ИндустрияКак АК-47 повлиял на дизайн
Русский автомат вдохновляет художников, изобретателей и дизайнеров
Текст
Артем Лучко
Появившийся после Великой Отечественной войны АК-47 обрёл популярность благодаря своей простоте и дешевизне (средняя мировая цена на штурмовую винтовку составляла примерно $534 в 2005 году, а автомата Калашникова — около $200). Творение Михаила Калашникова даже занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое распространённое оружие в мире: в настоящее время насчитывается около 100 миллионов боеспособных единиц. Однако широкое распространение этого оружия — это больше, чем статистика и цифры; автомат стал понятным и доступным символом, смысл которого зависит от контекста. В одних культурах его силуэт стал знаком сопротивления и стремления к свободе, в других — угнетения, насилия и тоталитаризма. Не без помощи кино (например, фильмов «Ребята по соседству» и «Плохие парни») «калаш» стал эмблемой преступных банд. В новом материале Look At Me разбирает несколько частных примеров того, какое влияние оказал русский автомат на дизайн, искусство и визуальную сторону поп-культуры.
АК-47
в современном искусстве
Лондонский фотограф и лауреат премии Amnesty International Award Бран Симондсон объединил 23 известных художника в арт-проекте AKA peace, в рамках которого каждый из них переосмыслил автомат Калашникова. В акции приняли участие Джейк и Динос Чепмены, Дэмиен Херст, Энтони Гормли, Сэм Тейлор-Вуд, Гэвин Терк, Ребекка Уоррен и многие другие. Трансформированное оружие было представлено в Институте современного искусства в Лондоне, а затем распродано на аукционе. Средства, вырученные с продаж предметов искусства, пошли в благотворительный фонд Peace One Day.
«Во время службы в Афганистане и после того, как я вернулся туда в качестве фотографа The Sunday Times Magazine, я привык видеть, как афганская национальная полиция иногда украшала свои АК-47 яркими наклейками, розами или цветной изолентой. Тогда и пришла идея этого проекта», — рассказал в интервью Симондсон.
AK-47 вдохновляет
на создание велосипеда
АК-47 является популярным оружием, потому что автомат был разработан, чтобы работать, когда весь мир вокруг против вас. АК-47 функционирует, даже будучи влажным и забитым грязью, песком или снегом. Эта философия, которая требует от дизайнера представить простой, прочный и надёжный продукт, особенно актуальна в наше время. Преемником этих традиций стал выпускник колледжа искусств и дизайна Саванны Брайан Уолш, который представил концепт ультрапрочного велосипеда, вдохновившись русским автоматом. Байк состоит из массивной деревянной рамы и стальных конструкций, а в движение он приводится благодаря гидростатическому приводу (в отличие от традиционной системы с цепью). Хотя дизайн велосипеда не напоминает очертаниями АК-47, его прочность и простота явно отсылают к знаменитой винтовке. Михаил Калашников однажды сказал немецкой газете Bild, что предпочёл бы изобрести что-нибудь, что помогло бы людям и облегчило им жизнь, например, газонокосилку. Вероятно, Уолш сделал это за него.
AK-47
в интерьерном дизайне
Филипп Старк в 2005 году совместно с компанией FLOS представил коллекцию настольных и напольных светильников Gun Lamp. Позолоченные и посеребрённые основания ламп представляли собой узнаваемые формы каноничного АК-47. Провокационный предмет интерьера, по мнению дизайнера, призван рассеять страх и позволить «поиграть в войну» у себя в спальне — универсальный символ, такой как автомат Калашникова, как нельзя лучше подходит для этого.
Заигрывание с силуэтом знакового оружия продолжили и другие дизайнеры. Американская компания GeekCook, которая выпускает недорогие предметы для интерьера, выпустила настенную вешалку с узнаваемыми формами, крючки для которой сделаны в виде деревянных пуль. Свой вариант АК-47 создал и британский дизайнер Генри Форвуд. Его настенная скульптура, которая не несёт никакой функциональной нагрузки, создана лишь, «чтобы украсить интерьер». Однако не только западные дизайнеры интерьеров ценят одновременно красивые и отталкивающие очертания автомата. Например, афганские мастера используют узнаваемый образ в узорах ковров.
Знаковый автомат повлиял и на дизайнеров более крупной формы, пусть они и не несут большой художественной ценности. Так, например, в Северной Корее и в Египте установлены памятники, восхваляющие легендарное оружие.
АК-47
и украшения
Компания Fonderie 47 занимается сокращением количества боеспособных штурмовых винтовок АК-47 в Африке. Накопилось там их, по самым скромным оценкам, около 20 млн единиц. Основанная в ноябре 2011 года в Нью-Йорке компания покупает б/у автоматы в Демократической Республике Конго и переплавляет их в запонки, кольца и серьги. Изделия продаются за большие деньги (от $25000 за кольцо, $150000 за пару серёжек), которые затем вкладываются в дальнейшее разоружение. По заявлениям основателей компании, покупатель пары запонок ($35000) финансирует приобретение и уничтожение 100 винтовок. За время своего существования Fonderie 47 уничтожила более 7 000 винтовок.
Менее изобретательные дизайнеры создают всевозможные украшения, экспериментируя с вариациями на тему АК-47. В ход идёт всё — в том числе и стреляные гильзы. А в минувшем августе Рианна показала гриллс с узнаваемым силуэтом автомата.
АК-47
и графический дизайн
AK-47 давно закрепился в сфере графического дизайна в качестве узнаваемого символа. Особенно часто его изображение тиражируется на ироничных принтах футболок, на одежде и лого рекорд-лейблов, заигрывающих с гангста-эстетикой; не редко можно встретить и на бутылках водки. Кроме того, русский автомат является частью официального герба Мозамбика, Восточного Тимора, старого герба Буркина-Фасо и флага Хезболлы.
Комментарии
Подписаться