ИндустрияКак Московская биеннале изменила город
Рост интереса к искусству, новые арт-пространства и другие положительные изменения, которые приходят в город вместе с биеннале
Текст
20 сентября открывается 5-я Московская биеннале современного искусства. Мы разобрались, как биеннале влияют на жизнь городов по всему миру, и что ещё, помимо роста интереса к искусству, изменилось в Москве с появлением Московской биеннале.
По мнению многих российских кураторов и художников, популизация современного искусства — это одна из главных заслуг Московской биеннале. Она появилась в 2003 году, ещё до открытия «Винзавода», «Гаража» и ARTPLAY — площадок, которые тоже сыграли свою роль в превращении современного искусства в важную часть московской культурной жизни. До появления биеннале круг людей, занимающихся и интересующихся современным искусством, был очень узок. Это была скорее «тусовка», чем арт-сообщество — об этом говорит и написанная в конце 1990-х статья «Культурные противоречия тусовки» Виктора Мизиано: известный арт-критик отмечает, что московское арт-сообщество замкнуто и маргинально и существует в изоляции. Юлия Аксёнова, куратор
До первой Московской биеннале
на выставки ходили 50 человек, которых ты знал лично, а тут
на биеннале впервые пришли толпы людей
«Гаража», которая делала один из своих первых проектов для 1-й Московской биеннале, вспоминает: «До 1-й Московской биеннале на выставки ходили 50 человек, которых ты знал лично, а тут на биеннале впервые пришли толпы людей». Во время дискуссии «Какой быть биеннале в Москве?» в институте «Стрелка» комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн отметил: «Важно было ощущение того, что современное искусство стало чем-то повседневным и знакомым».
3-я Московская биеннале современного искусства.
Важно было ощущение того,
что современное искусство стало чем-то повседневным и знакомым
Также выставки в рамках биеннале могут привлечь внимание посетителей к тем пространствам, которые не освоены широкой публикой. Московская биеннале всё время искала новые площадки и открывала их для широкой публики, но самое необычное пространство было выбрано для проведения 2-й Московской биеннале: современное искусство показывали в башне «Федерация», вход в которую был до этого закрыт для всех, потому что её строительство ещё не было закончено. 3-я биеннале, проходившая в «Гараже», тоже открыла широкой публике новую площадку: «Гараж» появился всего за год до масштабной выставки. Основной проект биеннале курировал Жан-Юбер Мартен: его выставка называлась «Против исключения». На ней были собраны не очень сложные для понимания произведения, среди которых было много работ «звёздных» художников. Это привлекло в «Гараж» тысячи посетителей и сыграло важную роль в росте его популярности.
Моя стратегия в Ливерпуле заключалась в том, что я составила долгосрочный план на 10 лет вперёд и договорилась о партнёрстве с музеями и арт-школами
Ещё одна важная функция биеннале — образовательная. Большинство биеннале подразумевают не только выставочную, но и образовательную программу: экспозиции часто сопровождаются лекциями и дискуссиями. Московская биеннале в этом плане не отстаёт от зарубежных арт-форумов. В её рамках всегда проводится философская конференция для профессионалов (в этом году она будет посвящена теме «Judgment Day, или Проблема эстетического суждения») и лекции для широкой публики. Такие образовательные форматы являются довольно традиционной частью любой биеннале, но часто кураторы пытаются расширить образовательную программу. Например, художественный директор Ливерпульской биеннале Сэлли Тэллэнт решила расширить границы этого арт-события и запустить долгосрочные проекты, которые смогут изменить культурную жизнь города. «Моя стратегия в Ливерпуле заключалась в том, что я составила долгосрочный план на 10 лет вперёд и договорилась о партнёрстве с музеями и арт-школами», — рассказала английский куратор LAM. Даже сейчас, когда биеннале закончилась (она проходила в 2012 году), благодаря сотрудничеству Liverpool John Moores University’s School of Art and Design и другим институциям в городе постоянно проходят лекции, детские мастер-классы по рисованию, экскурсии и т. д.
Арт-объект на улицах города, Ливерпульская биеннале, 2012 год.
Одной из важнейших функций биеннале является взаимодействие с городом: кураторы поддерживают авторов, которые создают произведения, связанные с городской проблематикой, или размещают работы в публичных пространствах. Такая практика является неотъемлемой частью программы многих биеннале — например, биеннале Manifesta, которая каждый раз проводится в разных городах Европы. У Московской биеннале пока не получилось «захватить» не только арт-площадки, но и городские пространства: так, Энтони Гормли пришлось отказаться от участия в 3-й Московской биеннале из-за бюрократических сложностей. Известный художник хотел разместить свои скульптуры из серии «Горизонт событий» на Театральной площади и на крышах домов вокруг неё, но этот проект не удалось согласовать с московской мэрией.
Одной
из важнейших функций биен-
нале является
взаимодействие
с городом
Для некоторых городов биеннале становятся не только важным культурным событием, но и источником дохода — ежегодно архитектурная и арт-биеннале привлекают в Венецию сотни тысяч туристов. «В конце XIX века Венеция потеряла своё экономическое значение, тогда власти города решили создать арт-форум, который бы повторялся периодически, и до сих пор Венеция живёт за счёт туристов и профессионалов, которые приезжают на биеннале и на кинофестиваль», — комментирует арт-критик и шеф-редактор Artguide Мария Кравцова. Московской биеннале не удалось стать важным культурным событием для туристов со всего мира: её посещают в основном москвичи и зарубежные профессионалы из мира современного искусства. «В основном у биеннале московская аудитория, но важно отметить, что это событие было и остаётся «Большим проектом для России» (так называлась научная конференция в рамках 1-й Московской биеннале. — прим. ред.), — заключает комиссар биенале Иосиф Бакштейн.
Фотогрфии via flickr.com/Al-Madani
Комментарии
Подписаться