Views Comments Previous Next Search
Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века — Будущее на Look At Me

БудущееАвтомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века

Профессионалы оценивают футуристичные проекты прошлого

Когда автомобильная компания хочет показать что-нибудь новое, она создаёт концепт-кар — прототип машины, который чаще всего не идёт в серийное производство. Нередко концепт-кары выглядят как машины из будущего и сильно обгоняют своё время. Look At Me выбрал 8 концепт-каров из XX века, которые выглядят футуристично и сегодня, и попросил двух дизайнеров их прокомментировать. 

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 2.

Андрей Сулемин

промышленный дизайнер, иллюстратор, дизайнер экстерьеров автомобилей в НАМИ

«Для начала я предлагаю сравнить эти фотографии Lamborghini Countach.
Это вообще очень хороший пример того, что красивый кузов и грамотный автомобиль идут рядом друг с другом, но они не тождественны. Дело в том, что автомобиль — это слишком сложный динамический объект, на него накладывается огромное множество требований и ограничений. Раньше они были не такими жёсткими, как сейчас, но всё же были. Несмотря на один и тот же кузов, серийная версия Countach разительно отличается от прототипа и периодически дорабатывалась на протяжении всего срока производства. Для серийной машины надо было решать проблемы охлаждения радиаторов и аэродинамики.

Так что все эти автомобили и не были предназначены для серийного производства, а потому бессмысленно обсуждать, могли бы они появиться в продаже и что бы тогда было. Нет, не могли. Как и всегда в концептуальных разработках, в них главным было показать определённую идею, выражавшуюся, например, в характеристиках, новой архитектуре кузова, используемых материалах и так далее. В общем, причин для появления концепт-каров может быть великое множество. Экстерьер можно разрабатывать, не особо принимая во внимание аэродинамику, безопасность, как будут штамповаться кузовные детали. В интерьере могут применяться материалы отделки, которые нецелесообразно производить, или которые ещё не производят, или у которых хромает эргономика».

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 3.

General Motors
Firebird I

Первый из трёх автомобилей-прототипов, изготовленных General Motors в 1950-е годы. Firebird вдохновлены конструкцией самолётов того времени.

Ярослав Яковлев

выпускник Европейского института дизайна, дизайнер Yamaha Motor co.

«Пожалуй, самый безумный аппарат из подобравшейся компании, беззаботные американские 50-е во всей своей иррациональной красе. Раз появились реактивные самолёты, почему бы не создать на новой тяге автомобиль? Несмотря на всё своё техническое сумасшествие и пропасть, отделяющую концепт от серии, ракетоподобные автомобили можно каждый год наблюдать в скоростных состязаниях в Бонневиле. Стеклянный колпак-кабина безо всяких там „формальностей“ вроде передних и задних стоек — недосягаемая мечта любого автомобильного дизайнера».

Андрей Сулемин

«Firebird никогда и не собирался быть серийным: это обычная демонстрация возможностей фирмы, а по сути — квинтэссенция аэрокосмического стиля в виде истребителя на автомобильных колёсах».

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 4.

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 5.

Ferrari Modulo

Один из самых известных концепт-каров XX века, работа итальянского дизайнера Паоло Мартина.

Ярослав Яковлев

«Эту красотку из строгих 70-х годов мне посчастливилось наблюдать в музее Pininfarina. Произвела неизгладимое впечатление, надо сказать. Смотрится совершенно космически и современно спустя добрые 40 лет со дня блестящей премьеры в Женеве. Тонкая, хрупкая, стремительная — топ-модель. Настоящий минимализм. Сердца стилистов и инженеров 70-х ещё полыхали пламенем экспериментаторства. Некоторые технические решения нашли применение в серии спустя 25–30 лет: например, закрытые колёса Honda Insight первого поколения. Стилистически Modulo на пару с конкурентом Stratos от Bertone задали тон автомобильной промышленности на последующие два десятилетия».

Андрей Сулемин

«Вместе со Stratos Zero это один из самых знаковых автомобилей и, возможно, также одна из вершин дизайна XX века. Серджио Пининфарина критически отнёсся к проекту, который Паоло Мартин и так делал в перерывах, и это, видимо, повлияло на то, что автомобиль представили только через два года (После начала работы над проектом. — Прим. ред.)».

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 6.

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 7.

Lancia Stratos Zero

Итальянский концепт-кар, представленный на выставке в Турине в 1970 году,
за которым последовала линейка спортивных автомобилей Stratos; Stratos Zero при этом до сих пор выглядит гораздо футуристичнее всех последователей.

Ярослав Яковлев

«Zero для меня — концепт-кар номер один всех времён и народов, ничего подобного не было создано ни до, ни после. Гений Марчелло Гандини на пике своей карьеры. Квинтэссенция всего того, что было до и многие годы после, — в минималистичной и в то же время не лишённой страсти клинообразной форме кузова инновационной компоновки. Именно Zero вместе с Modulo закрепили понятие центральномоторной компоновки суперкаров, что стало стандартом в индустрии. Спустя некоторое время Lancia выпустила в серию одноимённый автомобиль, приближенный к реалиям, но не менее эффектный в своей футуристичности».

Андрей Сулемин

«Bertone хотели создать раллийный автомобиль для Lanci, и для этого и был сделан Stratos Zero, построенный вокруг 1,6-литрового мотора от Lancia Fulvia. Броская, предельно низкая и шокирующая машина сработала отлично, через год Bertone представил уже известный всем Stratos, не имеющий ничего общего с концептом». 

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 8.

Dymaxion

Автомобиль изобретателя Бакминстера Фуллера, который заявлял, что его машина может разогнаться до скорости 190 км/ч. Под маркой Dymaxion Фуллер представлял и другие изобретения, в том числе дом и интерактивную карту мира.

Ярослав Яковлев

«Машина, во многом опередившая своё время: форма и компоновка строго подчинены функции. Философская попытка создать честный транспорт, которая была успешно задавлена большим бизнесом, увидевшем в ней убийцу стимула потребления. Гораздо позже в серийном производстве появились и каплеобразные кузова, и автобусная компоновка, где водитель сидит над передней осью или даже перед ней, и рациональный подход к обустройству большого пространства в ограниченных габаритах. Классный пример автомобиля, лишённого сиюминутной модной мишуры, потакающей комплексам покупателя, но заточенного под удобное и рациональное перемещение из точки А в точку Б. Как бы выглядели автомобили сейчас, получи это направление развитие 80 лет назад? И как бы мы относились к концепции транспортации? Быть может, к примеру, машины с автопилотом стали бы реальностью гораздо раньше первых опытов компании Google?»

Андрей Сулемин

«Вместо Dymaxion я бы предложил взглянуть на вот эту Alfa Romeo, которая старше его на 20 лет».

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 9.

L'Oeuf electrique

Французский инженер Поль Арзанс придумал электрокар в форме яйца в 1942 году. Вместе с электромотором и батареями автомобиль весил 350 кг.

Ярослав Яковлев

«Прадедушка Smart собственной персоной, или прабабушка? Да ещё и на электротяге! Предтеча суперкомпактов и несбыточная мечта экологов».

Андрей Сулемин

«Не знаю, связаны они как-нибудь или нет (скорее всего, нет), но эта идея нашла своё воплощение в виде BMW Isetta. Тут, наверное, стоит сделать отступление. В отличие от очень компактных современных автомобилей, когда их размер обусловлен недостатком мест в городах, но они (несмотря на размер) остаются дорогими и имиджевыми продуктами, те машины делались максимально маленькими, дешёвыми и экономичными. Лучше всего это иллюстрирует Mini 1959 года и любая Mini сейчас».

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 10.

Alfa Romeo BAT 5

Первый из линейки итальянских автомобилей-прототипов 50-х годов, созданных параллельно с Firebird General Motos и устроенных по похожему принципу: дизайнеры стремились уменьшить коэффициент сопротивления формы.

Ярослав Яковлев

«На мой взгляд, не самая интересная серия концептов для Alfa от Bertone, эдакая рафинированная версия американской моды тех лет с выдающимися показателями аэродинамики, но не стиля».

Андрей Сулемин

«Alfa Romeo BAT (их, кстати, было три разных) мне нравятся тем, что они не ударились в китч, как Firebird. Это относительно лаконичные и очень красивые машины, кардинально отличающиеся от всего того, что предлагал американский рынок в то время, и также использующие авиационную тематику».

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 11.

Ford Nucleon

Фантастический концепт-кар, для которого даже не создали полноразмерный прототип (только уменьшенную модель): фантазия компании Ford на тему того, как мог бы выглядеть автомобиль с атомным реактором вместо двигателя.

Ярослав Яковлев

«Сомнительная попытка установить атомный реактор в кузове легкового пикапа».

Андрей Сулемин

«Ford Nucleon выглядит идущим в авангарде автомобилестроения пятидесятых — ядерные технологии в самом развитии, почему бы и не использовать их, не всё же одними ракетами и самолётами вдохновляться. С другой стороны, его архитектура напоминает мне ездящий у нас по территории экспериментальный грузовик на газе, который в кузове возит баллоны с этим газом».

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 12.

Автомобильные дизайнеры о концепт-карах XX века. Изображение № 13.

Chrysler Streamline X

Также известный как Gilda (в честь одноимённого фильма с Ритой Хейворт
в главной роли),
концепт-кар компании Chrysler придумал итальянский дизайнер Джованни Савонуччи; сзади у Streamline — самая настоящая турбина.

Андрей Сулемин

«Streamline выглядит вполне симпатично, в духе времени, но по всё тем же причинам он не мог пойти в серию (сравните с тем, как эти идеи авиации и космоса воплощались в серийных моделях того же времени). В отличие от автомобилей 70-х, у него кабина выглядит чужеродно относительно всего остального объёма. Это как раз из-за того, что посадка осталась, как в обычном седане того времени, и архитектура кузова, соответственно, тоже».

фотографии via washedashore.com, inautonews.com, autofoundry.com, flickr.com

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются