ИндустрияКак музыка и наука влияют друг на друга
Разговор с музыкантом Джоном Босвеллом, который сочиняет электронную музыку с элементами научных лекций
Текст
Роман Навескин
Symphony of Science — mashup-проект американца Джона Босвелла. В своей «Научной симфонии» Босвелл монтирует электронную музыку собственного сочинения с фрагментами лекций и документальных фильмов о вопросах современной науки. По большей части — астрономии.
Look At Me разобрался в том, зачем Босвелл использует фрагменты научных исследований в качестве смысловой нагрузки своих произведений, и поговорил с ним об этапах работы, о технике, которую он использует, и о том, как музыка может изменить мир.
Джон Босвелл
Музыкант, автор проекта
Symphony of Science
Проект Джона Босвелла стартовал 17 сентября 2009 года, когда он загрузил на YouTube своё первое видео, «дуэт» Карла Сагана и Стивена Хокинга «Прекрасный закат». Уже к концу первой недели октября счётчик демонстрировал внушительные 800 000 просмотров, а на сегодняшний день видео было загружено более 8,5 миллиона раз. За «Прекрасным закатом» появились другие: «Африканские дети», «Мир динозавров», «Гимн науки» и ещё полтора десятка вдохновляющих миксов. Материалом для видеоклипов Symphony of Science служат фрагменты научно-популярных фильмов, телепередач BBC, видеолекций и научных конференций TED Talk. Почти в каждом выпуске «Научной симфонии» нет-нет, да и мелькает Карл Саган — легендарный популяризатор науки и романтический искатель инопланетного разума.
«Научная симфония» — не первый пример успешной коллаборации науки и искусства: музыканты XX века всегда отдавали дань уважения учёным прошлого и своим современникам. И если подлинный расцвет научной мысли в музыке пришёлся на послевоенный период авангарда и первые эксперименты с электронным звуком, то бурные семидесятые сместили интерес музыкантов к упрощённому восприятию галактических просторов. Тогда возник спэйс-поп Pink Floyd, а чуть позже – умилительный техно-фьюжн Rockit Хэрби Хэнкока, — тот самый, под который танцевала брейк молодёжь из «Курьера».
Сегодня наука не просто вдохновляет артистов. Всё чаще язык музыки, понимаемый слушателем интуитивно, помогает обратить внимание на важные проблемы человечества. Так, пару месяцев назад Look At Me уже писал о Джабаре Джонсоне, победителе проекта Science Genius, который благодаря своему рэпу о кинетической энергии выиграл день с самим GZA. Другой музыкант, Дэниэл Кроуфорд, написал для виолончели произведение A Song of Our Warming Planet, опираясь на показатели среднегодовой температуры Земли. Законодатели музыкальной моды также не упускают возможность поблагодарить науку: The Knife сочиняют Tomorrow In A Year на основе «Происхождения видов» Дарвина, а MC Ride из Death Grips уже на первом микстэйпе воспевает гипотетическую частицу тахион. Учёные не остаются в долгу и чествуют музыкантов в ответ: недавним чемпионом YouTube-просмотров стал космический (во всех смыслах) трибьют астронавта Криса Хэдфилда песне Дэвида Боуи Space Oddity.
Причины популярности астрономии и астрофизики среди музыкантов объяснимы: именно в этих научных дисциплинах продолжает работать наибольшее количество любителей-одиночек. Британский астроном Патрик Мур говорил о том, что астрономия до сих пор остаётся почти единственной наукой, где важную роль играют любительские исследования (что недавно ещё раз подтвердил японский астроном-любитель Коичи Итагаки). Сегодняшний музыкант, одиноко штудирующий профессиональные аудиоредакторы на заклеенном стикерами Macbook Pro — тот же учёный-любитель. Поиск новых звуков и «свежего» саунда с помощью Reason 6, которой пользуется сам Босвелл, — занятие, подобное напряжённому вглядыванию в небесный «океан возможностей». Нет-нет, да и найдётся однажды новая звезда.
На сегодняшний день цикл «Научной симфонии», доступной уже и в формате музыкального альбома, составляет 18 композиций. Последняя из них, вышедшая 27 августа 2013 года, «Монстры космоса», пытается объяснить феномен Чёрной дыры словами учёных-астрофизиков и «приглашённого» Моргана Фримена. Ну а когда интерес Босвелла к проекту иссякнет, свои песни обретут и другие дисциплины: в одном из интервью Джон Босвелл обмолвился, что возможно, скоро слушателей ждёт «Историческая симфония».
MONSTERS OF THE COSMOS Symphony of Science
С чего началось твоё увлечение электронной музыкой?
Я заинтересовался электронной музыкой ещё в школе благодаря музыкантам вроде Aphex Twin. В то время я учился играть на клавишных и экспериментировал с программным обеспечением, делал собственные короткие треки. В дальнейшем это хобби сопровождало меня уже в колледже, а после стало моей карьерой — когда я начал постить свои работы на Youtube.
Ты занимаешься проектом уже два года. Сменил ли ты за это время железо и софт, с помощью которого пишешь музыку? Какое значение имеет навороченное программное обеспечение, которое зачастую навязывается сегодняшним музыкантам?
До недавних пор я использовал Reason, хотя совсем недавно переключился на Ableton Live. Я никогда не был помешанным на оборудовании парнем (gear junkie) — сегодняшние программы стали настолько мощными, что всё необходимое для меня сейчас ограничивается 88-клавишной MIDI-клавиатурой. Клавиатура есть — значит, я готов. Лучшее ПО — это то, которое не мешает.
Сколько времени уходит на поиск материала и создание композиции и видеоклипа с нуля? С чего начинается работа?
Около 50–100 часов уходит на создание полноценного видео для серии Symphony of Science. Каждое видео начинается с исследований материала и поиска концепции. После этого я создаю минус в том стиле, в котором хочу получить финальную версию конкретной серии «симфонии». Следующим шагом я изменяю тональности отдельных нот, растягиваю фрагменты и добавляю сэмплы, — и так до тех пор, пока песня не будет закончена. Видеомонтаж — последний этап работы. Во время видеомонтажа приходится немного изменять и саму песню, чтобы она как следует подчёркивала видеоряд.
Получал ли ты предложения о сотрудничестве с научно-популярным документальным кино после однозначного успеха Symphony of Science?
Раньше я работал с разными компаниями, делал короткие музыкальные версии их образовательных видеоклипов. Некоммерческая служба телевещания PBS — яркий пример такого сотрудничества.
Музыка — это универсальный общечеловеческий язык. Мы, в свою очередь, можем использовать это для того, чтобы передавать некоторые идеи и сообщения другим культурам
Почему сегодня музыка всё чаще используется как медиум для передачи затруднительной для восприятия информации (в том числе научной)? Значит ли это, что язык музыки является универсальным для всех и понимается интуитивно?
Музыка обладает способностью вызывать эмоциональный отклик, который помогает внутренне соединиться с различными концепциями, которые «в прозе» для многих могут звучать глупо и претенциозно. А благодаря репетативной структуре музыки и тому, как легко она запоминается, материал усваивается очень быстро и устойчиво. Все эти свойства делают музыку идеальным медиумом для распространения образовательных посланий — это подтверждает, например, популярность анимационной серии Schoolhouse Rock!
На скольких языках существуют субтитры для каждого видеоклипа? Ты сам занимаешься переводом, или это работа энтузиастов-поклонников?
Каждый эпизод «говорит» примерно на пятнадцати языках — исключительно благодаря стараниям самоотверженных поклонников.
Не получал ли ты претензии от правообладателей, посмотревших твои видеоклипы? Как реагировали учёные, присутствующие в музыкальных видео?
Symphony of Science никогда не провоцировала атаки правообладателей, за что я им очень благодарен. Все комментарии от учёных, присутствующих в видео, были положительными, и, насколько я знаю, каждый из них был рад своему присутствию в клипе.
Symphony of Science The Greatest Show on Earth!
Что сам предпочитаешь слушать, на каких концертах тебя можно встретить?
В каждом жанре есть свои прекрасные представители, а если говорить про открытия последнего времени, то меня поражает то, что делает Alt-J. Насчёт более старой музыки: я являюсь давним поклонником Чайковского, а также настоящим фанатом джазовых музыкантов вроде Чета Бейкера и Билла Эванса.
Каким образом музыка может изменить мир, по-твоему?
Музыка — универсальный общечеловеческий язык. Американцы могут слушать южнокорейскую поп-музыку и влюбляться в неё не меньше самих обитателей Южной Кореи (а может и больше!). Мы, в свою очередь, можем использовать это для того, чтобы передавать некоторые идеи и сообщения другим культурам.
Какие у тебя планы на будущее? Продолжишь ли ты проект Symphony of Science, реализуется ли замысел Symphony of History?
Я планирую продолжать Symphony of Science так долго, как смогу, занимаясь при этом и другими сайд-проектами — Terra Lumina, Hudson, другими поп-культурными ремиксами, перемежая всё это оригинальной электронной музыкой, над которой работаю и сейчас.
Комментарии
Подписаться