БудущееКак правительственной слежки боялись ещё 40 лет назад
Параноидальные видео о Большом Брате
Текст
Александра Котлова
Look At Me продолжает рубрику «Назад в будущее», в рамках которой каждую неделю мы выясняем, как люди прошлого представляли себе будущее и насколько их ожидания сбылись в наше время. В новом выпуске — параноидальные рекламные ролики о правительственной слежке из 70-х.
В 1974 году американский режиссёр Годфри Реджио, до этого 14 лет проживший в католическом монастыре, снял серию рекламных роликов, предупреждающих простых американцев об опасности слежки со стороны правительства. Восемь роликов, в среднем длящихся 30-40 секунд, были заказаны Союзом гражданских свобод Нью-Мексико (New Mexico Civil Liberties Union). Снятые на фоне охватившей американское общество тревоги после Уотергейтского скандала (связанного с установкой оборудования для прослушки в штабе демократов), а также подходящей к концу войны во Вьетнаме, принёсшей с собой посттравматический синдром, ролики производят впечатление программы по выявлению людей, страдающих от параноидальной шизофрении. В последнем из них появляется телефонный номер, позвонив по которому, любой желающий может сообщить, что за ним ведётся слежка, или узнать, как защитить себя от неё. Тем не менее присущая Реджио технофобия говорит, скорее, в пользу серьёзного отношения режиссёра к транслируемой идее будущего под присмотром Большого брата.
Позднее тема негативных последствий технического прогресса была раскрыта Реджио в принёсшей ему известность трилогии полнометражных документальных фильмов «Каци» (что на языке индейцев племени Хопи означает «жизнь»). Её созданию он посвятил 25 лет, всё это время не теряя убеждённости в том, что проникновению технологий во все сферы жизни необходимо сопротивляться. К примеру, последний фильм, вышедший в 2002-м и полностью посвящённый медиа, называется «Накойкаци», что значит «Жизнь как война». Об этом же он предупреждает в одном из роликов — единственном, где звучит связная человеческая речь: мужчина, который оказывается мифологическим чудовищем с телом человека и головой-телевизором, произносит монолог о растущем контроле правительства и корпораций над частной жизнью.
В целом же сюжет роликов движется от простого к сложному — сначала появляется только глаз в пирамидке, затем — луч, посылаемый им на Землю из космоса. Далее изображаются первые жертвы правительственного контроля — дети, становящиеся преступниками, и лабораторные крысы, бегающие по лабиринту и символизирующие «первое поколение технологического общества». Эмблема иллюминатов продолжает появляться в каждом отрывке, как и очевидные отсылки к шизофрении: в седьмом слышится женский шёпот, который словно звучит в голове маленькой девочки, через запятую перечисляя такие словосочетания, как «контроль над поведением», «психотропные вещества» и «национальная безопасность». Автор роликов, впрочем, будто упускает из виду, что для этого психического расстройства бред преследования является не менее характерным симптомом, чем слуховые галлюцинации.
В то же время после скандала с программой PRISM, запущенной в 2007 году Агентством национальной безопасности США, которая действительно имеет пирамидку на своём логотипе, творчество Реджио перестаёт восприниматься как очередные легенды о рептелоидах. И если несколько лет назад человека, опасающегося за свои сообщения с котиками в сети «ВКонтакте», смело можно было назвать параноиком, то со вступлением в силу закона о блогерах, обязывающего соцсети передавать всю информацию о своих пользователях спецслужбам, — не более чем осмотрительным.
Комментарии
Подписаться