«Три четыре»: Фоторепортаж с репетиции оперы в подвале Москва-Сити
Железобетон, мертвые эскалаторы и теплица — в амбициозном проекте Василия Бархатова, Дмитрия Волкострелова и Бориса Филановского
Сегодня в недостроенном сердце Москва-Сити, башне «Федерация», пройдет премьера оперы Бориса Филановского «Три четыре». Авангардная постановка Дмитрия Волкострелова на стихи московского концептуалиста Льва Рубинштейна — одно из главных событий Лаборатории современной оперы Василия Бархатова aka «Опергруппа». Волкострелов — основатель петербургского театра Post, работающий на стыке театра и современного искусства и вообще надежда русской сцены, а «Три четыре», к которой сейчас приковано огромное внимание, — уверенный сигнал, что, кроме «новой драмы», в сегодняшнем российском театре появилось еще два очень важных понятия — «новая академическая музыка» и site-specific. Написанная год назад для петербургского фестиваля «Современное искусство в традиционном музее», в столице опера Филановского оказалась почти на стройке. Look At Me отправился в подземелье башни, чтобы снять генеральный прогон.
|
Попадая в башню, понимаешь, что будущее уже наступило. Оно роскошно и хрупко, как первый трансатлантический круизный лайнер, и современному искусству в нем отведено место в трюме. Минус четвертый этаж недостроенной башни с его бетонными галереями и не введенными в эксплуатацию эскалаторами похож на обещание счастья: еще мы делаем ракеты!
В трюме хорошо, только холодно. Героизм исполнителей дают прочувствовать не только доводящие до окоченения температуры, но и вода, поступающая сюда из межбашенных пространств, непредсказуемо стекающая со световых балок причудливых потолочных конструкций (во время одной из репетиций весь спектакль чуть не затопило).
|
|
Все вместе создает ощущение прекрасной, неумолимо надвигающейся катастрофы: видел бы Норман Фостер наш бетон марки В90. Впрочем, создателей спектакля «Опергруппы» наверняка больше интересует символическое значение места — возможность загнать радикальное искусство в чрево роскошной футуристической утопии, — чем сопротивление материалов.
Вместо оркестровой ямы здесь оркестровая «теплица» — квадратная полиэтиленовая выгородка, за которой различимы очертания Московского ансамбля современной музыки под управлением дирижера Федора Леднева.
Зрители расположатся вокруг, окруженные блочными стенами, на которые будет проецироваться видео — без этого не обходится ни один волкостреловский спектакль.
Композитор Борис Филановский, куратор музыкальных программ фонда «ПроАРТЕ» и основатель группы композиторов СоМа («Сопротивление материалов»), сам собрал тексты поэта Рубинштейна из «картотеки» — придуманного им жанра на грани литературы, изобразительного и перформативного искусства, из которых состоит, если можно так сказать, либретто оперы «Три четыре». Воссозданные Рубинштейном карточки висят по периметру будущего конференц-зала.
«Всюду жизнь» — так называется одно из стихотворений Рубинштейна, и такая мысль приходит в голову, когда смотришь на живые растения, которыми населила бетонную коробку театральный художник и постоянный соавтор Волкострелова Ксения Перетрухина. Растениям холодно, но жизнь в них еще теплится.
Текст: Камила Мамадназарбекова
Фотографии: Иван Кайдаш
Комментарии
Подписаться