короткометражки «Мир крепежа», отмеченной наградой на прошлом «Кинотавре». В центре сюжета — история о писателе-неудачнике, способном влиять на жизнь ненавистных издателей. Во-первых, здесь есть социальный комментарий в виде Путина-Угольникова, а во-вторых, у Сегала, клипмейкера в прошлом, довольно крепкая режиссура, благодаря чему фильм вышел бодрым и смешным. |
Здесь магический реализм кино встречается с понятной и сермяжной прозой а ля Евгений Гришковец, чтобы породить от своего союза фильм, который объяснит ВСЕМ ВСЕ и при этом будет радовать глаз лихим аттракционом всю дорогу
Илья Миллер, Arthouse.ru
Лучшая операторская работа
Алишер Хамидходжаев
«Жить», реж. Василий Сигарев
Общее мнение: по-другому и быть не могло. |
|
Помимо режиссуры фильм «Жить» отметили еще и за операторскую работу, что никого, в общем, не удивило. Алишер Хамидходжаев, постоянный оператор Хомерики – один из лучших в современном российском кино. Он успел поработать с Сергеем Дворцевым, Дмитрием Мамулия, Гай Германикой, а за работу над фильмом Германа младшего «Бумажный Солдат» его наградили на Венецианском кинофестивале в 2008м. Абсолютно заслуженная победа. |
Сигарев обладает бесценным и очень редким талантом: снимать смертельно грустные, но не давящие, а легкие (как пепел) картины. С его умонастроениями он никогда не будет популярен. Ну и ладно.
Денис Корсаков, «Комсомольская правда»
Лучший короткометражный фильм
«Ноги — атавизм»
Михаил Местецкий
Общее мнение: однозначно лучшая короткометражка на фестивале. |
|
Михаилу Местецкому удалось в этом году обогнать всех, и в том числе и Таисию Игуменцову, только что получившую в Каннах за свою «Дорога на» диплом с формулировкой «за авторскую смелость и нонконформизм». Успех Местецкого был предсказуем — фильм понравился решительно всем. Это стремительное мокьюментори о советских опытах по удлинению людей удачно воспроизводит эстетику телевизионного расследования. За профессионализм и хорошее чувство юмора этот фильм также получил приз от Гильдии киноведов и кинокритиков и Приз зрительских симпатий. |
Остроумный, очень крутой и снятый на пределе серьезности с poker face проект про вымышленного сумасшедшего генетика с фантастически печальной судьбой
Сергей Бондарев, Kinobizon
«Жить» Василия Сигарева можно назвать если не триумфатором «Кинотавра», то хотя бы лидером по количеству премий — помимо основных наград он также был отмечен Призом гильдии киноведов и кинокритиков РФ «Белый слон». Кроме этого Гильдия наградила димпломом Михаила Сегала с его «Рассказами». Премию кинофестиваля за лучший дебют получили Александр Касаткин и Наталья Назарова с картиной «Дочь», сделанной, по мнению некоторых, в духе фильмов братьев Дарденн. Спецприз жюри с подзаголовком «За невыносимую легкость бытия» взял творческий дуэт Павла Костомарова и Александра Расторгуева со своим документальным проектом «Я тебя не люблю» — про обычную (но очень красивую) барышню из Ростова-на–Дону, которой режиссеры вручили камеру и попросили задокументировать на нее свою личную жизнь.
Комментарии
Подписаться