РепортажОдиночество в Facebook и плохой Wi-Fi глазами молодых художников
Студенты ИПСИ организовали выставку цифрового искусства
ТЕКСТ
Сергей Багулин
ФОТОграфии
Лена Цибизова
29 апреля в ЦСИ «Сокол» открылась выставка «Трансформация восприятия» — плод совместной работы студентов ИПСИ и австрийского куратора Роланда Шони. Лейтмотив выставки — переход «от аналога к цифре», от общества традиционных отношений к эре цифровых технологий и жизни в режиме онлайн. Результатом размышления молодых художников о месте искусства в мире «цифры» стало около 30 работ самых разных жанров.
Концепция выставки, работа над которой продолжалась около полугода, зародилась во время лекционного курса ИПСИ культуролога Роланда Шони, ставшего впоследствии куратором «Трансформации восприятия». «Facebook, „ВКонтакте“ и другие социальные сети оказали огромное влияние на новое поколение художников. Наше восприятие реальности всегда находится под влиянием медиа. Сегодня производство искусства точно так же зависит от медиа, — рассказывает куратор. — На Западе расцвет цифрового искусства начался в 90-е годы. Традиционные художники тогда говорили „это не искусство“, — очень консервативный аргумент. Сейчас это уже часть прошлого. Сейчас люди всё больше понимают, что подобное искусство может быть серьёзным. Клик мыши отделяет одну реальность от другой».
Выставку устроили в ЦСИ «Сокол». По словам Иосифа Бакштейна, стоявшего у истоков молодой арт-площадки, отличительная особенность центра — наличие мастерских, организация творческого пространства. Поэтому сотрудничество с молодыми художниками удачно вписывается в концепцию ЦСИ.
Может показаться, что тематика проекта — от аналога к цифре — предполагает выставку медиа- и digital-арта. Это не совсем так. Открывает экспозицию работа, выполненная в самом традиционном жанре, — живописное полотно «1670». Художница Мария Толстова написала групповой портрет всех своих друзей на Facebook. Их количество и дало работе название. Мультяшные изображения напоминают сборище персонажей «Симпсонов», созданных Мэттом Гроунингом. Художница размышляет, насколько реальна дружба онлайн. У каждого во френд-листе есть близкие люди, но большинство просто знакомые, друзья друзей, а иногда и вовсе случайные подписчики. Свести всех вместе способна только виртуальная реальность.
Граффити-райтер Егор Федоричев изобразил, на первый взгляд, одну из клякс всем известного психологического теста Роршаха. Однако симметричность фигуры лишь видимость. В расплывчатых контурах на левой половине полотна можно различить вертолёт, на правой — кита. «К созданию этой работы меня подтолкнул канал Euronews. Там показывали очередные военные действия. Отсюда — вертолёт. Цифровое и аналоговое время — зеркальные отражения. Вертолёт символизирует цифру, нечто рукотворное, а кит — старое время. Я работаю граффити-красками на холсте. Это тоже своеобразная борьба старого и нового», — комментирует художник.
Проект Павла Отдельнова «Хайвей» иронически имитирует традиционный творческий процесс живописца. Перед нами инсталляция, объединяющая масштабное полотно и стойку с красками и кистями. Но вместо этюда на ней раскрытый ноутбук. А само полотно создано при помощи Google Street View. Изображение дорожной развязки напоминает гиперреализм, но происхождение её виртуально. «Это имитация реальности. Ещё в XIX веке подобным образом работал пейзажист Каспар Давид Фридрих. Он делал много зарисовок, а затем использовал их в мастерской, чтобы создать собственное видение пейзажа», — комментирует Роланд Шони. Нельзя не вспомнить и работы классика digital-арта Андреаса Гурски — удаляя с фотографий индустриальные здания, художник создал монументальные, девственно чистые изображения Рейна, не существующие в реальности.
Злата Адашевская выполнила серию небольших работ, вставив в резные деревянные рамы фотографии телеэкрана. Издалека её проект напоминает уголок живописных миниатюр в классическом музее изобразительных искусств. «В каком-то смысле современное искусство началось с импрессионизма. Он интересен мне как явление, которое стремится к естественному восприятию, максимально субъективной передаче не того, что видишь, а того, что чувствуешь. Мне интересна теория Лакана и Жижека, согласно которой истина находится в борьбе нескольких субъективностей. Это напоминает наши медиа, где противоборствующие стороны занимаются постоянной пропагандой. В каком-то смысле информация для нас стала тем, чем раньше была природа, естественной средой обитания. Мои фотографии с экрана — не случайные кадры, а картины природы», — рассказывает Злата.
Концептуальный проект Даши Калугиной «Дзаньсин» визуализирует идею Сети. Не столько сети социальной, сколько сети координат, необходимой для существования цифрового мира. Без неё невозможны 3D-моделирование, голограммы, сотовая связь. В созданное на компьютере волнообразное изображение сети влетает стрела. «Стрела символизирует правду. Это вроде невозможного действия. Художница обращается к идеям дзен-буддизма. Занимаясь дзен-буддистскими практиками, человек стремится достичь того, что невозможно в реальности», — комментирует Роланд Шони.
Мария Колина-Перес представила проект «Медианевроз»: на стене конвульсивно мелькают всполохи кислотных цветов под сюиту Георгия Свиридова «Время, вперёд!» и звуковые дорожки новостных выпусков времён СССР и современной России. Художница проводит параллель между двумя историческими эпохами и подчёркивает агрессивность современного аудиовизуального информационного потока. «Видео напоминает визуальное оформление в клубах, в духе техно 90-х годов, а музыка не подходит. Маша хочет показать, насколько пустым может быть цифровое сообщение», — добавляет куратор.
Мария Власова приглашает в тёмное пространство, где запрещены мобильные телефоны и интернет. Художницу беспокоит, что современный человек тратит слишком много времени и энергии на жизнь в социальных сетях. «Мы слишком сильно вовлечены в социальные сети. Виртуальные личности, которыми мы живём, требуют сил и энергии. В нашем мире настоящая жизнь начинается, только когда ломается компьютер. Этот проект — защищённое от интернета пространство. Я боюсь заглядывать в далёкое будущее, но, возможно, мы будем обязаны находиться всё время в интернете и совсем утратим способности, которыми обладаем сейчас. Такие качества, как интуиция, воображение, творчество — тоже требуют тишины», — рассказывает Мария.
Вера Иона Пападопулу — художник-перформансист греческого происхождения. Её проект — это видеодокументация трёх перформансов: «Мумия» (Вера больше трёх часов стояла у греческого Акрополя, замотанная в бинты), «Китайская пытка» и «Ortho-Stasia». Как говорит сама Вера, её трилогия — это реакция на кризис в Греции: «„Мумию“ я сделала в августе, тогда люди там были, как мумии. Осенью они осознали своё положение и перешли в стадию ожидания. Зимой народ оказался как бы в шкатулке — нельзя шагнуть ни вперёд, ни назад, зато твёрдо стоишь на ногах. Происходит переосмысление себя». Режиссёр по образованию Вера уделяет особое внимание видеоряду. «Перформанс первичнее видео, но для меня очень важно, как это будет выглядеть. Мне важен зритель. Видео должно быть коротким, чтобы акцентировать его внимание», — делится художница.
Проект Саши Медведевой — два телевизора, обращённых друг к другу. На обоих экранах сама художница в разных ипостасях. Одна — это свободная раскрепощённая личность с красными губами, другая — сосредоточенный наблюдатель. Попытка познать себя, создав ситуацию созерцательного диалога. «Это был первый опыт цифрового искусства, — рассказывает Саша, — мне хотелось обойтись без спецэффектов, сделать так, как это делали пионеры видеоарта. Чистая работа с камерой». После ИПСИ Саша собирается продолжить заниматься искусством в различных жанрах, а также попробовать себя в качестве куратора.
«Одновременность» Антона Пермякова — единственный проект, полностью лишённый визуальной составляющей. Долгое время художник занимался видеоартом, но для групповой выставки решил создать аудиопроект: колонки одновременно воспроизводят две разные мелодии. Этот проект — размышление о том, как течёт время в информационном обществе. Художник развивает идею социолога Мануэля Кастельса: обилие событий стремится к одновременности. «Я долго думал, какие подобрать звуки. Так как у нас тема „от аналога к цифре“, я взял то, что было ещё до аналога — музыку симфонического оркестра. Свёл в одном аудиофайле две дорожки, которые при воспроизведении смешиваются. Одновременное воспроизведение двух гармоничных потоков событий (последовательности нот) создаёт диссонанс восприятия», — комментирует Антон.
Монтаж выставки занял меньше четырех дней, однако ударные темпы не помешали создать интересный проект, вобравший в себя всё многообразие жанров современного искусства. «Арт-критик и теоретик искусства Розалинда Краусс отмечает, что мы пережили конец иерархии форм репрезентации искусства. До 90-х у нас были живопись, скульптура, инсталляция, перформанс, медиаарт. Эта выставка показывает, что сейчас они параллельны и равноправны. Медиа обращаются к традиционной форме, и это работает», — говорит Роланд Шони.
Комментарии
Подписаться