ИндустрияИстория роботов-игрушек: от автоматов со святой водой до роботов, созданных НАСА
Look At Me разобрался в истории роботов для детей и выбрал 5 самых интересных игрушек на сегодня
Материал подготовила
Даша Абрамова
Игрушки уже не те. Трудно удивить поколение, в два года активно пользующееся айпадом, плюшевым мишкой из «Холлмарка». Роботы-игрушки же, развитие которых началось гораздо раньше, чем кажется, популярности не теряют как среди взрослых (примером тому — образ Daft Punk или хотя бы последний фильм Гильермо дель Торо), так и среди тех, для кого их производят, — детей. Даже компании, у которых, казалось бы, не должно быть конкурентов на рынке детских игрушек, задумываются о том, чтобы быть на волне техно-эры. Look At Me рассказал краткую историю развития роботов в индустрии игрушек и выбрал 5 самых интересных игрушечных роботов современности.
Таймлайн
1 век
до н.э.
Сконструирован автомат Герона для продажи святой воды.
1495
Леонардо Да Винчи нарисовал первый набросок для конструирования робота-гуманоида.
1700 –
1900
С развитием механики и часового производства в XVI-XVIII вв. стали популярны механические модели живых существ (например, кукла-писец, как в фильме Мартина Скорсезе «Hugo», или поющие заводные птицы в клетках, как в сказке Ганса Кристиана Андерсена). XIX и XX вв. принесли электричество и радио, достижения физики неизмеримо расширили возможности моделирования живых существ. На смену «механическим людям»-андроидам пришли «электромеханические люди»-роботы.
1920 —
1950
Карел Чапек впервые использует слово «робот» в своей пьесе «Россумские универсальные роботы». В пьесе рассказывалось об обществе, порабощённом роботами, которые были созданы, чтобы обслуживать людей (позже на эту тему были созданы «Франкенштейн», «Терминатор», «Матрица» и др.).
В 1932 году в Японии создан первый робот «Лиллипут» — маленькая игрушка, которая умела ходить, размером 15 см. Следом, в конце 1940-х, выходит Atoic Robot Man.
После Второй мировой войны Японии представился ещё один шанс для резкого отрыва от других стран: чтобы помочь им восстановить послевоенную экономику, американцы отправили многие продукты на производство в Японию (помимо игрушек, например, портативные радио и дешёвые фотокамеры — но кто сейчас может назвать хоть одну американскую камеру?). Американские импортёры игрушек затем выкупали их у Японии и продавали на родине. Так Япония стала главным мировым производителем роботов для детей.
1950-е
Создатели роботов стали наделять свои изобретения новыми способностями — действовать не просто по заданному алгоритму, но и подстраиваться под перемены в окружающей среде. Самый простой из таких автоматов был построен по предложению гения кибернетики Норберта Винера. В зависимости от характера регулировки это кибернетическое устройство можно было рассматривать либо как стремящуюся к свету моль, либо как бегущего от света клопа.
Норберт Винер
1894 — 1964
Wiki
1954
В середине века США старались догнать японцев. В 1954 году корпорация Ideal Toy выпустила робота Роберта, который мог ходить и разговаривать. Следом вышли роботы-игрушки Marvelous Mike, The Robot Dog, Z-Man, Marx Electric Robot и Big Max.
1955
В Японии выпущен робот на батарейках. Батарейки в игрушках использовали и раньше, но обычно для создания не очень выдающихся по современным меркам эффектов (например, создание шума или света). Японцы же начали использовать маленькие работающие на батарейках моторы для того, чтобы оживить игрушки, причём старались быть максимально гендерно солидарными: ходили с помощью батареек как пушистые собачки, так и танки и роботы.
1956 —
1957
Интерес к роботам подогревался также модой на фантастические фильмы (в 1956 году в фильме «Запретная планета» засветился тот самый робот Робби) и, конечно, интересом к космосу (запуск первого искусственного спутника в 1957 году).
Постер фильма «Запретная планета» (фрагмент)
1960-е
Своеобразные черты поведения кибернетических игрушек придавали им большое сходство с настоящими живыми существами, отличительной особенностью которых является именно умение действовать целесообразно, с учётом окружающей обстановки. Поэтому в дальнейшем подобные устройства, моделирующие поведение живых организмов, стали предметом пристального внимания и изучения учёных-кибернетиков, да и не только учёных.
Энтузиастами в разных странах был изготовлен целый зверинец кибернетических животных: черепахи, лисицы, белки, собаки и пр. В 60-х гг. изготовлением подобных роботов стали увлекаться студенты научных кружков и обществ и просто юные техники. Всё больше таких конструкций появлялось на выставках технического творчества. А потом вдруг выяснилось, что, помимо большой науки и техники, увлечение моделированием живых организмов раскрывает заманчивые перспективы и в иной области — детских игрушек.
1968
Стэнли Кубрик снимает «Космическую Одиссею», в которой задействован робот HAL, начавший действовать самостоятельно против экипажа космического корабля.
1977
Первые «Звёздные войны» и новая волна интереса к роботам после успеха R2-D2 и C-3PO.
1998
LEGO запускает линейку роботов-игрушек.
1999
Sony запускает первую версию AIBO, собаки-робота, которая может учиться, развлекать детей и разговаривать с ними.
2004
Epsom выпускает самого маленького из существующих до того времени робота высотой 7 см и весом всего 10 грамм — робот-вертолёт.
Пять современных роботов для детей
2004
WowWee Robosapien Humanoid
Робот, спроектированный НАСА, имеющий более 84 вариантов программирования — на этом описание в принципе можно заканчивать. Он может перемещаться с разными скоростями (прогуливаться, идти, бежать), двигать руками, самостоятельно перемещаться по дому и общаться с детьми: рассказывать им истории и шутки. В общей сложности у WowWee 90 минут нового материала для разговоров. Управляется пультом.
2006
Pleo
Детёныш камаразавра, созданный Калебом Чангом, автором нашумевшего в своё время Furby. Чтобы робот двигался и выглядел, как настоящий динозавр, к его созданию была привлечена целая група учёных. Pleo ведёт себя, как настоящий домашний питомец, главная его особенность — уникальная для каждого экземпляра модель поведения.
Вокруг робота развернулось целое сообщество поклонников, которые делятся фотографиями, видео и всяческими новостями из жизни любимых динозавров. Pleo автоматически обновляет программное обеспечение.
2007
Tomy I-SOBOT Robot
Не самый дешёвый, но абсолютно стоящий того. Tomy умеет разговаривать и выполнять более 200 движений, включая кувырки и танец хула. А когда робот устаёт от слишком активной деятельности (например, перетанцевав хулы), он ложится на пол, чтобы немного отдохнуть.
2013
LEGO Mindstorms EV3
Пожалуй, лучшая игрушка-робот, как для детей, так и для взрослых — программируемый робот-конструктор. Фактически каждый может спроектировать робота себе по душе и запрограммировать его выполнять нужные действия — ходить, говорить, двигаться и т. д. Это третья версия конструктора Lego Mindstorm EV (EV значит «evolution»), интеллектуальный робот, состоящий из конструктора лего, компьютерных контроллеров, блютуса и датчиков, которые передают роботу информацию о событиях, происходящих вокруг, с русским программным обеспечением в комплекте.
2013
MEDi
Робот, который создан, чтобы помогать врачам. MEDi запрограммирован на то, чтобы отвлекать детей во время лечебных процедур, принятия лекарств. В основном робот мило болтает, задаёт детям вопросы, ответы на которые занимают достаточно времени, и врач успевает сделать прививку или взять анализ крови. Например: «Какие фильмы ты любишь?». Он может «дать пять», а также рассказывает про то, что лучше делать, чтобы расслабиться во время лечебных процедур — в общем всячески отвлекает от боли, и успешно.
Комментарии
Подписаться