БудущееМедицина бессмертия: Вечная жизнь как стартап
Футуролог Иван Мин о том, удастся ли человечеству победить смерть
Текст
Иван Мин
Науке удаётся поразительно многое — от разработок в сфере виртуальной реальности до исследований космоса, но один из ключевых для человечества вопросов — бессмертие или хотя бы значительное увеличение продолжительности жизни — до сих пор остаётся открытым. Футуролог Иван Мин рассуждает о том, удастся ли человечеству победить смерть, и если да, то когда и как.
Гидра (сверху)
Медуза Turritopsis nutricula (справа)
На планете существует несколько организмов, чья жизнь потенциально бесконечна. Род гидры, например, отличается несгибаемым стремлением к перманентной регенерации. Одна двухсотая ее часть может воссоздать материнскую особь с нуля, и только примитивная одноклеточная сущность останавливает ее от мирового господства. Медуза Turritopsis nutricula умеет возвращаться к началу своего жизненного цикла, снова взрослеть и дальше по кругу. К счастью, в заевший процесс воспроизведения вмешиваются естественные хищники и голод. Совсем скоро в этой компании отчаянно живых может оказаться и человек, если, конечно, существо будущего все еще будет так называться.
Бессмертие — ключевое увлечение человечества. Тысячелетиями планета жила в вареве религиозных систем, где главной проблемой был вопрос, сформулированный о вечности. Загробный мир, душа, призраки предков, колесо сансары, молодильные яблоки, черная магия, Святой Грааль — человек не хочет умирать давно и страстно. Но со сменой религиозной парадигмы на научную вопрос о бессмертии перешел в более-менее реальное русло. После жрецов пришли ученые и инженеры, бальзамирование эволюционировало в крионику , место алхимии заняла генетика, а бога вычисляет искусственный интеллект.
Сегодня на передовой научных исследований появляется новая отрасль знаний, именуемая life science. Вопросы долголетия и борьба с неизлечимыми болезнями — ее основные сферы. В авангарде поисков вечности стоят две большие фигуры — визионер-изобретатель Рэй Курцвейл и ученый из Кембриджа Обри ди Грей. Оба громко обращают внимание на то, что отсутствие смерти во Вселенной никак не связано ни с какими фундаментальными физическими законами. Правда, подходы у них несколько разные. Курцвейл тяготеет к технологической сингулярности, когда человек сможет жить вечно благодаря симбиозу с машиной. Ди Грей же настаивает на том, что смерть можно победить, поняв и обратив старость. За спиной обоих часто называют либо средневековыми шарлатанами, либо проводят поверхностный психоанализ, выискивая в нежелании умирать разветвленные фобии. При этом Курцвейл изобрел кучу всего: от сканера до программ распознавания речи, и сейчас работает главным инженером Google в области создания искусственного интеллекта с восприятием семантики языка, а Обри ди Грей — один из главных ученых в области геронтологии, занимался генетикой в Университете Кембриджа и теперь участвует в деятельности нескольких НИИ, связанных с изучением старения.
Бессмертие сегодня — это мета-стартап, точка пересечения новых технологий и самых смелых умов, которые проходят первый раунд венчурных и интеллектуальных инвестиций
Обри Ди Грей
Ди Грей полагает, что некоторые негативные эффекты старения совсем скоро можно будет предотвратить с помощью доступных терапий, а выигранные в результате этого 20-30 лет будет достаточно для изобретения новых. Среди них — лечение теломеразой, исключения мутаций в митохондриях, избавление от внеклеточного мусора, очистка ненужных клеток и другие, понятные только специалистам, процессы. Это видение вдохновленно презентуется ученым в популярной лекции TED с говорящим названием «Обри ди Грей считает, что старения можно избежать».
Обри ди Грей считает, что старения
можно избежать
Рэй Курцвейл
Подход Рэя Курцвейла более техноцентричен. Прежде всего он предполагает, что развитие нанотехнологий произведет революцию в медицине и позволит функционировать человеческому организму в разы эффективнее. Сэкономленные годы позволят жаждущим бессмертия дождаться того момента, когда искусственный интеллект превзойдет человеческий. По расчетам футуролога это произойдет ближе к середине века. Тогда технологии смогут преодолеть биологический рубеж и позволят осуществить интеграцию человека с машиной. Появление киборгов или возможности переноса сознания на физические носители будут тогда в порядке вещей. Как удачный изобретатель, Курцвейл не прочь монетизировать свое видение будущего. Он принимает деятельное участие в Университете сингулярности, где из предпринимателей Кремниевой долины вербует адептов нового времени. Для людей своего возраста (65 лет) Рэй вместе с соавтором Терри Гроссманом основал компанию по продаже необходимых для долгой жизни элементов под вывеской Ray and Terry's Longevity Products. Это предприятие часто уличают в «витаминной гомеопатии», но сам Рэй тщательно отбивается от обвинений в псевдонауке и принимает до 80 различных добавок в день.
Бессмертие сегодня — это метастартап, точка пересечения новых технологий и самых смелых умов, которые проходят первый раунд венчурных и интеллектуальных инвестиций. Наноглина уже восстанавливает кости; биохакинг и генная инженерия развиваются так же быстро, как вычислительные мощности; экзоскелеты помогают обездвиженным обрести тело; квантовые компьютеры встают на службу искусственного интеллекта; на 3d принтерах уже печатают части тела; средняя продолжительность жизни растет, а две трети населения преклонного возраста доживают до своих лет именно сейчас. Самое время теоретизировать по поводу, что же делать с вечной жизнью, когда нас на планете уже за семь миллиардов, а мы продолжаем расти.
Breakthrough Prize
Foundation
премия за исследования
в области life science
В феврале 2013 года гиганты настоящего Марк Цукерберг, Сергей Брин, Артур Левинсон и Юрий Мильнер учредили организацию Breakthrough Prize Foundation. В рамках этой инициативы они ежегодно собираются вручать исследователям в области life science по три миллиона долларов за вклад в продление человеческой жизни и за борьбу с неизлечимыми заболеваниями. Вкупе с университетом сингулярности Курцвейла, работой Google над искусственным интеллектом, кибернетизацией, наноиндустрией, волной биохакинга и прочим — бессмертие выходит из сферы индивидуальных фобий в область индустрии. После ХХ века, обнажившего у цивилизации внутреннего зверя саморазрушения и создавшего оружие, способное очистить планету от разума за несколько минут, вечная жизнь превращается в большой гуманистический проект человечества. Место религиозной эсхатологии и мистики занимает амбициозная и ясно артикулированная наука, которая тихо шепчет готовым внимать: «Береги себя, друг, и жди, скоро рождество».
Точки входа
Фотографии: Bjklein/Wikipedia.org, Michael Lutch/Wikimediacommons,
null0/flickr.com, Gisela Giardino/flickr.com, 1,2 via Shutterstock
Комментарии
Подписаться