РепортажЦианотипия:
Как напечатать фотографию своими руками
Look At Me отправился в фотолабораторию, чтобы узнать, как проходит процесс цианотипии
Look At Me отправился в фотолабораторию ROOM34 на «Красном Октябре», чтобы узнать, что такое цианотипия и как проходит этот процесс печати, изобретённый в XIX веке. О том, как создать монохромный синий отпечаток, нам рассказал фотограф и эксперт в области альтернативных методов печати Кирилл Лапин.
Специалисты из фотолаборатории ROOM34 печатают фотографии, делают рамы для картин и фотографий, а также занимаются преподаванием. В лаборатории можно изучать основы плёночной фотографии, ручной проявки и печати, а также освоить процесс цианотипии и лит-печати.
Кирилл Лапин
Лаборант, эксперт в области
альтернативных способов печати
Цианотипия была изобретена астрономом и физиком Джоном Гершелем в 1842 году, почти сразу после дагеротипии, но это был очень сложный процесс, а цианотипия — очень простой. Для Гершеля это был исключительно
технический процесс, он использовал его для копирования своих чертежей. Потом он рассказал о своём изобретении дочери друзей — английскому ботанику Анне Аткинc. Она отпечатала всю свою коллекцию водорослей и создала первую тиражную печатную книжку, именно с помощью цианотипии.
Процесс такой печати при жизни Гершеля признан не был, но в конце XIX века его признали и даже стали выпускать в промышленных масштабах бумагу для цианотипии, правда, это длилось не долго. Цианотипию по-прежнему использовали для того, чтобы переносить чертежи. Слово blueprint пошло именно оттуда.
В 1870-х появилась техника диазотипии, и все представители технических профессий начали использовать новый метод. В середине 1980-х фотограф и технолог Майк Вер (Mike Ware) придумал свой вариант цианотипии, для которого использовались немного другие химикаты. И этот процесс стали использовать в художественных целях — он стал популярен среди фотографов.
Процесс происходит за счёт того, что лимонно-аммиачное железо и красная кровяная соль соединяются вместе, образуют эмульсию, которая впитывается в верхний слой бумаги, и при попадании на неё солнечного света через негатив бумага окрашивается в цвет берлинской лазури, который и остаётся на бумаге. Сейчас используется много материалов, но самые лучшие изображения получаются на обычной акварельной бумаге, которая не отбелена никакими химическими веществами. Можно также печатать на дереве, ткани и вообще на чём угодно.
Есть много цианотипных формул, но я пользуюсь самой простой — той, которую придумал Гершель. В качестве негатива можно использовать что угодно. Любую фотографию можно отсканировать, перевести в негатив, негатив напечатать на плоттере или принтере на прозрачной плёнке и получить цифровой негатив. Можно делать ручные негативы и печатать их в лаборатории на специальной светочувствительной плёнке. Можно делать фототипию: взять подготовленную бумагу, положить на неё что-то, например, листья или водоросли, как это делала Анна Аткинс.
Сначала железо и соль по отдельности смешиваются с водой, есть много формул: например 20 г соли на 100 мл воды и 10 г железа на 100 мл. Получаются растворы, которые надо хранить отдельно. Потом они в одинаковых пропорциях смешиваются, и получается рабочий раствор, который нужно нанести на бумагу. Её нужно приклеить к столу, чтобы она не дёргалась во время нанесения. Нужно наносить раствор кистью, очень аккуратно и равномерно, чтобы эмульсия не впитывалась в бумагу, и осторожно, чтобы не содрать верхний слой бумаги. Заканчивать надо, когда бумага перестаёт блестеть. Кроме того, на плоскую бумагу, не имеющую текстуры, раствор можно наносить специальным прутом.
Бумагу, покрытую эмульсией, нужно повесить сушиться на воздухе или в сушильный шкаф. Она должна висеть в темноте, чтобы ничего не засветилось.
После нанесения эмульсии и сушки бумага пригодна для печати примерно в течение суток, а затем вещество впитывается и окисляется. Для печати нужно приложить к бумаге негатив, расположить его ровно и направить на него свет. На бумагу с негативом должен попасть либо солнечный свет, либо свет ультрафиолетовой лампы.
Отпечатки, проявленные на солнце, получаются лучше, они более яркие и контрастные. Правда, это довольно сложно, потому что солнце не всегда есть, и освещение меняется на протяжении дня, поэтому мы используем лампу. Проявка занимает от 10 до 29 минут.
То, на что попал свет, останется тёмно-синим, проявление происходит в проточной воде. Бумага кладётся, смывается то, что не засветилось, остаётся то, что засветилось, не прореагировавшие соли железа стекают. Бумага не деформируется, потому что нужна только одна промывка. Кроме того, бумагу можно промыть в лимонной кислоте, это добавляет отпечатку контрастности и полностью смывает все непрореагировавшие соли железа. Затем можно также поместить снимок в раствор перекиси водорода. После сушки на протяжении 2–3 дней отпечаток окисляется до того состояния, в котором он будет в ближайшие 20–30 лет. Чтобы бумага была ровной, после сушки её можно положить под пресс или под книги.
Существует более ста альтернативных процессов печати. Есть близкие к цианотипии процессы, для которых тоже используется лимонно-аммиачное железо: например, соляная печать, вандайк. Вандайк тоже изобрёл Гершель и это похоже на цианотипию, но нужно ещё добавить серебра. Получается теплокоричневое изображение. Есть ещё гумбихроматная печать на основе смолы акации и пигментов (акварельных красок), и можно изменять цвет в зависимости от пигмента.
Комментарии
Подписаться