РепортажАфрофутуризм:
почему будущее может быть другим
Модная съёмка и немного теории
Помимо господствующей в России европоцентристской, есть и другие версии будущего. Одна из них — афрофутуризм. Look At Me представляет модную съёмку, вдохновлённую его образами и идеями, а также рассказывает об этом направлении современной мысли.
Что такое афрофутуризм?
Понятие «афрофутуризм» сформулировал в 1993 году американский мыслитель Марк Дери. Он сделал это в своём эссе и сборнике интервью Black to the Future, название которого сложно перевести на русский из-за игры слов back, то есть «назад» (Back to the Future — «Назад в будущее»), и black, то есть «чёрный». Дери обратил внимание, что все представления о будущем, распространённые в современной культуре, сформированы почти исключительно представителями европеоидной расы, а если быть точнее — белыми европейцами и американцами. Особенно это выражается в главном проводнике футуристических идей — научной фантастике.
Но к концу XX века афроамериканцы стали появляться в среде поклонников, а затем и авторов фантастики. Дери констатировал, что появилось новое видение будущего, более мрачное, с большим страхом перед технологиями и основанное на совершенно другом культурном опыте, который связан с африканской и афроамериканской культурами, трагической историей представителей негроидной расы: в частности, с таким эпизодом, как колонизация Африки и рабство. Афрофутуризм распространился не только на литературу и философию, но и на другие искусства. Среди музыкантов, которые разделяли афрофутуристическую эстетику, выделяют Сан Ра, Drexciya, группы Parliament и Funkadelic, а также хип-хоп-коллектив Public Enemy. Из современных музыкантов к этому направлению часто относят Flying Lotus и Shabazz Palaces.
Какие идеи отличают
афрофутуризм?
Ожидание
утопии бесполезно
Как и ожидание антиутопии, распространённой в научной фантастике темы. Согласно афрофутуристам, катастрофа или, если угодно, апокалипсис уже давно наступил. Человеческая история переполнена трагедиями массовых убийств, и новые технологии только усугубляют ситуацию.
Недоверие
к технологиям
Власть над научным знанием узурпировало небольшое количество белых технократов, что привело к колонизации и порабощению африканцев, а в настоящее время — к феномену digital divide, который заключается в том, что границы использования технологических новинок и доступа к их преимуществам совпадают с искусственно сконструированными границами между этническими, расовыми, гендерными и сексуальными группами. Нет никакой гарантии, что новые технологии позволят человечеству прийти ко всеобщему равенству. Вся история показывает обратное. Может, прогресс стоит оценивать по другим критериям?
Тотальная диффузия
Если утопия всеобщего равенства и сможет когда-то появиться, то, согласно афрофутуризму, это будет мир тотальной диффузии между оппозициями вроде мужское — женское, человеческое — животное, старое — новое. Один из важных для этой идеи образов — героиня фантастического романа Октавии Батлер «Дикое племя», бессмертная женщина Энинву, способная усилием воли перестраивать своё тело так, что оно приобретает внешность других людей или животных.
Панафриканизм
Если говорить об африканском наследии, афрофутуризм не ограничивает себя только культурой Западной Африки, откуда в основном вывозили рабов в Северную Америку. Практикуется обращение ко всем культурам региона, в широком географическом и историческом смысле. Поэтому важной для афрофутуризма стала древнеегипетская эстетика. Тот же Сан Ра одевался в костюмы, напоминающие наряды фараонов и египетских богов с высокими причудливыми головными уборами.
Взгляд в будущее
через прошлое
Писатель Ишмаэль Рид сравнивал метод афрофутуризма с магическими практиками некромантов, которые обкладывались внутренностями мертвецов или рассматривали их, чтобы предсказывать будущее. Афрофутуризм же копается во «внутренностях старой Америки». Если в футуризме европейцев (особенно это касается итальянского футуризма, а также русского авангарда, известные представители которого предлагали «сбросить Толстого, Достоевского и Пушкина с корабля современности») восторг перед технологией заставлял отказаться от исторической памяти в пользу решительного движения в будущее, то в афрофутуризме прошлое используется для того, чтобы лучше понять пути развития человечества. Так, важным событием, которое обыгрывается во многих произведениях писателей-афрофутуристов, стала работорговля. Захват чёрных рабов и их перевозка в Америку сравнивается с похищением инопланетянами (с английского alien можно перевести и как «Другой»).
Синкретизм
и апроприация
Диффузия в афрофутуризме происходит не только между оппозициями, но и между разными культурами вообще. Особенность афроамериканской культуры — в умении приспосабливаться под разные условия и брать что-то из нового культурного окружения. В афрофутуризме сохраняются отсылки к народной культуре Западной Африки, христианству, исламу, современной западной мысли. Кроме того, идентичность, собранная по принципу «лоскутного одеяла», помогает фрагментировать себя до бесконечности — и уходить из-под контроля государств и корпораций.
Кто представляет афрофутуризм?
Художники
Жан-Мишель Баския
Рене Кокс
Писатели
Три важных текста об афрофутуризме
Редакция благодарит студию PHOTOPLAY за помощь в организации съёмки
и художника Яна Тамковича, хозяина головы Нефертити.
Дополнительные изображения via Donald Agarrat, SFWA, Bucknell University,
Black Art In America, Lannan Foundation, SFJAZZ, Amazon
Комментарии
Подписаться