РепортажКак факультет дизайна ВШЭ готовит студентов к реальному миру
Мы выяснили, как государственный вуз пытается создать программу, которая работает
Текст
Фотограф
Лена Цибизова
Где учиться будущим дизайнерам в России, и какая методика действительно работает? Об этом мы спрашивали многих арт-директоров, работающих в крупных технологических и медиакомпаниях, но никто не может дать точного ответа: многие считают, что всё можно узнать на практике, другие верят в то, дизайну можно научить. В преддверии вступительных экзаменов мы узнали, как работает факультет дизайна НИУ ВШЭ, создатели которого хотят выпускать действительно трудоспособных и успешных дизайнеров.
Натюрморты не принимаются
В день открытых дверей на факультете дизайна НИУ ВШЭ я не могу пробиться в холл, где выступает креативный директор факультета Арсений Мещеряков, кураторы и преподаватели. Желающих поступить так много, что мне приходится провести 40 минут на лестнице среди ребят, которые, как и я, не слышат ни слова Мещерякова. Первокурсница объясняет стайке поступающих, что нужно понимать «характер» шрифта: «У Рианны на альбоме должен быть ломаный, а у Бейонсе — округлый». В это время оказавшиеся в толпе родители абитуриентов расспрашивают студентов совсем о другом: тяжело ли учиться? есть ли время на обед? можно ли найти работу? Те отвечают, что учиться тяжело, но зато работу некоторые нашли уже на первом курсе.
После я поднимаюсь с абитуриентами в светлый холл. Факультет дизайна делит здание с МИЭМ, и его аудитории отличаются от остальных помещений: всё отремонтировано, на белых стенах развешаны работы студентов. В одной из комнат абитуриентам рассказывают про вступительные экзамены, в другой — развлекают инсталляцией с Kinect, которая называется «Феникс» (в честь её создателя, студента 2-го курса Олега Фенькова): абстрактное изображение на экране менялось в зависимости от движений людей перед ним. Однако творческий конкурс интересует всех больше, чем развлечения. Мамы осаждают Мещерякова вопросами, подойдут ли для портфолио работы из художественной школы. Он терпеливо отвечает, что нужно ориентироваться на современных дизайнеров, а работы по академическому рисунку и натюрморты не принимаются.
Программа первого года состоит из двух блоков. Первый и главный — это творческий блок из специализированных предметов. Самый важный из них — «Креативное проектирование». В рамках этого курса студенты работают над собственными проектами под руководством кураторов. Кроме того, в творческий блок входят практические дисциплины: арт-практика (или академический рисунок по методике куратора Сергея Кужавского), базовые технологии дизайна (изучение популярных графических редакторов), интерактивный дизайн, дизайн среды, цветоведение, типографика и материаловедение. Второй блок программы — общеобразовательный. Он включает в себя английский язык (первые два года студенты готовятся к IELTS, а затем изучают профессиональную лексику), общую историю искусства, историю дизайна и филологию.
«Сейчас основная задача — создание из этого комплекса (что на ул. Малой Пионерской) европейской школы с технологическими мастерскими; каждый миллиметр этого здания запроектирован и знает свою будущую функцию», — говорит Мещеряков, показывая на старый коридор, покрашенный странной бежевой краской. В новом учебном году МИЭМ переедет, и в январе 2015-го начнётся ремонт, который должен завершиться к 2016 году. Тогда на факультете появятся мастерские для студентов, выставочные пространства и больше учебных классов с новым оборудованием. Кроме того, сейчас факультет дизайна объединяется с несколькими другими (университет создаёт несколько больших факультетов вместо множества маленьких, чтобы ими было легче управлять) и станет чаcтью Факультета медиа, дизайна и коммуникаций. Однако бакалаврских программ по изобразительному искусству пока не будет: для воспитания художников нужна другая образовательная лицензия.
Люди важнее учебного плана
В компьютерном классе студенты показывают художнику Протею Темену свои проекты: во втором полугодии они могут сделать работу для существующей организации или самостоятельно придумать бриф. Пока некоторые доделывают свой проект, работы показывают отличники. Один из студентов придумал айдентику для Государственного музея современного искусства. Протей советует ему подумать, как логотип будет смотреться на плакате, сайте, в каталоге выставки и т. д. Другая студентка делает фирменный стиль для лектория в павильоне «Космос» на ВВЦ. На примере этой работы Протей объясняет, как нужно придумывать название проекта. Он советует проиграть диалог о лектории в голове и представить, как друзья будут обсуждать планы пойти в выходные на лекцию. Помимо этого, преподаватель рассказывает, как лучше оформить презентацию — сколько слайдов в ней должно быть, как разместить графические элементы на странице, с чего начинать выступление и пр.
Занятие заканчивается, когда Протей включает видео #PostModem о том, как девочка оцифровывает своё сознание, записав его на компьютерную плату, а потом разрезает лоб, вставляет туда «память» и попадает в цифровой мир. Несмотря на то что все кураторы строят свои занятия в соответствии с программой курса «Креативное проектирование», опыт каждого влияет на то, какие знания получают студенты, и неудивительно, что Протей, участвовавший в биеннале цифрового искусства The Wrong Biennale, показывает видео о технологической сингулярности.
Темен говорит, что во время встреч со студентами выполняет роль психолога: все практические навыки (работа в Adobe Photoshop, InDesign, 3D Max и других программах) они получают на специальных занятиях, а с Протеем, Гуровичем, Белоусовым, Кузнецовой и другими кураторами обсуждают свои проекты и советуются. В первом полугодии студенты работали над проектом, который придумали сами: осваивая графические инструменты, они делали флаг, логотип, текст, плакат, дизайн среды, концепцию навигации, видео для презентации проекта, а в самом конце — книгу о проекте. «У нас нет формальных заданий на композицию или цвет. Студенты делают продукт по определённому брифу, и в процессе им объясняют, на что нужно обратить внимание — так они всё понимают и про цвет, и про композицию», — говорит Протей.
Темен и многие другие сотрудники никогда не работали в сфере образования, а для Протея это и вовсе первая работа в офисе (точнее, в аудитории) за долгое время — 6 лет он занимался собственными проектами. Однако он и другие молодые сотрудники достаточно компетентны, чтобы преподавать. Получению должности на факультете дизайна предшествовала долгая подготовка. «На протяжении целого года мы ежедневно встречались и все вместе разрабатывали программу и методику обучения», — говорит Арсений Мещеряков. Кроме того, на факультете есть и опытные преподаватели: например, куратор Александра Кузнецова окончила пединститут и читала лекции в Британской высшей школе дизайна.
Реальные проекты важнее выдуманных
«Я работаю в самом классном месте на факультете», — говорит Алёна Дорохина, преподавательница веб-мастерской и одна из самых активных сотрудников факультета: вместе с Олегом Пащенко она придумала онлайн-издание «Ризома» (все материалы верстают сами студенты), пригласила команду Lateral Summer снимать о факультете фильм и провела в библиотеке им. Достоевского серию воркшопов для дизайнеров. Все первокурсники занимаются в веб-мастерской вместе (в этом году они делали прототип мобильного приложения и проводили большое исследование для того, чтобы сделать свой сайт), но во второй год обучения появятся два отдельных курса: Олег Пащенко будет преподавать дизайн интерфейсов, а Дорохина — интерактивный дизайн.
«Я хочу, чтобы ребята уже сейчас участвовали в культурных мероприятиях», — говорит Алёна. Недавно вместе с ней студенты сделали интерактивную инсталляцию (они решили анимировать картину Дали) для выставки Subject the Object в центре дизайна ARTPLAY, которая будет проходить в рамках «Ночи в музее». Алёна старается найти для студентов настоящую работу: скоро они будут делать проект для библиотеки им. Достоевского, в которой проходят воркшопы и лекции факультета.
Работы студентов
Преподаватели тоже постоянно заняты реальными проектами: все они работают в лаборатории дизайна при факультете, которая занимается коммерческими заказами. Многие из них поступают от Высшей школы экономики — например, недавно в лаборатории создали брендинг Отделения интегрированных коммуникаций, которое наряду со школой дизайна и факультетом медиакоммуникаций скоро станет частью нового факультета медиа, коммуникаций и дизайна. Арт-директор лаборатории Василий Егоров считает, что она поможет его выпускникам быстрее найти работу: «Когда я оканчивал институт, мне нечего было показать, потому что у меня были только студенческие проекты. Мы хотим, чтобы лаборатория стала местом, в котором студенты могли бы проходить практику, чтобы выходить с факультета не с вымышленным портфолио, а уже с выполненными проектами».
Арсений Мещеряков тоже считает, что одна из главных задач факультета — выпускать специалистов, которые смогут без проблем найти себе работу: «Надеюсь, что наша программа даст выпускнику набор навыков и умений, которые позволят легко зарабатывать на жизнь». Универсализм — это одно из главных требований к студентам нового факультета: здесь не учат на прекрасных графических дизайнеров или дизайнеров интерфейсов, а учат быстро учиться и разбираться во многих областях сразу.
Lateral Summer
Кто-то может поспорить, что широкий спектр навыков может быть полезным, но настоящие профессионалы должны по-настоящему хорошо разбираться хотя бы в одной области. Преуспеть в выбранной специальности студентам могут помочь кураторы: «Будучи прекрасными графическими дизайнерами, все они делают проекты в очень разных областях: Гурович — в предметном дизайне, Эрик — в выставочном дизайне и дизайне среды, Протей — в медиадизайне», — говорит Мещеряков. «Я хотел работать на факультете, потому что здесь преподают конкретные люди, к ним тянешься; например, мне всегда нравился Гурович, и, если бы я был студентом, я бы поступил, только чтобы учиться у него», — добавляет Василий Егоров. Какой бы хорошей ни была сама программа факультета (а все мои собеседники считают, что по итогам первого года видно, что она работает), на факультет стоит поступать хотя бы потому, что здесь такие преподаватели.
Комментарии
Подписаться