Views Comments Previous Next Search
Дома новой культуры: кто, где, зачем и когда их открывает — Индустрия на Look At Me

ИндустрияДома новой культуры: кто, где, зачем и когда их открывает

Look At Me исследует культурный эксперимент в областных центрах

Российское министерство культуры с августа 2012 года реализует проект создания в нестоличных городах Домов новой культуры или, сокращённо ДНК-центров. Три центра первой очереди откроются к 2015 году, но работа по интеграции будущих культурных институций в жизнь городов, где появятся эти заведения, идёт уже сегодня. Look At Me обсудил концепцию Домов новой культуры с их кураторами и побывал на первом крупном мероприятии «Космоса культуры» — пилотной культурно-просветительской программы будущего ДНК-центра в Калуге.

  

 

Запуск проекта Домов новой культуры в малых и средних городах — одна из идей Владислава Суркова в пору его вице-премьерства. Правительственная инициатива по созданию, как их тогда определял сам Сурков, «центров творческих меньшинств», быстро нашла отклик в министерстве культуры. Хотя пестование современного искусства и инноваций не входит в его традиционные приоритеты, глава ведомства Владимир Мединский поддержал проект и вскоре объявил: для первых ДНК-центров выбраны площадки в Калуге, Первоуральске и Владивостоке. Когда концепцию начали прорабатывать в деталях, смысловое наполнение будущих институций изменилось. Если сначала речь шла, скорее, об арт-площадках, которые помогали бы реализоваться местным талантам («творческим меньшинствам» по Суркову), то сейчас, когда к формированию идеологии проекта подключился московский институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», поле действия центров значительно расширилось. Со слов кураторов выходит, что ДНК станут некими узлами на стыке культуры, науки и новых технологий, а программы заведений охватят самые разные сообщества и в идеале затронут всех горожан.

Дома новой культуры: кто, где, зачем и когда их открывает. Изображение № 2.

Екатерина Гиршина

Куратор публичных проектов института «Стрелка» и калужского ДНК-центра

«Места для Домов новой культуры выбирались из расчёта относительной близости к крупным городам — такое соседство здорово поможет культурному обмену. Другие факторы, повлиявшие на выбор площадок, — интерес региональных властей и общая экономическая ситуация. К примеру, Калужская область — хорошо развивающийся регион, где в достаточной степени решены проблемы, связанные с трудоустройством, зарплатами и прочими факторами, влияющими на интерес людей к культуре».

 

Сдерживать утечку талантливой молодёжи в столицы, формировать в небольших городах комфортные условия для исследований и творчества, повысить интерес горожан к современному искусству и сформировать в регионах прослойку людей, которые в дальнейшем будут создавать «новые смыслы, новые проекты и новый контекст в рамках городов» — так, по словам куратора публичных проектов «Стрелки» Екатерины Гиршиной (она координирует создание калужского центра), сегодня выглядит программа-максимум для ДНК. И хотя сами центры будут построены только через два года (решено не отталкиваться от существующих зданий и предъявить обществу новую архитектуру, тем самым символически дистанцируясь от советских домов/дворцов культуры), работа на местах уже стартовала.

Дома новой культуры: кто, где, зачем и когда их открывает. Изображение № 3.

Анна Трапкова

Один из авторов проекта, до недавнего времени курировала ДНК-центры на посту заместителя директора Департамента государственной поддержки кинематографии и модернизационных программ Министерства культуры

«Многое в идеологии этих центров построено на совмещении искусства и технологии. Это будет, с одной стороны, место, где можно просто проводить время, с другой — место для работы творческих людей. Допустим, взять город Первоуральск, там сейчас в этом смысле ничего нет. Есть огромный ДК на 12 тысяч квадратных метров с вполне традиционной программой — народный хор, танцы, загибающаяся библиотека и так далее. Эти центры станут фактически точкой распространения современной культуры, средой нового качества для творческих людей».

 

Екатерина Гиршина говорит, что «Стрелка» в целом формирует стратегию развития ДНК-центров и прорабатывает частные решения в Калуге. Создание центра в Первоуральске (город со 125-тысячным населением в 40 километрах от Екатеринбурга) курирует директор уральского филиала ГЦСИ Алиса Прудникова, а центром во Владивостоке (точнее, на острове Русском) занимаются арт-директор питерского лофт-проекта «ЭТАЖИ» Савелий Архипенко и директор Приморского государственного музея имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай. Чтобы избежать ошибок «пермского культурного проекта», когда современное искусство насаждалось, в понимании местных жителей, своеобразным десантом приезжих «варягов», изначально принято решение опираться на локальные креативные круги, сложившиеся сообщества, искать поддержки у местной молодёжи и творческих энтузиастов.

Проект ДНК-центра в Первоуральске. Архитектурное бюро Bernasconi. Изображение № 4.Проект ДНК-центра в Первоуральске. Архитектурное бюро Bernasconi

 

Архитектурный проект ДНК-центра для Владивостока разработан мастерской SPEECH Сергея Чобана и Сергея Кузнецова, а здание-шайбу в Первоуральске возведут по проекту архитектурного бюро Bernaskoni, отвечавшего за сколковский «Гиперкуб». Победитель конкурса проектов калужского центра ещё не определён, но в любом случае здание должно формировать новую среду с подчёркнуто современной атмосферой, ничем не напоминая старые дома культуры СССР.

 

Программа «Космос культуры» в Калуге позволяет проверить различные режимы функционирования будущего центра, уже сейчас наладить взаимодействие с горожанами. Расположенная в 190 км от Москвы трёхсоттысячная Калуга — город Циолковского, колыбель космонавтики, и первоначально магистральное направление работ по ДНК-центру было связано с технологическими инновациями, виделось чем-то в духе art & science, рассказывает Екатерина. Эта сторона дела тоже будет развиваться, но, погрузившись в контекст, рабочая группа наметила другие ключевые направления. 

Во-первых, социальная значимость культуры: деятельность ДНК-центра должна разрешать проблемы калужан, — в частности, как практически везде в России, здесь остро стоит вопрос преображения общественных пространств, ситуация с которыми в городе пока плачевна. Ещё одна точка приложения усилий связана с историческим наследием, его переосмыслением и синтезом на этой базе новой культуры. Так, народное искусство вышивки — калужская цветная перевить — уже вдохновило фэшн-дизайнера Вардуи Назарян на создание инсталляции с использованием этой техники, а в дальнейшем свет может увидеть целая коллекция с калужскими мотивами.

 

В конце сентября прошло первое масштабное мероприятие под эгидой будущего ДНК-центра: фестиваль местной культуры, устроители которого предложили калужанам новый для них формат городского праздника — без хороводов на сцене и плясок под общероссийские радиохиты, но с дегустацией фермерских продуктов из Тарусы и Николы-Ленивца, кулинарными мастер-классами с участием Алексея Зимина, выступлением паркурщиков, лекциями о велокультуре и развитии общественных пространств, с дизайн-маркетом, выставкой местных фотографов «Сны о моём городе», детским шатром и специальной зоной, где малыши могли мастерить игровую мебель своими руками. Организаторы фестиваля привели в порядок заброшенный сквер за кинотеатром «Центральный» — там были выстроены лёгкие деревянные конструкции, расставлены шатры с обогревателями-жаровнями.

Хотя ситуацию несколько портила пасмурная погода, наш опрос показал, что почти все гости фестиваля остались довольны праздником, при этом многие калужане, кажется, не до конца понимали суть происходящего, — формат фестиваля явно расходился с их представлениями о культурно-массовом мероприятии. Родителей радовало отсутствие пьяных, шумных компаний и возможность занять детей чем-то увлекательным, примерно каждый второй респондент говорил о «новом», «странном, но интересном» опыте, а пенсионеры проявляли удивительную беззлобность (при том что, скажем, цены на ярмарке фермерских продуктов трудно было назвать сверхнизкими). Главным минусом опрошенные называли недостаточную информационную подготовку: о мероприятии люди узнавали непосредственно из информационного куба у кинотеатра. Заранее про фестиваль слышали единицы — в основном, молодёжь, следящая за деятельностью «Космоса культуры» через социальные сети.

  

 Фестиваль местной культуры в Калуге

В кулинарной ярмарке участвовала ферма «Никола-Ленивец» Сергея Морозова, компания «Швейцарское молоко» из деревни Горбёнки, КФХ «Журавка» и другие небольшие хозяйства.. Изображение № 9.В кулинарной ярмарке участвовала ферма «Никола-Ленивец» Сергея Морозова, компания «Швейцарское молоко» из деревни Горбёнки, КФХ «Журавка» и другие небольшие хозяйства.

 

Постфактум фестиваль получил, что называется, неплохую прессу — общий тон отзывов в местных СМИ вполне благодушный. Это важно, учитывая известный скепсис части общественности по отношению к новым инициативам Минкультуры — как и в Перми времён губернатора Чиркунова, в Калуге есть сомневающиеся и те, кто встречает в штыки инициативы приезжих фасилитаторов. Склонный к конспирологическим теориям журналист Михаил Дьяченко полагает, будто в городе пытаются насадить «нечто чуждое культуре, формировавшей русскую цивилизацию на протяжении последнего тысячелетия», и беспокоится, как бы поддержка новой культуры не съела бюджеты, выделенные для сохранения культуры традиционной. ДНК-центры, надо сказать, проходят отдельной строкой в госбюджете, в строительство вкладывается и частный бизнес — калужским центром занимается председатель попечительского совета «Стрелки» Александр Мамут.

Куратор прошедшего фестиваля Евгения Недосекина уверена: вовлечение активных калужан в деятельность «Космоса культуры» поможет создать комфортную атмосферу для функционирования будущего центра, а скептикам стоит внимательно разобраться в программах «Космоса...», из которых следует, что новая культура, скорее, дополняет классическую и не противостоит ей. Судя по перечню предстоящих до конца года мероприятий, а в разработке — совместные проекты с музеем космонавтики, фестиваль полнокупольных медиаработ в планетарии, мастер-классы хореографов Александра Любашина и Мартина Форсберга, фестиваль актуального кино, спектакли театра «Практика», лекции молодых калужских и обнинских учёных — город, определённо, начинает втягиваться в большой культурный эксперимент, и здесь многое зависит от того, смогут ли кураторы найти общий язык с локальными творческими кругами, наделить положительными смыслами имидж будущего ДНК-центра в глазах горожан. Те же самые задачи стоят перед командами тестовых площадок во Владивостоке и Первоуральске. Если эти задачи удастся решить (и, разумеется, при наличии должного финансирования), число ДНК-центров будет расти.

Объясняя суть Домов новой культуры, причастные к реализации проекта проговаривают много красивых слов об ином состоянии культуры, о новом активном, пассионарном россиянине, «агенте перемен». Чиновникам верить не принято, кураторы выглядят искренними и вдохновлёнными, для бизнеса это явная филантропия. Вероятно, все три заведения первой очереди будут построены в намеченный срок, переданы на баланс областей, откроются и приступят к точечной гуманизации окружающей среды. Станут ли ДНК-центры условными маленькими «Стрелками», посольствами «метафизической Канады», клапанами для слива протестных настроений или клонами позднего «Винзавода»? Это зависит от качества тех самых агентов перемен, от качества местных элит, от политического и экономического климата — то есть сказать что-то внятное о будущем новых институций сегодня решительно невозможно.

  

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются