Будущее
Будущее телевидения:
Канал FX пробивается
в высшую лигу
Марат Кузаев о разделении FX и о том, что это значит
Из всего многообразия американских кабельных каналов, которые занимаются собственными сериалами, FX — один из лучших и наверняка самый недооцененный. У FX нет шоу с рекордными рейтингами, как у AMC, россыпи «Эмми», как у HBO, или любимого сериала Обамы, как у Showtime. Текст: Марат Кузаев |
Зато есть уйма крепких — а иногда и выдающихся — проектов: American Horror Story, Justified, The Americans, Louie, Archer, It’s Always Sunny in Philadelphia. А будет еще больше: уже в сентябре FX разделится на три канала. Марат Кузаев объясняет, что это значит и чем нам грозит. |
|
Еще в прошлом году Hulu показал мокьюментари Battleground Дж. Д. Уолша. В январе Crackle скопом выложил первый сезон боевика Chosen с Майло Вентимильей. В феврале подписчики онлайн-видеотеки Netflix увидели House of Cards Уиллимона, Финчера и Спейси, примерно тогда же магазин всего на свете Amazon подтвердил, что работает без малого над десятком комедийных проектов. И это только сериалы — а ведь есть еще и не столь затейливые программные форматы: вспомнить хотя бы YouTube, где расползается параллельная вселенная с платными каналами и профессиональным контентом. Отчаянные головы предрекают смерть традиционного телевидения каждый год, однако их грозные предсказания пока так и не сбылись. Напротив, есть основания полагать, что старые солдаты еще повоюют. К примеру, кабельный канал FX, где показывают антологию American Horror Story, современный процедурный вестерн Justified и меланхоличную комедию Louie. В конце марта FX провел ежегодную презентацию для рекламодателей. Слухи о том, что этот раз будет особенным, ходили с начала года, и они подтвердились. Как и ожидалось, президент сети Джон Лендграф с гордостью объявил, что FX, обернувшись этаким Горынычем, уже осенью разделится на три канала. |
ОТЧАЯННЫЕ ГОЛОВЫ ПРЕДРЕКАЮТ СМЕРТЬ ТРАДИЦИОННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ КАЖДЫЙ ГОД |
2 сентября в 74 миллионах американских домохозяйств появится FXX — канал для молодой аудитории, где в основном будут показывать комедии. Туда перекочуют ветераны It’s Always Sunny in Philadelphia и The League, вечернее шоу Totally Biased With W. Kamau Bell, а также очаровательная новинка нынешнего сезона — Legit, которая едва ли спаслась бы в ином случае. Вскоре будет анонсирована еще одна комедия, а на второй год вещания их будет шесть; еще позже на FXX стартуют кое-какие драмы. В отличие от FXX, FXM (M — сокращение от Movies) уже существует, однако со следующего сезона там будут показывать не только покупные фильмы и повторы чужих шоу, но и оригинальные мини-сериалы. Во время презентации Лендграф представил пять проектов: многосерийный ремейк «Фарго»; Mayflower — драму о Плимутской колонии от сценаристов «Ученика чародея» с Полом Джиаматти в кресле продюсера; Grand Hotel про террористическую атаку в Париже (среди продюсеров — Сэм Мендес); Mad Dogs про неудачное путешествие в Белиз четверых друзей за сорок (участвует Шон Райан, создатель The Shield); Sutton — экранизацию книги Дж. Р.Морингера о прославленном грабителе банков Вилли Саттоне от сценариста Роберта Сигела («Рестлер») и продюсера Александра Пэйна. Спустя несколько дней стало известно, что Стивен Гэган работает над экранизацией They Marched into Sunlight — важной книги про войну во Вьетнаме, а Николас Осборн и Скотт Розенбаум готовят проект Conquistadors по книге Кима МакКуорри «Последние дни инков». Правда, еще непонятно, где в случае чего их будут показывать — на FX или на FXM. |
ТЕЛЕКАНАЛЫ FFX, FX И FXM — КАК ТРИ БРАТА: ОДНОМУ 25 ЛЕТ, ВТОРОМУ — 35, ТРЕТЬЕМУ — 45 |
|
До недавнего времени все часовые сериалы FX были про крутых, матерых мужиков,
|
|
|
По словам Лендграфа, FFX, FX и FXM надо представлять как трех братьев: одному 25 лет, второму — 35, третьему — 45. Каждый из них нацелен на соответствующую аудиторию. И хотя у «братьев» разные интересы, у них общая ДНК — подход к производству сериалов и, если угодно, вкус. Вероятно, FX это разделение было нужно, как никакому другому каналу. Далеко не у всех на кабеле есть одинаково сильные комедийные и драматические блоки — и совершенно точно ни у кого они не отличаются так же разительно. До недавнего времени все часовые сериалы FX были про крутых, матерых мужиков на изломе: детектива Вика Мэкки, пожарного Томми Гэвина, маршала Рэйлана Гивенса, боксера Патрика Лири, копа Хэнка Долворта. В комедиях все обстояло наоборот — здесь в центре внимания были великовозрастные рохли и разгильдяи в поисках новой мужественности: бабники и подкаблучники из The League, праздный хам Джим Джеффрис, бестолковый агент Арчер со своими неврозами, тюфяк Луи. И если Archer и Louie еще можно представить в связке с The Americans, то The League с его подробным перечнем ситуационных эрекций и кубком из бычьей мошонки едва ли смотрят те же люди, что интересуются супружескими проблемами законспирированных коммунистов. |
|
|
С тех пор как HBO свихнулся на голливудских звездах,
|
|
Однако в конечном счете это программное почкование случилось не столько в угоду зрителям, сколько для рекламодателей — неспроста Лендграф выступил именно перед ними. На трех каналах с разным позиционированием производителям товаров и услуг будет проще добраться до своей целевой аудитории: FX Networks отделил для них зерна от плевел. При этом FX Networks просит меньше денег, чем каналы Большой четверки, у которых в наши дни рейтинги в ключевых демографических срезах ничем не лучше, чем у кабельных флагманов. Лендграф отдельно подчеркнул, что зрители устали от одинаковости сетей Большой четверки: их программы для всех — и одновременно ни для кого в особенности. В общем-то, мысль не новая. Интересно другое: в течение следующих трех лет FX, FXX и FXM вместе догонят левиафанов CBS, NBC и ABC по суммарному хронометражу оригинального контента, и тогда их можно будет сравнивать почти без оговорок. Символично, что Fox — последний член Большой четверки — останется позади, а ведь именно от него когда-то отделился FX. Боссы News Corp. сделали свой выбор: кабель победил эфир внутри отдельно взятого медиаконгломерата. Однако не стоит переоценивать значение последних событий. «Семьи» каналов были и раньше. У Time Warner есть драматический TNT и комедийный TBS, а также молодежный Cartoon Network и люксовый HBO, у AMC Networks — AMC, Sundance Channel, IFC и WE tv (о двух последних зимой ходили дурные слухи: якобы крупные провайдеры собираются от них отказаться — вот тебе и расцвет кабеля), у Viacom — пяток разных «Никелодеонов». Разделение FX свидетельствует прежде всего о силе канала и его прежних успехах: контент по-прежнему значит все. Однако никто не поручится, что из этого что-нибудь выгорит, а вопросы напрашиваются уже сейчас. Не слишком ли стар It’s Always Sunny in Philadelphia, чтобы тянуть за собой новый канал? И как в этом деле помогут жалкие пятьсот тысяч зрителей Legit? Громкие анонсы, как у HBO, — это верный путь? Ведь с тех пор, как HBO свихнулся на голливудских звездах, все их новые сериалы надоедают после двух-трех сезонов. |
КАБЕЛЬ ПОБЕДИЛ ЭФИР ВНУТРИ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО КОНГЛОМЕРАТА
|
|
Впрочем, облизываясь в предвкушении новых сериалов, легко упустить еще одно заявление Лендграфа. Помимо братских каналов, FX запустит онлайн-сервис FX Now, где можно будет смотреть все свежие эпизоды. На первый взгляд кажется, что это не такое важное известие, однако FX Now — еще один шаг к новой индустриальной норме. «Большие перемены грядут через пять-десять лет, и связаны они с дистрибуцией: будет ли контент доставляться по кабелю или через широкополосный канал. В этом нет ничего удивительного. Сервисы вроде FX Now и HBO Go, если его отвяжут от подписки к каналу, — предвестники громадных свершений», — говорит Аманда Лотц, профессор Мичиганского университета и автор книги The Television Will Be Revolutionized. Так что, по-видимому, интернет все же не убьет телевидение — просто телевидение адаптирует технологию для своих нужд.
|
|
|
Комментарии
Подписаться