РепортажКак дизайнер отправился оценивать навигацию Сочи-2014
Антон Сакара оценил визуальный стиль и удобство олимпийской навигации
Материал подготовил
Антон Сакара
Олимпиада в Сочи начнётся уже завтра, 7 февраля. В город приехали журналисты и спортсмены, много недовольных, но есть и те, кого всё устраивает. Мы попросили Антона Сакару, креативного директора компании Raketamedia, пройтись по городу и оценить навигацию — систему знаков, которая будет окружать гостей Сочи всё время соревнований. Ниже подробный фоторепортаж с наблюдениями.
Визуальная навигация в Олимпийском парке в целом создаёт приятное впечатление. Очевидно, что её разрабатывали профессиональные студии. Для каждого объекта сделали свою систему навигации, они довольно сильно отличаются друг от друга. Шрифты и цвета — всё выглядит достаточно лаконично.
Для общей навигации всего Олимпийского парка использовали шрифт Etelka. Дизайнерам хватило ума не использовать официальный шрифт Sochi2014, которым выполнен сам логотип Олимпиады в самом жирном начертании. Этот шрифт слишком геометричен, его трудно читать, и он напоминает обведённые цифры на почтовом конверте.
На входных билетах всё-таки умудрились использовать официальный шрифт Сочи. Ну да ладно, чем бы дитя ни тешилось.
Каждому объекту в Олимпийском парке присвоен цветовой код, по которому легко ориентироваться и понимать, где ты находишься. Внутри каждого объекта трибуны и этажи также разведены по цвету.
Например, на стадионе «Фишт», где будут проходить основные церемонии, лучшая трибуна с президентским местом и телевизионными камерами обозначена приятными оттенками синего и зелёного.
А та, с которой всё будет выглядеть вверх ногами, заботливо обозначена красным и оранжевым, как бы намекая «не бери билет на эту сторону, а то будешь смотреть в спины выступающим на протокольной сцене и видеопроекции вверх ногами».
Самые главные буквы и цифры сделаны крупно, как и должно быть. Дополнительная информация написана мелко, её можно рассмотреть только подойдя поближе. Есть ощущение, что дизайнеры думали о том, с какого расстояния это будет прочитано.
Внутри объектов использовали правоверный гротеск. Большие цифры и латинские буквы, выполненные классической Гельветикой, можно рассматривать бесконечно и целыми вечерами любоваться идеальными изгибами, попивая хороший коньяк. Она — само совершенство, никто не покорит Гельветику, она — царь шрифтов, великая и непобедимая.
Пиктограммы, обозначающие автомобили, поезда, мальчика и девочку на туалетах и инвалида в кресле, сделаны с большой любовью. Девочка как бы сошла с экрана советского мультфильма «Фильм, фильм, фильм», а такси — из мультфильма «Дед Мороз и лето».
Любопытно выглядят названия улиц и номера домов на территории Олимпийского парка.
Но если вы выйдете в город и проедете на общественном транспорте, вы получите совсем другие визуальные впечатления. Здесь начинается территория русского дизайна. Область творчества ЖКХ-дизайн-студий Краснодарского края.
В схеме общественного транспорта профессионалы приложили руку только на первоначальном этапе. Потом всё было брошено на откуп беснующимся анонимным верстальщикам. Они прошлись здесь, как могли изуродовали и убили то, что когда-то было красиво. Например, они залили фон серым депрессивным цветом и подвесили повыше, чтобы труднее было читать.
Апофеоз народного дизайна — пластиковые пиктограммы, расклеенные на металлических сварных каркасах. Они есть везде, куда дотянулась рука с суперклеем рабочего из соседней республики. До сих пор мучает вопрос, что значит знак крестика в круге, который обычно рисуют на голове манекенов для краш-тестов. Скорее всего, эта пиктограмма нам сообщает: «Здесь опасно, вы рискуете быть сбитым машиной, быть облучённым радиацией или можете подхватить смертельный вирус! Не гуляйте по Адлеру».
На остановках общественного транспорта Сочи и Адлера установили светодиодные экраны с расписанием автобусов. Текст идёт на двух языках, внизу приветствие участникам и гостям Олимпийских игр.
В Большом Сочи закупили 350 новых автобусов белорусского производства и ввели новые маршруты, названия которых начинаются на английские буквы. Есть даже с названием WF — что это значит? То, что уже закончились буквы или просто забыли вставить в середину букву T?
Далее идут информационные щиты с вакансиями, коих здесь больше, чем рекламного места и длины бегущей строки на местном телевидении. Повышение зарплат — тренд этого сезона. Если вы можете самостоятельно выбраться из дома и отличить буквы от цифр, вы найдёте работу через пять секунд.
Налицо огромный дефицит рабочих рук. Работают даже собаки — они развлекают иностранных рабочих на остановках, пока те ждут свои шаттлы.
А вот так выглядит остановка «Пансионат „Знание“» целиком.
На дорогах выделили отдельные, так называемые Олимпийские полосы. По ним может ехать только специальный транспорт — шаттлы, микроавтобусы с прессой, делегациями и т. п. Это даёт ощутимый результат, можно ехать по пробке по левой полосе и чувствовать себя делающим особенно важное дело.
Общее впечатление от визуальной навигации в олимпийском Сочи можно выразить следующими словами: на пустынную планету высадились инопланетяне, построили купола, много всяких красивых штук. Остальное пространство так и осталось непригодным для жизни. Скоро инопланетяне улетят, и местные жители вернут всё, как было. Но пока всё красиво.
Одна деталь разочаровывает. Хотелось бы верить, что этим занимались иностранные дизайнеры, потому что если это делали русские, то прощения они не получат. Вот, скажите, на что похожи информационные щиты формой и силуэтом? Скошенный угол навеян главной темой этих Олимпийских игр — ромбом. Но нельзя же так сильно промахиваться. Ну хоть закруглили бы уголок, что ли.
Комментарии
Подписаться