Views Comments Previous Next Search
Почему библиотеки 
не умрут — Будущее на Look At Me

БудущееПочему библиотеки
не умрут

Как избежать цифрового Средневековья

Каждую неделю Look At Me публикует перевод одной статьи англоязычного сайта Hopes&Fears, входящего в издательский дом Look At Media. Сегодняшний текст — о том, как меняются библиотеки под влиянием технологий.

Недавно вице-президент Google и «отец интернета» Винтон Сёрф предупредил, что может наступить «цифровое Средневековье»: из-за того, что способы хранения данных устаревают, со временем есть опасность этих данных лишиться. Такой прогноз звучит по-особому жутко в эпоху, когда цифровые медиа затмили печатные, поисковые запросы искусственного интеллекта становятся всё более точными, а в старейших библиотеках всего мира незаметно происходят перемены. Но что случится, если мы останемся без библиотек в их классическом виде? Каково будущее библиотек и хранения информации? 

За сохранность данных начали опасаться со времён появления интернета. Один из первых случаев употребления термина «цифровое Средневековье» произошёл в 1998 году на конференции Time and Bits, организованной Long Now, — фондом с 19-летней историей, который намерен обеспечить сохранность данных на 10 000 лет вперёд. Один из их проектов — Rosetta Disk. Этот архив представляет собой никелевую пластинку с микроскопическими текстами на всех языках мира, нанесёнными рельефной печатью.

 

Почему библиотеки 
не умрут. Изображение № 2.

Сатиндер Сингх

директор Лаборатории искусственного интеллекта в Мичиганском университете

Почему библиотеки 
не умрут. Изображение № 3.

«Я уверен, что искусственный интеллект, способный поддерживать беседу, появится в ближайшие 10 лет. Моя группа исследователей создаёт систему, которая может отвечать на вопросы студентов, наставлять их на верный путь и рассказывать о курсах в университете. Такие системы со временем станут только лучше.

Забавно, что многие из нас убеждены, будто подходящие рекомендации может делать только человек. У Джейрона Ланьера есть книга «Вы не гаджет», где он пишет об этом. У вас может сложиться впечатление, будто книги, поэзия и люди, которые вам нравятся, — вещь личная и уникальная, но если вы зайдёте на Amazon, то увидите, что сайт, обрабатывая некоторые данные пользователей, довольно точно предугадывает, что вам хотелось бы прочитать. Даже в личных вещах — с кем вам хотелось бы встречаться и какую книгу вы хотели бы прочитать — современные системы могут дать большинству людей совет не хуже, чем дал бы человек.

Библиотеки продолжают меняться и остаются полезными. Они становятся местом встреч взрослых людей, местом, куда дети приходят почитать и порисовать вместе, местом, где проводят мастер-классы. Они перестали быть одним лишь источником информации. Людям нужны места, куда они физически могут прийти, где они могут посидеть в окружении книг и встретить людей с близкими интересами. Библиотеки устраивают конкурсы среди писателей — так было и раньше, но теперь библиотекари ещё и учат людей, как пользоваться новыми технологиями».

   

Максин Блейвайс

исполнительный директор публичной библиотеки Уэстпорт в Коннектикуте

Почему библиотеки 
не умрут. Изображение № 4.

«В нашей библиотеке появились гуманоидные роботы Винсент и Нэнси. Мы верим, что робототехника станет следующим направлением, которое проникнет в самые разные области жизни. У нас уже был схожий опыт с 3D-принтерами: люди, которые приходят к нам, получают знания, обязательные для современного человека. Нэнси и Винсент наглядно учат людей программированию. Само их появление говорит о том, что библиотеки остаются одним из лучших мест для получения новых знаний».

Почему библиотеки 
не умрут. Изображение № 5.

Илья Креймер

бывший программист Internet Archive

Почему библиотеки 
не умрут. Изображение № 6.

«Я не верю в то, что искусственный интеллект заменит библиотекарей. Наверняка есть те, кто думает иначе, и, возможно, я наивен, но я считаю, что без руководства людей искусственный интеллект обойтись не может. Особенно когда мы говорим о знаниях: если не помогать в них ориентироваться, это просто набор бессмысленных данных. 

Что касается цифрового контента, то технологиям хранения данных нужно не отставать от других технологий. Интернет становится всё более интерактивным, и эту интерактивность всё сложнее сохранять в первозданном виде для будущего — то же самое с потоковым аудио- и видеоконтентом. Мы решили некоторые из этих проблем, но только на время. Когда появятся новые технологии, нам, возможно, придётся начать заново, потому что обычно те, кто вводят новые технологии, не задумываются о сохранности данных для будущего.

Но, на мой взгляд, главная проблема — это централизация контента. В 90-х у людей были свои сайты, теперь же большая часть контента размещается в социальных сетях, где им управляют централизованно. Сейчас вы легко получаете доступ к этому контенту, но кто знает, что произойдёт в будущем? Вдруг его удалят, или они закроются? Internet Archive — замечательный ресурс, но он тоже централизован, а значит, может попасть под цензуру. Авторитарный режим, да что там, любой интернет-провайдер может заблокировать доступ к нему (Это уже произошло в Индии и России. — Прим. ред.), и люди не смогут попасть в один из крупнейших архивов в мире».

   

Лора Уэлчер

операционный директор фонда Long Now
и проекта Rosetta

Почему библиотеки 
не умрут. Изображение № 7.

«По образованию я лингвист и для своей дипломной работы я документировала несколько языков, находящихся под угрозой исчезновения. Я также работала в небольшом языковом архиве, где нам давали полевые заметки исследователей на местах. Там документировали языки, у которых остались единицы носителей. Иногда от языков не остаётся ничего, кроме архивных материалов.

Все, кто когда-нибудь держали в руках единственные в своём роде вещи, понимают, насколько информация бесценная и хрупкая вещь. Иногда я ездила в архивы с книгами и рукописями, у которых нет копий. Я держала эти рукописи в руках — ещё до того, как их оцифровали — и мне казалось, что они рассыпаются прямо у меня в руках.

Когда вы создаёте архивный документ для будущих поколений, очень важно оставлять „указатели“, благодаря которым люди смогут узнать, как его найти, как извлечь из него данные, а также то, что он вообще существует. Один из таких указателей в Rosetta Disk — это нанесённый по спирали текст, окружающий микроскопический архив. Текст начинается с легко читаемого кегля, но потом становится всё меньше и меньше — так люди будут изучать диск внимательнее. На диске есть параллельно расположенные данные на разных языках — как на Розеттском камне, который помог расшифровать письменность Древнего Египта. Ещё одно предназначение диска — показать, как много языков существует в начале XXI века — а их порядка 7000. Такая языковая вариативность стала итогом тысячелетий постепенных изменений. Теперь же, из-за того, что некоторые языки преобладают на местном или даже глобальном уровнях, общее число языков за ближайший век сократится до 500. 

Фонд Long Now берёт 10 000 лет существования человеческой цивилизации и проецирует их на 10 000 лет вперёд. Rosetta Disk создан для людей из будущего, которые будут похожи на нас по строению тела, мышлению и, вероятно, будут обладать схожими языковыми способностями. Тонкий диск диаметром около 7,5 см сделан из никеля и содержит около 14 000 страниц данных — это как страницы книги, только микроскопические и нанесённые рельефной печатью. Никель не подвержен разложению и коррозии, он может выдержать высокие температуры, а потому диск прослужит долго. Rosetta Disk не создаётся на случай апокалипсиса или кардинальных перемен в обществе, — правда, за несколько тысячелетий может случиться много чего. Так что Rosetta Disk — это надёжное и долговременное хранилище, своеобразный дешифратор в виде кольца».

Почему библиотеки 
не умрут. Изображение № 8.

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются