РепортажМастерство через ремесло:
Вступительные экзамены
в Кампус Барбанеля
Зачем дизайнеру рубанок и топор
Текст
Даниил Трабун
«На высшей ступени квалификации человек может заниматься чем угодно», — говорит дизайнер и руководитель «Мастерской» Дима Барбанель. — Он может применять свои навыки из одной области в любой другой». Барбанель — человек, ответственный за визуальный стиль журналов Esquire, «Вокруг света», Interni, Citizen K, «Секрет фирмы» и еще полусотни наименований. В сотрудничестве с «Яндексом» он открывает Кампус, где будет повышать квалификацию профессиональных дизайнеров. Look At Me отправился на вступительные экзамены.
РАННЕЕ УТРО. В ПАВИЛЬОНЕ «ГАРАЖА» в Парке Горького опытные дизайнеры собираются на вступительные экзамены в Мастерскую Барбанеля. По иронии судьбы в этом же парке сегодня с 13:00 начнется общегородской выпускной — традиционное образование отделено от инновационного перегородкой с табличкой «Сегодня парк закрыт». Никто из будущих студентов не знает, что будет — Дима Барбанель известен своей эксцентричностью. Единственная подсказка — мастер сказал, что с собой можно брать что угодно, и, скорее всего, нужно будет работать руками. На постере Кампуса в доказательство напечатан слоган «Мастерство через ремесло».
Мастерская — кампус в лесу, куда дизайнеры группами по трое уедут на пять недель жить по строгому расписанию: работать, медитировать, снова работать. В первую очередь, это проектная площадка, своеобразный курс повышения квалификации, выросший из онлайн- и оффлайн-занятий прошлых лет. Среди будущих учеников есть и те, кто раньше учились онлайн. Говорят, что количество заданий в онлайн-Мастерской было таким, что в идеале надо было бросать работу и не выходить из дома. Итогом жизни в Кампусе станет один конкретный продукт, о котором Барбанель пока не говорит. Ясно только, что это нечто на стыке печатного и интернет-издания. Спрашиваю «То есть вроде проекта New York Times "Snowfall"?» — почему бы и нет. Вполне возможно, продукт, созданный учениками Кампуса будет образовательным или социальным — несколько месяцев назад Барбанель закончил верстать учебник русского языка для средней школы, в него входит 586 иллюстраций, главный герой которых — Синичка.
В аудитории больше 20 человек, еще несколько ждут задания в скайпе. С сентября по декабрь в Кампусе пройдут обучение девять человек. Барбанель говорит, что все ученики делятся на три типа — 60 процентов состоявшихся профессионалов, 30 — тех, кто должен найти себя и заняться чем-то еще, и 10 процентов гениев. Ради этих десяти, по словам Димы, и работают он и его команда.
Дмитрий Барбанель
создатель «Кампуса»
«C образованием
у нас жопа»
«Конечная цель этого проекта — заняться методической разработкой для государственных школ. Для профильных вузов, потому что с ними жопа. Наш аудит периодически это показывает. В творческих вузах старые мастера умирают или уезжают, молодые — у них ничего нет пока, поэтому не могут ничего дать. Они не занимаются проектированием. При этом конкурс большой, девочки на места — 99 и 9 в периоде. А куда они потом исчезают? И главное, что все это (образование) вообще никак не завязано на контекст, на реальную современную жизнь здесь и сейчас».
Восьмичасовой экзамен за 1:13 сек
Каждый дизайнер
в Кампусе ведет дневник
«C одной стороны, мы делаем продукт, с другой — нам важно показать методологию. Поэтому каждое свое действие дизайнер в Кампусе будет документировать — фотографировать и записывать, и каждую пятницу на сайте будет появляться подробный отчет».
Будущие студенты смотрят документальные короткометражки. Первая — про русского охотника, который живет в лесу, стреляет медведей, выживает; вторая — песня девяностолетней деревенской бабушки на скамейке; третья — небольшое интервью с отказником, который вырос в детдоме и хотел бы выбраться из той жизни, в которой оказался. Задание — выразить свое ощущение от одного из роликов, используя дерево, шурупы, кирпич, холст — в общем, в материале, разложенном в черные ящики позади студентов. Но, чтобы попасть в Кампус, этого недостаточно. Потом из созданного образа нужно составить конкретный реализуемый проект, используя издательскую онлайн-платформу Readymag. Как рассказывает один из «абитуриентов» Сергей Сурганов, все это и есть методология Барбанеля — соединить чувственное и рациональное. Такой подход впоследствии отсеет многих — тех, кто сделали вроде красивые инсталляции, но не могут ответить на вопрос «В чем проектная задача?»
В Первые часы после начала экзамена кажется, что люди сошли с ума. Перед видеороликами Барбанель предупреждал о том, что он хочет бросить горожанина в необычную для него среду, заставить задуматься о природе, земле и ремесле. Так и получилось: кто-то вышел во двор «Гаража» и, сняв футболку, рубит дрова, кто-то спрашивает у команды Барбанеля о том, можно ли разжечь костер (нет, к сожалению, нельзя), кто-то лепит стружки на грубый холст. После обеда все меняется — теперь люди, робея, садятся и рассказывают в диктофон свои идеи. Некоторых Барбанель поправляет: «Вторая попытка. Пропускаем, подойдешь еще раз, это важно». Всю следующую половину дня экзаменуемым предстоит создавать презентацию своего проекта. Вместо рубанка и пилы — ноутбук.
«Экзамен делится на две части: видеоролики дают понять, какие у человека ценности, как работает сердце. Пофигу мне, что медведь убил собаку? Пофигу, что парень никогда не имел родителей и вынужден был убить свое любимое животное (из-за других детдомовцев)? И так далее. Потом, во второй части, мы выясняем, умеет ли человек интерпретировать чувства в задачу. Как ты это можешь сформулировать?
Нам важно обеспечить максимально эффективного сотрудника в максимально эффективном взаимодействии еще с двумя. Потому что пять недель они будут учиться втроем. Поэтому мы придумали систему входных штук, позволяющих нам отсечь категории, которые не очень эффективны. Сначала это просто анкета. Я отрезал 73 процента сразу же, потому что это плохо. Из оставшихся 27 процентов — два человека гении. Я их пасу. Один — сейчас онлайн. Это та самая маленькая категория, ради которой все делается. Слава богу, что она есть.
Большинство, 60 процентов, это хорошие ремесленники, дизайнеры, которые достигли определенного потолка в своей профессии и пока не понимают, что дальнейший путь лежит вне контекста профессии. После определенного момента ты как профессионал можешь быть применен в совершенно любой сфере, быть эффективным. Потому что ты знаешь универсальные законы, по которым можно монтировать звук, быстро ездить на мотоцикле, учить детей чему-нибудь — ты, наконец, понял, ради чего все это и какая твоя задача. С этими людьми нужно быть крайне деликатным, чтобы они не заподозрили меня в лоббировании каких-то, может быть, религиозных вещей или в НЛП. Поэтому мы действуем через проекты».
Три студенческие работы
на вступительном экзамене в Кампус:
Задание:
Реакция:
1
2
3
Сергей Клещев взял первый ролик про охотника и превратил его в журнал-высказывание о жизни в городе и лесу: «Нет никакого смысла сопротивляться природе, лес все равно будет расти после моей смерти. Насколько я гармоничен с природой? Насколько вписан в нее? Как мне этого добиться?»
Влад Лих придумал набор сервисов на основе второго видео: «Я хочу помочь людям ценить время. Чтобы ценили настоящее». К примеру, навигатор, который выстраивает новые ежедневные маршруты для того, чтобы изучить близлежащие улицы и районы.
Сергей Сурганов выбрал третий ролик про сироту: «В качестве задачи я взялся построить такую среду — лагерь или коммуну — в которой люди могли бы социализироваться, получить базовые ремесленные навыки, чтобы снова вернуться в общество».
Кампус открывается 2 сентября 2013 года.
Один цикл программы рассчитан на 5 недель.
Участие в Кампусе — бесплатно.
Фото: Сергей Костромин
Видео: Алексей Быстров
Комментарии
Подписаться