ИндустрияЗачем художникам заниматься наукой
Look At Me разобрался в том, что такое сайнс-арт и чем художники могут помочь учёным
Текст
Анна Савина
Искусство и наука всегда сотрудничали, и новые изобретения часто помогали художникам освоить новые техники или изобрести новый жанр (например, видеоарт), но термин science art появился сравнительно недавно. К пятилетию московской Laboratoria Art&Science и открытию выставки «Фронтир» Look At Me разобрался, что такое «научное искусство» и чем художники могут быть полезны учёным.
Сайнс-арт и наука
Сайнс-арт, или «научное искусство», чаще всего является результатом долгого сотрудничества художника и учёного, а конечное произведение — плод их совместного исследования. Именно поэтому многое зависит не только от желания художника, но и от наличия подходящих научных лабораторий и исследовательских центров. Многие крупные зарубежные университеты поддерживают сайнс-арт и даже предлагают специальные курсы для молодых людей, которые хотят заниматься таким видом искусства. В MIT, одном из самых крупных технологических университетов США, в прошлом году открылся Center for Art, Science and Technology, который поддерживает сотрудничество художников и учёных.
Стеларк
Сайнс-арт преподают даже в арт-школах. Например, этой весной нью-йоркская School of Visual Arts объявила о наборе студентов на курс по биоарту — это вид сайнс-арта, основанный на сотрудничестве художников с биологами. Биоарт является одним из самых популярных видов «научного искусства», и это неудивительно: многие художники не только черпают вдохновение в природе, но и сами хотят участвовать в этом «творческом процессе». Среди таких авторов знаменитый австралийский художник и пионер сайнс-арта Стеларк, который с помощью учёных вживил ухо себе в руку. Конечно, оно не может слышать, но зато оно оснащено микрофоном и Bluetooth.
Также в Австралии существует множество других сайнс-арт-художников — некоторые из них получили возможность сотрудничества с учёными благодаря лаборатории Symbiotica, основанной в 2000 году и с тех пор поддерживающей биологов и художников. Помимо появления новых лабораторий cегодня популярности биоарта способствует ещё и появление более доступных способов взаимодействия с учёными — например, в 2009 году появился онлайн-ресурс Hackteria. Это одновременно и экнциклопедия биоарта, и дискуссионная платформа для биологов, хакеров и художников.
Hackteria
Дарья Пархоменко
основатель, директор и куратор Laboratoria Art&Science
Художников вдохновляют не технологии, а скорее идеи, открытия, изобретения и иногда харизматичные учёные, которые могут за собой повести. До сих пор многих художников вдохновляют Циолковский, Тесла, Фёдоров. Но живых героев-учёных мало. Если в стране развивается наука, то тогда и у science art будет простанство для роста. У нас сейчас сложная ситуация, но я считаю, что надежда есть. Есть выдающиеся учёные, которые видят в научно-художественном взаимодействии потенциал и находят время для общения с художниками. Один из них — нейробиолог Константин Анохин, заведующий отделом нейронаук в Курчатовском институте.
Часто иностранные художники приезжают в Россию за советской научной эстетикой. Они едут на Байконур, в Звёздный городок, ищут заброшенные научные интституты. История, конечно, важна, но нам сейчас интереснее работать с будущим, с актуальными проблемами. Некоторые из таких научных направлений — нейробиология, квантовая физика, астрономия, экология. Интересно, что учёные этих областей охотнее идут на контакт с художниками, они более открыты к их предложениям и идеям. А некоторые художники тоже готовы на эксперименты: например, у немецкой художницы Агнес Майер-Брандис есть проект «Лаборатория тропосферы» — о природе образования облаков. Чтобы создать его, она проводила опыты над аэрозолями в состоянии невесомости на борту самолета. Есть художники, которые ездят в CERN и ставят опыты в ускорителе или исследуют арктические льды вместе с учёными.
Сайнс-арт и искусство
Однако, для того чтобы заниматься сайнс-артом, не обязательно иметь специальное образование или посвящать исследованиям и научным экспериментам годы. Многие современные художники, далёкие от сайнс-арта и занимающиеся, например, перформансом, обращаются к учёным для воплощения конкретных идей и проектов.
«В присутствие художника»,
Марина Абрамович
Например, Марина Абрамович, всю жизнь посвятившая перформансу, сотрудничала с нейробиологами, чтобы понять, как работает человеческий мозг во время длительного зрительного контакта. Идея проекта возникла в 2010 году во время знаменитого перформанса «В присутствии художника» в MoMA, когда Абрамович мог посмотреть в глаза любой посетитель музея. В 2011 году в центре «Гараж» прошла вторая часть перформанса, которую курировала Дарья Пархоменко. Новое произведение на грани искусства и науки называлось «Измеряя магию взгляда»: мозговую деятельность двух смотрящих друг другу в глаза людей фиксировали с помощью энцефалографов. Этот эксперимент повлёк за собой дальнейшие исследования нейробиологов: обычно люди смотрят друг другу в глаза не дольше 7 секунд, а деятельность мозга человека, который смотрит другому в глаза дольше нескольких секунд, мало изучена.
Перфоманс Тино Сегала на 55-й Венецианской биеннале
Перформансы способны создавать нестандартные ситуации, в которых большинство людей теряются — деятельность мозга в этот момент особенно интересна учёным. Так, перформансы Тино Сегала (правда, художник называет их «ситуациями»), недавно тоже заинтересовали нейробиологов. Сегодня граница между наукой и искусством стирается: на 55-ой Венецианской биеннале, на которой Тино Сегал получил «Золотого льва», наравне с произведениями искусства были показаны и работы учёных.
Дарья
Пархоменко
основатель, директор и куратор Laboratoria Art&Science
На выставке dOCUMENTA (13) были выставлены работающие квантовые установки известного австрийского физика Антона Цайлингера. А на открытии был и сам учёный, который работал прямо в выставочном зале, записывал формулы на грифельной доске. Куратор выставки Каролин Христов-Бакарджиев не называла это сайнс-артом или каким-то специальным термином, а просто выставила научные эксперименты в одном ряду с произведениями. Мне лично близка эта стратегия стирания границ. Сайнс-арт является и искусством и наукой одновременно, результаты взаимодействия важны для обеих сторон, оценить их в полной мере мы сможем спустя некоторое время. Сегодняшнее состояние сайнс-арта можно сравнить с экспериментами в квантовой физике — частицы и явления становятся фиксируемыми на миг, но за этим могут стоять явления космического масштаба.
Художники и наука
Сайнс-арт не имеет чётких границ — иногда к этому направлению причисляют художников, которые просто вдохновляются наукой, а не сотрудничают с учёными. Например, в MIT Center for Art, Science and Technology читает лекции Томас Сарасэно, известный современный художник, который не проводит исследований, но вдохновляется наукой.
Томас Сарасено Cloud Cities
С другой стороны, сайнс-артом часто называют результат научной деятельности, который имеет некую эстетическую ценность. Например, Принстонский университет каждый год проводит конкурс Art of Science, в котором участвуют молодые учёные, которым удалось создать красивую и точную визуализацию некоего биологического процесса или каким-то другим образом превратить свои исследования в произведение искусства. Ещё один любопытный пример того, как учёные непреднамеренно становятся художниками — это история учёного Дрю Бэрри, который создаёт красивую 3D-графику, иллюстрирующую молекулярные процессы, и делает «научные» клипы для Бьорк.
Bjork «Hollow», 3D-анимация Дрю Бэрри
Дарья
Пархоменко
основатель, директор и куратор Laboratoria Art&Science
Задача Laboratoria дать художникам возможность сотрудничать с учёными, обеспечить условия работы. Сейчас междисциплинарные практики становятся всё более популярными, и профессионалы из разных областей знаний стараются идти навстречу друг другу, находить общий язык. Работа с художником может вывести учёного из «скорлупы», дать новый толчок рефлексии. Мы определяем science art как не только технологическое искусство, но также и иследовательские художественные практики. Технология — это только язык и средство, прежде всего важна идея, содержание.
Фотографии: Shelby Lessig/Wikimedia Commons, AndyMiah/flickr.com, NeilH/flickr.com
Комментарии
Подписаться