ИндустрияКак защитить
свою идею
Плохо ли воровать чужие идеи, как от этого защититься и стоит ли это делать
Текст
Рита Попова
Каждому человеку хотя бы раз приходилось сталкиваться с кражей собственной идеи — ворами выступают и коллеги, и случайные собеседники, и интернет-мошенники. Не все, впрочем, считают кражу идей преступлением, и в первую очередь так не считает законодательство. Стоит ли вообще защищать свои идеи, и как это правильно сделать? Мы разобрали несколько случаев краж и поговорили с юристами, чтобы это выяснить.
Плохо ли воровать идеи
Борьба вооружённых NDA-соглашениями параноиков и воров идей пока, к сожалению, приводит к победе последних. Причин тому несколько. Во-первых, идеи и правда носятся в воздухе. Подтверждением служит хотя бы история многих научных открытий — история того, как люди в разных концах света приходили к одному и тому же выводу, не будучи даже знакомыми между собой. В свете этого любые притязания на оригинальность идеи выглядят натянуто, если не смешно.
Другая проблема — то, что это и не считается особенно плохим поступком; чтобы избежать связанных со словом «воровство» неприятных ассоциаций, в индустрии было изобретено слово «клонирование». У воров есть уйма знаменитых защитников — от Библии до Дэвида Боуи. «Нам никогда не было стыдно за воровство великих идей», — говорил Стив Джобс в интервью 1994 года и цитировал знаменитое высказывание Пикассо о великих артистах. Нынешние воры кивают уже на Джобса и напоминают, что дьявол в деталях. Apple не придумали смартфон, Google не придумали поиск; Amazon — не первый онлайн-магазин, а Facebook — не первая социальная сеть. Но именно они вывели продукты на новый уровень.
Мало придумать идею, надо её воплотить. «Интересно то, что когда берут хорошие идеи без спросу, то их обычно воплощают в совершенно безобразном виде, усложняя всё, что можно, просто не понимая процесс и идею и ради чего и как это было задумано, — рассказывает Look At Me Антон Реппонен, дизайнер и креативный директор Fantasy Interactive. — Какие-то итальянцы взяли идею и дизайн моего проекта OZO и произвели эти часы. Они даже на сайте написали какой-то текст про то, как придумали этот дизайн, с фейковыми скетчами. Я им писал два раза, но они так и не ответили. В принципе, мне ничто не мешает сделать такие же часы, если я захочу. То, как они воплотили их в жизнь, достаточно некрасиво, и вся простота исчезла».
«Для начала вы вообще представляете себе, как сложно создать бизнес, продукт или сервис? С большой долей вероятности, если вы никогда этого не делали и всё-таки трясётесь от страха, что кто-то украдёт вашу драгоценную идею, вы просто не представляете себе того количества стресса, волнений, пота и золотых единорогов, которые для этого необходимы», — пишет в своём тексте на Medium проектировщик интерфейсов Шанель Хенри, и с ней сложно не согласиться. Большинство украденных концептов так и не находят достойного воплощения, что и служит причиной их провала на рынке, однако эта мысль вряд ли способна утешить авторов идей, которые могли бы с самого начала сделать всё так, как следует.
Lightmeter App: Как воровать правильно
«В один вечер мне пришло много писем со ссылкой на Kickstarter, где группа людей собирала деньги на свой проект, — рассказывает Антон Реппонен о другом случае воровства, когда стартап Lumu вышел на краудфандинговую платформу с идеей и дизайном его проекта Lightmeter App. — Это, в принципе, и был Lightmeter App с другим логотипом сверху. Единственной особенностью их проекта было то, что они собирались измерять свет через отдельный девайс, который крепится к айфону. Но в скетче у меня на сайте такой пример тоже есть, я просто хотел обойтись без отдельных штук и использовать встроенную камеру. В общем, было понятно, что они не придумали бы всё это, не наткнувшись на проект в моём портфолио».
Lumu оказались редким примером успешного (кампания на Kickstarter позволила собрать в 10 раз больше необходимого), но чрезвычайно недальновидного стартапа. В бестселлере The New York Times «Как воровать, как великий художник» приведены правила разумного воровства, и Lumu нарушает сразу несколько из них — ворует у одного человека, а не у нескольких; имитирует, а не трансформирует. Кража дизайна, в отличие от кражи идеи, и вовсе повод для судебного разбирательства.
«Самое интересное, что у меня просто не было времени заниматься этим проектом. Если бы они мне написали заранее, что хотят реализовать проект с идеей, я бы, скорее всего, согласился и отдал свои исходники, лишь бы сделали, — продолжает Реппонен. — Я им написал письмо, и они ответили достаточно быстро. Ответ был довольно странным: они обвинили только что нанятого дизайнера, хотя при этом сказали, что увидели мой концепт и решили сделать свой проект. В общем, знали, что делали. Мы какое-то время переписывались, и они предлагали делать проект вместе. На мой вопрос, на каких условиях он будет делаться, я так и не получил вразумительного ответа. Со временем они немного изменили дизайн. Потом я на это забил. Время дороже борьбы с ветряными мельницами. Ещё придумаю что-нибудь».
Из второй главы книги «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения»
Ridiculous Fishing: Как отстоять своё
Идеи — ресурс неограниченный, что объясняет популярность аргументов в духе «Они украдут твою идею, но не креативность»; самый простой способ минимизировать ущерб от произошедшего — просто махнуть рукой и заняться чем-то ещё. Однако в случае если на разработку уже ушло много сил и средств, этот простой способ может привести к куда более серьёзным последствиям — от закрытия компании до банкротства.
Нидерландские разработчики видеоигр, студия Vlambeer, выпустила флеш-игру Radical Fishing в 2010 году, вдохновившись телевизионными передачами о ловле тунца. Права на эту игру быстро нашли нового владельца, однако разработкой мобильной версии сооснователи студии Рами Исмаил и Ян Виллем Нейман решили заняться самостоятельно. Работа затянулась, чем и воспользовались конкуренты Vlambeer — студия Gamenauts, скопировавшая Radical Fishing вплоть до мелочей и выпустившая с чуть изменённым дизайном и названием Ninja Fishing.
Ninja Fishing
Ridiculous Fishing
«Это разбило мне сердце, — признавался Исмаил в интервью Polygon. — Мы на своей шкуре ощутили, что творчество — очень хрупкая вещь. Люди говорили, что раз мы такие креативные, то можем придумать что-то ещё, и всё будет хорошо. Но так не работает. Я помню, как несколько недель не мог найти силы вообще что-либо делать». Команде пришлось провести ещё два года, расходясь и собираясь снова, браться за другие проекты и бросать их на середине, рассказывать о том, что произошло, и перетерпеть обвинения в копировании, чтобы всё-таки выпустить игру и стать одним из самых запоминающихся приложений в 2013 году. И всё для того, чтобы идею их новой игры Luftrausers тоже украли.
Лина Багаутдинова
юрист Look At Media
Нет способа, который даст стопроцентную гарантию, что вашу идею не украдут. Важно помнить, что охрану получает только произведение, выраженное в объективной (то есть доступной для восприятия) форме. Идеи, даже самые гениальные, не охраняются.
Авторские права возникают автоматически при создании произведения — результата вашей творческой деятельности. В этот момент вы, как автор произведения, становитесь обладателем целой группы прав:
Исключительное право на произведение — так называемое имущественное право, именно его вы можете впоследствии монетизировать;
Право авторства;
Право автора на имя;
Право на неприкосновенность произведения;
Право на обнародование произведения.
Эти права возникают автоматически, не требуют регистрации где-либо или соблюдения каких-либо прочих формальностей. И, если кто-либо их нарушает, у вас есть целый ряд возможностей для защиты.
При этом есть несколько способов юридически обозначить себя в качестве автора того или иного объекта. Это право (а не обязанность) опять же не даст гарантию сохранности произведения, но при этом в случае конфликтной ситуации значительно упростит доказывание факта авторства. Самый простой способ подтвердить авторство — обнародовать произведение где-либо (в СМИ или в интернете). Доказательствами будут являться источник и дата публикации.
Альтернативные модели
Таким образом, рассчитывать на помощь законодательства в вопросах защиты идеи не приходится, и очень маловероятно, что ситуация изменится в скором времени. Выходом могут стать альтернативные модели работы с идеей. Их не так уж и много, однако эффективность Creative Commons в области авторских прав и растущая популярность лицензии Open Source позволяют надеяться на успех.
Самый простой выход — это принять возможные риски и плюсы разглашения идеи и работать по противоположной NDA схеме «соглашение о разглашении». Вот как характеризует метод Стеф Левандовски, сооснователь Makeshift и принципиальный противник NDA: «Сразу же напишите о вашей идее в «Твиттер», напомните о ней на следующий день и продолжайте в том же духе. Попробуйте интегрировать в проект модель open source или лицензию Creative Commons. В следующий раз, как заговорите о своём проекте, начните с этого: “Я делаю этот проект в открытую. Если вам нравится моя идея, передайте её другому или подскажите, с кем мне ещё поговорить”».
Менее радикальный вариант — FrieNDA; при обсуждении идеи вы должны предупредить собеседника, что пока держите идею в тайне, но будете рады, если он поделится ею со своими друзьями и коллегами. Таким образом можно избежать репутации параноика и попросить всех посвящённых в идею быть несколько осторожнее, не лишая их своего доверия. Как говорил венчурный капиталист Фред Уилсон, лучше работать с честным человеком, не подписавшим NDA, чем с проходимцем, который это сделал.
Комментарии
Подписаться