ИндустрияЗачем Джей-Зи и Канье Уэсту современное искусство
Анна Савина о том, как современное искусство становится демократичнее
Текст
Анна Савина
За последние месяцы сразу несколько рэп-исполнителей попытали свои силы на территории современного искусства: Канье Уэст выступил на знаменитой ярмарке Art Basel, а Джей-Зи устроил перформанс с Мариной Абрамович в нью-йоркской галерее. Look At Me разобрался, зачем поп-музыкантам Ле Корбюзье как источник вдохновения, арт-критики в числе поклонников, и что могут дать современному искусству Канье Уэст и Джей-Зи.
В начале июня, незадолго до выхода альбома Yeezus, Канье Уэст рассказал корреспонденту New York Times, что лампа Ле Корбюзье была одним из главных источников вдохновения во время создания новой пластинки. Спустя несколько дней Уэст выступал на крупной арт-ярмарке Art Basel, где его слушали арт-дилеры, галеристы, критики и современные художники. Нельзя сказать, что это было неожиданным событием: музыкант уже работал с современными художниками. Дизайн обложки для его альбома Graduation придумал знаменитый японец Такаси Мураками, а для пластинки My Beautiful Dark Twisted Fantasy — художник Джордж Кондо. Кроме того, не стоит забывать, что Art Basel — это одна из самых коммерческих арт-ярмарок, и искусство, которое на неё привозят, само стало частью шоу-бизнеса со звёздами-художниками и продюсерами-галеристами. С другой стороны, можно было бы представить рэпера, презентующего свой альбом на арт-ярмарке, например, в 2005 году? Тогда MTV запустило «Тачку на прокачку», и рэперы ассоциировались скорее с тюнингованными автомобилями, полуголыми девушками и золотыми цепями, чем с современным искусством.
Конечно, Канье Уэст — больше исключение из правил. Он пытается расширять границы жанра, используя приёмы, которые раньше использовали только менее известные и более близкие к современному искусству исполнители. Например, в клипе Уэста на песню Black Skinhead трёхмерная модель рэпера похожа на подобную в видео The Initiation рэп-исполнителя Микки Бланко, вышедшего из лос-анджелесской арт-сцены. Однако не прошло и месяца, как появились другие музыканты, которые решили попробовать свои силы на территории современного искусства. На прошлой неделе Джей-Зи (друг Канье Уэста) устроил перформанс в знаменитой нью-йоркской Pace Gallery. Он шесть часов подряд исполнял песню Picasso Baby. Название композиции возникло после того, как арт-консультант Джей-Зи Джинн Гринберг Рохатин (Rohatyn) отправила ему письмо с таким названием. Музыкант «читал» Picasso Baby, после каждого исполнения приглашая сесть перед ним на скамейку одного из зрителей. Через несколько часов после начала выступления в зал вошла Марина Абрамович, чей перформанс «В присутствии художника» и вдохновил Джей-Зи на проведение 6-часового марафона в Pace Gallery.
«Джей-Зи и Марина Абрамович — это
две абсолютно равноценные фигуры»
Но зачем Марине Абрамович выступать с рэперами, а уважаемой Pace Gallery — устраивать концерты? Самое простое объяснение — потребность в новой аудитории. Директор арт-агентства The July 16 и специалист в области современного искусства Оксана Бондаренко комментирует: «Джей-Зи и Марина Абрамович — это две абсолютно равноценные фигуры, и они сделали этот перформанс для обмена аудиториями, для омоложения аудитории современного искусства». По мнению Бондаренко, Абрамович пошла на больший риск, чем Джей-Зи: «Её шаг сейчас подвергается осуждению со стороны многих представителей арт-сообщества».
С другой стороны, вклад Джей-Зи не стоит недооценивать. Он не только привлёк к себе новую аудиторию, спев о Марке Ротко и Джеффе Кунсе, но и демократизировал пространство галереи. На рэп-перформанс музыканта были приглашены галеристы, арт-критики, современные художники (живописец Мэрилин Минтер, концептуалист Лоуренс Вайнер и фотограф Лори Симмонс), а также Джадд Апатоу и актёр сериала «Девчонки» Адам Драйвер — вряд ли все эти люди обычно ходят на концерты Джей-Зи. Однако, самое главное, что в Pace Gallery пришли и фанаты музыканта — в основном афроамериканские подростки, которые нечасто бывают в Челси, дорогом нью-йоркском районе, где располагаются большинство крупных галерей. Таким образом, Джей-Зи удалось объединить любителей современного искусства и фанатов рэпа, которые редко собираются вместе.
Современное искусство демократизируется: на арт-ярмарках, которые раньше посещали только профессионалы, выступают рэперы, а перформансы в галереях (благодаря музыкантам вроде Джей-Зи) начинают посещать люди, которые никогда не слышали о Марине Абрамович. Однако такое положение дел не устраивает некоторых критиков. В своей статье для The Vulture авторитетный нью-йоркский журналист Джерри Зальц недоумевает, зачем музыканту, обычно поющему о Lamborghini и украшениях, понадобилось современное искусство. Зальц утверждает, что выступление понравилось ему только по одной причине: «Джей-Зи помог мне полюбить Марину Абрамович. Это настоящее искусство».
Другого мнения придерживаются более молодые арт-критики: например, автор Artforum Сара Николь Прикетт считает, что выступление Джей-Зи в Pace Gallery — это историческое событие, и что в пространстве галереи стираются границы между performer и performance artist — артистом и художником. В современном мире всё сложнее проводить границы между «серьёзной» культурой и поп-культурой. Для нового поколения (или поколения Y) эти различия не так важны. Например, конкурс для молодых художников DIScrit 89plus, соорганизатором которого является DIS Magazine, а один из членов жюри — известный куратор Ханс-Ульрих Обрист, использует тег #YoungerThanRihanna, потому что в этом конкурсе могут принимать участие только авторы, родившиеся после 1989 года (года, когда родилась Рианна).
Поп-музыка и современное искусство движутся друг другу навстречу, потому что притворяться, что существуют некие границы, больше нельзя. После кризиса цены на искусство понизились, и время суперзнаменитых художников-предпринимателей вроде Дэмиена Херста проходит. Многие кураторы пытаются расширить представления зрителя о том, что такое современное искусство, и помочь ему понять, что границы между различными дисциплинами условны. Так, в свой проект на 55-й Венецианской биеннале Массимилиано Джони включил работы художников-аутсайдеров и произведения психиатра Карла Густава Юнга, а куратор Каролин Христов-Бакарджиев показала на dOCUMENTA (13) работы учёных. И, конечно же, не стоит забывать о том, как тесно современное искусство связано с поп-культурой: например, Такаси Мураками часто изображает героев комиксов, а американский художник Кьянде Уайли прославился благодаря портретам рэперов.
After Memling's Portrait of a Young Man at Prayer, 2013
After Memling's Portrait of St. Benedict, 2013
Однако не только художники и кураторы понимают, что нет больше смысла существовать в изоляции. Получив все желаемые дома, машины и украшения, Канье Уэст и Джей-Зи двигаются дальше: когда ты можешь позволить себе всё и собираешь стадионы, настоящая роскошь — выступать с Мариной Абрамович и завоёвывать аудиторию, которая никогда не обращала на тебя внимание. Благодаря этому движению навстречу друг другу молодые художники могут посвящать свои произведения Рианне, а Джей-Зи — петь I'm the modern day Pablo Picasso, baby.
Правда, по мнению Оксаны Бондаренко, в Европе такие коллаборации пока сложно представить: «Это типично только для американской культуры, в Европе такие ассимиляции поп-культуры в такую очень нишевую, закрытую среду, как современное искусство, практически невозможны». И действительно, если работы учёных на dOCUMENTA уже выставлялись, то выступление рэпера на открытии этого или другого крупного арт-события, кроме коммерческого Art Basel, сложно представить. Однако и эти границы легко могут исчезнуть — в конкурсе DIScrit 89plus принимают участие художники не только из Америки, но и со всего мира, и именно эти молодые люди, не видящие противоречия между Рианной и современным искусством, скоро будут выставляться на биеннале, в галереях и музеях.
Что это принесёт современному искусству? Конечно, демократизация может привлечь новых зрителей, но искусство от этого может стать поверхностным: то, что Джей-Зи выступает в галерее, не делает его перформанс таким же важным, как «В присутствии художника» Марины Абрамович. Канье Уэста презирают чопорные модные и арт-критики, потому что то, что он делает, — несерьезно. Деятельность Джей-Зи и Канье Уэста привлекает подростков, но, чтобы понять современное искусство и привнести в него что-то важное, им придётся придумать что-то более значительное, чем копирование перформансов Абрамович.
Комментарии
Подписаться