Views Comments Previous Next Search
Как компании обманывают друг друга и пользователей — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак компании обманывают друг друга и пользователей

Мошенничество на тестах, принудительная монетизация и другие трюки

Look At Me уже разбирался, как бренды делают мир лучше, пытаясь решать глобальные проблемы. Однако нельзя не признать, что не менее часто встречаются и случаи мошенничества — как умышленные и нацеленные на осязаемую выгоду (вроде положительных оценок от журналистов или денег от пользователей), так и на первый взгляд бессмысленные, вроде ухудшения графики в Quake 3. Мы выбрали 5 таких случаев.

  

Копирование поисковых результатов

Как компании обманывают друг друга и пользователей. Изображение № 2.

«После конференции я написал письмо сыну: “Если ты услышишь что-то про Google и Bing от одноклассников, не волнуйся. Я приду домой и расскажу тебе и маме всё, объясню все детали», — рассказывал Гарри Шам, вице-президент по развитию Bing. Когда в 2010 году Google обвинили Bing в копировании результатов поисковой выдачи, ему действительно пришлось нелегко.

Как компании обманывают друг друга и пользователей. Изображение № 3.

 

Cработали всего лишь 7–9 % ловушек, но этого было достаточно, чтобы Google убедились
в нечестной игре со стороны Bing

 

Как компании обманывают друг друга и пользователей. Изображение № 4.

 

Суть мошенничества, по мнению сотрудников Google, заключалась в том, что Bing подсматривали результаты тех поисковых запросов, которые не могли обработать собственными алгоритмами (например, несуществующих или неправильно написанных слов). Чтобы проверить свои подозрения, Google расставили несколько ловушек, вручную настроив результаты для несуществующих слов вроде hiybbprqag с практически нулевой поисковой выдачей. Примерно через две недели «ручные» результаты Google появились и в Bing; хотя сработали всего лишь 7–9 % ловушек, этого было достаточно, чтобы Google убедились в нечестной игре со стороны Bing. Компании оказались втянуты в спор со взаимными обвинениями и опровержениями — настолько масштабный, что история даже привлекла внимание Стивена Колберта.

Дело, по мнению сотрудников Bing, заключалось в другом — плагин поисковика в некоторых браузерах (например, Internet Explorer) собирал поведение пользователя не только в Google, но в интернете вообще, и на основании этих данных исправлял поисковую выдачу. Эта гипотеза объясняет и то, что копирование касалось небольшого процента результатов выдачи по непопулярным запросам. Впрочем, является ли сбор пользовательской информации на конкурирующих сайтах и прямое следование его результатам профессиональным — до сих пор открытый вопрос.

Android завышает результаты тестов

Как компании обманывают друг друга и пользователей. Изображение № 5.

Летом этого года блогеры сайта AnandTech обратили внимание на то, что модели Galaxy S4 показывают сильно разнящиеся результаты при работе с разными приложениями — показатели колебались от 480 до 533 МГц — и, соответственно, заподозрили мошенничество в работе процессора и графического процессора. Схема мошенничества не сильно отличается от той, которую используют, скажем, учителя средней школы перед приездом комиссии, срочно ремонтируя кабинеты и развешивая портреты русских классиков — смартфоны Samsung показывали максимальную мощность работы процессора, только когда определяли, что запущено одно из популярных тестирующих приложений (например, AnTuTu, AndEBench и Vellamo). То же касалось не только модели Galaxy S4, но и Galaxy Note 3 (что подтвердили журналисты из Arstechnica).

Как компании обманывают друг друга и пользователей. Изображение № 6.

 

Мошенничают практически все производители смартфонов на Android, за исключением
Google и Motorola

 

Как компании обманывают друг друга и пользователей. Изображение № 7.

 

Расследование вызвало много шума в прессе, что вдохновило блогеров продолжить свои тесты. Результаты оказались неутешительными — выяснилось, что в тех или иных приложениях мошенничают практически все производители смартфонов на Android, за исключением Google и Motorola. Ответ Samsung, разумеется, не заставил себя ждать; компания заявила CNET UK, что «Galaxy Note 3 стимулирует работу процессора и графического процессора тогда, когда это необходимо. Это не попытка преувеличить результаты тестов. Мы по-прежнему добиваемся только того, чтобы обеспечить достойный пользовательский опыт для наших покупателей».

Как бы то ни было, попытки представить свои продукты более мощными технически — не самый дальновидный ход. Времена, когда телефоны выбирали исключительно по мощности, прошли, и сейчас влияние имеют другие параметры — операционная система, развитый магазин приложений, дизайн, цена и в том числе публичный образ компании, которому мошенничество наносит практически непоправимый урон.

Видеоигры искусственно ухудшают графику

Предыдущий пример, однако, использует далеко не новую технологию — более давние истории мошенничества связаны с графическими процессорами и, в частности, с графикой в Quake III. В 2001 году блогеры заметили интересный феномен: графическая карта Radeon 8500 показывала лучшую картинку, если все упоминания quake в файлах запуска были изменены, например, на quack или quaff. Это на первый взгляд абсурдное действие было связано с тем, что таким образом графический процессор не опознавал контрольные точки Quake и не ухудшал изображение текстур в видеоигре, чтобы благодаря такой оптимизации работать быстрее и лучше.

Как компании обманывают друг друга и пользователей. Изображение № 8.

Quake 3

ATI выпустили несколько заявлений и дали интервью, в котором списали всё происходящее на техническую ошибку: «Нынешний драйвер Radeon 8500 имеет проблемы с корректным отображением текстур в Quake 3, что будет исправлено в следующем обновлении. Отметим, что текстуры — лишь один из способов, которыми геймеры могут исправить качество изображения в Quake 3; другие способы — анизотропная фильтрация и отключение текстурной компрессии».

Как компании обманывают друг друга и пользователей. Изображение № 10.

Принудительная монетизация

Впрочем, иногда видеоигры не только становятся орудием мошенничества, но и сами обманывают игроков при помощи так называемой «принудительной монетизации» — ситуаций, когда пользователь совершает покупку, не осознавая до конца, что именно он покупает и за какие деньги. Самый простой способ заработать деньги на покупателе — это ввести внутриигровую валюту; чем больше разных валют придумано (монеты, кристаллы, золото и т. д.) — тем эффективнее.

Другой способ — фальшивые подарки; на простых уровнях разработчики заваливают игрока подарками, затем резко повышают уровень сложности и после каждого провала уровня грозят подарки отобрать (от чего можно защититься, потратив не более $1, — так, например, устроена игра Puzzle and Dragons). Ещё один пример — платные уровни, которые притворяются бесплатными: так, в игре Candy Crush Saga игроку предлагается заплатить небольшую сумму, чтобы пересечь реку (и, как следует из опыта игры до этого момента, продолжить бесплатные уровни), однако всё, что находит игрок после пересечения реки, — это другие платные уровни.

Использование персональной информации

Как компании обманывают друг друга и пользователей. Изображение № 11.

Наконец, один из самых очевидных и частых случаев мошенничества компаний — махинации с персональной информацией пользователей. В подобном были замечены и Instagram, и Facebook, и практически все остальные крупные компании (как минимум в связи с PRISM). Недавний громкий скандал, однако, был связан с Google — компания приняла новые условия пользования сервисом, согласно которому оставляла за собой право использовать имена, фотографии и ревью пользователей в рекламе.

Бороться с этим можно пока только одним способом — внимательно читать правила пользования сервисом и следить за их изменениями. К этой привычке людей постепенно приучают сервисы вроде TOS;DR (Terms of Service; Didn’t Read), которые суммируют для пользователей основные положения условий пользования крупнейшими сайтами и оценивают их по лояльности и адекватности. Кроме того, всё чаще компании прислушиваются к петициям и акциям пользователей, которые протестуют против невыгодных для пользователя условий, как в своё время, например, сделал Instagram.

  

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются