БудущееЗачем власти Кувейта тестируют ДНК всех жителей страны
Биологи отвечают, насколько это трудно и этично
Текст
Гриша Пророков
В Кувейте приняли закон, по которому все жители страны должны пройти генотипирование, то есть тест ДНК. Похоже на сценарий антиутопии: к сентябрю 2016 года будет составлена полная база данных ДНК всех жителей. Look At Me спросил биологов, насколько это сложный проект — и этично ли так делать.
После теракта в городе Эль-Кувейт 26 июня, в результате которого погибли 28 человек, правительство Кувейта приняло новый закон: теперь все жители страны должны пройти обязательный ДНК-тест. К сентябрю 2016 года планируют собрать полную базу данных ДНК всех жителей Кувейта. Это примерно 4 млн человек: 1,3 млн граждан страны и ещё 2,8 млн жителей. Отказ сдать тест будет караться одним годом заключения в тюрьме, а подделка результатов — семью годами. База данных должна позволить быстрее раскрывать преступления: полиция сможет сравнивать образцы ДНК, найденные на месте преступления, с базой данных. ДНК преступников уже собирают, например, в США и Великобритании, но проект правительства Кувейта — самый амбициозный на сегодняшний день. Организация Human Rights Watch уже высказалась против закона и назвала его «нарушением прав человека».
Сара Ли Уитсон
директор отделения Human Rights Watch на Ближнем Востоке
«Многие меры могут быть потенциально полезны для защиты от террористических атак, но потенциальной пользы недостаточно, чтобы оправдать такое колоссальное нарушение человеческих прав. Наверное, снимать на видеокамеру людей в общественных туалетах тоже может быть полезно — но такие меры не необходимы или пропорциональны возможной опасности, как и обязательное тестирование ДНК. К тому же не очень понятно, что именно даст тестирование ДНК, учитывая, что в полицейских базах данных и так много другой информации о преступниках. Наконец, может ли правительство Кувейта дать какие-то гарантии, что эти данные никогда не попадут в руки третьей стороны?»
Йоха Колудар
биолог
«В самом приемлемом случае генотипирование займёт около трёх часов машинного времени. Чтобы генотипировать 4 млн человек за один год, властям Кувейта придётся заказать несколько тысяч очень дорогих машин.
Если они это сделают, то точность полученных данных будет высока. Но им даже не нужно узнавать всю ДНК каждого человека. Есть немало методов, идущих в обход. Например, можно изучить последовательность однонуклеотидных повторов — SNP, которая уникальна для каждого человека. Подобные обходные методы, наряду с полным секвенированием ДНК, уже долгое время используются в криминалистике. Но даже с использованием этих методов всё равно потребуется по меньшей мере час на каждый препарат. А ведь ещё понадобится как-то эти препараты тканей (кровь или слюна) у населения добыть, и для 4 миллионов человек придётся развернуть масштабную сеть по сбору материала.
Этических, равно как и юридических, проблем тут пока нет. Об этой сфере жизни люди обычно не задумываются без особой необходимости. То же самое было с клонированием: до овечки Долли только учёные да писатели-фантасты понимали, что проблемы возникнут, хотя технология была готова ещё в 70-х. Единственная сфера, в которой использование генетической информации достаточно оговорено, — это медицина.
Но на самом деле общество совершенно не готово к тотальному генотипированию. Законы никак не регулируют статус генетической информации. Кому принадлежит ген? Кто имеет право доступа к ДНК-базам населения? И так далее. С этической стороны вопроса всё ещё интереснее: что такое мои гены для меня самого — часть меня? Этично ли продавать свои гены или обмениваться ими (когда будет такая возможность)? Нужно будет придумывать целое мировоззрение, потому что наше текущее не только не включает реальность на таком уровне, но и принципиально не способно её вместить.
До момента, когда клонирование человека станет повседневной реальностью, причин волноваться из-за сохранности информации о своих генах почти нет
Тем не менее базы данных ДНК — далеко не новость. В Великобритании национальная база данных была создана в 1995-м, во Франции — в 1998-м, в Канаде — в 2000-м. Однако все они используются лишь для генотипирования осуждённых преступников. Попытка создать полную базу данных населения предпринималась лишь единожды — в Исландии — и закончилась провалом из-за протестно настроенных граждан. Португалия в 2005 году пыталась создать базу данных ДНК всего населения, но комитет по этике этого не допустил, и базу сделали только для преступников. Но большинство этических проблем связаны с боязнью людей, что их начнут принимать за преступников. Или что по ошибке примут ДНК одного за ДНК другого и осудят без вины. На втором месте шли опасения, что государство теперь знает о нас всё.
До момента, когда клонирование человека станет повседневной реальностью, причин волноваться из-за сохранности информации о своих генах почти нет. Сделать с чужой ДНК можно очень мало чего: можно провести неточный медицинский анализ, можно набросать фоторобот человека, можно выяснить, кому он приходится родственником.
Когда же клонирование станет реальностью (или если генотипирование заменит обычные формы идентификации) обладание информацией ДНК будет равносильно обладанию человеком. Хочется надеяться, что к тому времени правовая сторона вопроса будет обговорена и решена во всех необходимых деталях.
Тем не менее точность современных методик достаточно высока, чтобы ошибки генотипирования свелись почти к нулю».
Александр Жаворонков
заведующий лабораторией трансляционной
и регенеративной медицины, ФНКЦ ДГОИ им. Д. Рогачева
«Многие страны предлагают населению генетический скрининг. Хотя это и не даёт значительной клинической пользы сейчас, это может принести пользу в будущем и подготовить инфраструктуру и персонал в области персонализированной медицины. Я считаю, что обязательный скрининг — это абсолютно этично, хотя мнения специалистов в этом вопросе часто расходятся. С точки зрения криминалистики база данных ДНК может только помочь. Учитывая количество камер на улице и в помещениях, а также других сенсоров, не стоит надеяться на анонимность. Ваш смартфон уже знает о вас и ваших близких гораздо больше, чем можно себе представить. Прячутся те, кому есть что скрывать».
Комментарии
Подписаться