Views Comments Previous Next Search
Как дизайнеры, архитекторы 
и программисты рассказывают истории — Индустрия на Look At Me

ИндустрияКак дизайнеры, архитекторы
и программисты рассказывают истории

Приёмы сторителлинга в креативных индустриях

Концепция подачи информации через «сторителлинг» — иначе говоря, рассказывание историй — со времен слепого певца Гомера остаётся лучшим способом эффективного взаимодействия с аудиторией. Во всех культурах на начальном этапе знания о мире передавались через мифологию, все священные книги обращаются к форме притчи как способу доступно  донести суть содержащегося в них учения широким массам.

Воплотившись в различных видах искусства, как в вербальной, так и в аудиовизуальной форме, сторителлинг в настоящее время проник в такие сферы, как программное обеспечение, дизайн, проектирование, профессиональное обучение и работа с персоналом. Сейчас этим термином можно назвать неформальный способ передачи опыта, знания, инсайдерской информации. «Рассказывание историй», применяемое в бизнес-среде (Organizational storytelling), равным образом помогает сотрудникам усвоить новую информацию и создать какой-либо продукт, отвечающий реальным нуждам аудитории, при взаимодействии клиента и компании.

  

Программное
обеспечение

Как дизайнеры, архитекторы 
и программисты рассказывают истории. Изображение № 2.

↑ Элемент сториборда к мультфильму «Тачки»

Студия Pixar использует метод рассказывания историй при разработке программного обеспечения для создания фильмов. Идея проста: компания стремится говорить с пользователями на их языке, работая с понятными им концепциями, привычными  методами, выстраивая процесс создания фильма как одну большую историю, позволяющую перенести на киноэкран их собственные. Как в самой компании производство фильмов начинается с раскадровки, дающей представление о сюжете, стилистике и атмосфере будущего произведения и закрепленной на деревянной доске в виде карточек, так и в студийном ПО существует инструмент для создания раскадровки, напоминает реальный, уже знакомый художникам процесс; также существует возможность виртуально «вывешивать» раскадровки на стену и видеть картину целиком.

 

Как дизайнеры, архитекторы 
и программисты рассказывают истории. Изображение № 3.

 

Tumblr

22 правила сторителлинга
от бывшего работника
Pixar Эммы Коатс

читать

 

Компания не только обсуждает продукт с его потенциальной аудиторией, но и приглашает художников поучаствовать в разработке программ, делая их своего рода «рассказчиками»: они делятся опытом собственной работы, ежедневно тестируют создаваемый продукт и указывают разработчикам на упущения и недостатки. Таким образом, Pixar убивает сразу двух зайцев: художники сами помогают создать наиболее удобный и привлекательный для них продукт, а также невольно становятся его IT-евангелистами в своей профессиональной среде.

  

Как дизайнеры, архитекторы 
и программисты рассказывают истории. Изображение № 4.

Мартин Редди

инженер в Pixar

Когда я работал в Pixar, мы экспериментировали с моделью работы «режиссёр / продюсер» во время разработки нового программного обеспечения. Это было сделано с тем, чтобы сбалансировать конфликты и взаимные ограничения между новыми идеями, функциональностью и дедлайнами. Наш продюсер ранее работал с программным обеспечением и был ответственен за выбор языка программирования и расписание проекта. В то же время режиссёр отвечал за анимационные возможности, пользовательскую работу с приложением и общее ощущение от продукта.

Обе точки зрения важны и часто совпадают друг с другом. К примеру, у нас были разногласия по поводу того, стоит ли разрабатывать платформу на Mac или на Linux. Это повлияло бы на такие аспекты работы, как выбор языка программирования и инструментов разработки, и на те интерфейсные решения, которые дошли до пользователя.

  

Дизайн

Как дизайнеры, архитекторы 
и программисты рассказывают истории. Изображение № 5.

 

Дизайн, основанный на принципах сторителлинга, является  «идее-центричным» и максимально интерактивным по отношению к пользователю. В соответствии с выбранной концепцией, историей, дизайнер визуализирует каждую фразу, которую читает клиент, каждое совершаемое им действие и каждое всплывающее перед ним окно. Концепция сохраняется от запуска до завершения пользователем программы/сайта/мобильного приложения. При этом, как замечает дизайнер-рассказчик Брэден Ковитц (Braden Kowitz), отдавая себе отчёт в каждом выполняемом действии, не стоит фиксироваться на каком-либо из них и оценивать его в отрыве от всей концепции. Каждый шаг в создании продукта осуществляется в процессе диалога с пользователем, что, как утверждает Ковитц, положительно влияет на скорость и эффективность их выполнения командой, поскольку, когда история уже озвучена, весь дизайн-проект по умолчанию строится вокруг неё. Кроме того, дизайнеры получают возможность понять интересы и потребности клиента и сделать продукт максимально удобным и востребованным для аудитории. 

TED Talk Эндрю Стентон

 

Особенно широко сторителлинг применяется для самопрезентации компании на сайте. Это, как правило, небольшой текст, написанный в неформальном ключе, содержащий истории из жизни создателей компании и сопровождающийся иллюстрациями или интерактивной графикой, при этом вся информация чётко структурирована и представляется пользователю в определённой последовательности, в форме повествования в пошаговом режиме. Примером может стать главная страница сайта Airbnb, где «Гид по районам» предлагает посетителю мини-истории о крупнейших городах мира, представленных в форме неформальной беседы, без каких-либо статистических данных. К примеру, так звучит описание Токио: «Эта столица на острове крайностей приводит в восторг жителей любого материка. Здесь вежливо обслуживают, неистово ходят по магазинам и ищут уединения под сенью цветущих вишен». Далее пользователю предлагается выбрать район, каждый из которых также сопровождается небольшим комментарием, иллюстрациями, – уже развитие истории.

Наука

Как дизайнеры, архитекторы 
и программисты рассказывают истории. Изображение № 6.

 

Способ подачи информации через рассказывание истории, разумеется, применяется не только в бизнесе, но и в современных научных исследованиях. В России им пользуется, к примеру, институт НеоКода, занимающийся изучением новых техник нейролингвистического программирования. В ходе тренингов участниками рассказываются истории на 3-10 минут, после чего обсуждается влияние, которое они оказали на рассказчика и на слушателей, изменения, произошедшие с самой историей в процессе рассказа, — «результаты трансформационной работы». Сторителлинг в данном случае выбран сотрудниками лаборатории как практический метод лингвистической составляющей НЛП, уже зарекомендовавший себя в психотерапии (так называемый нарративный подход Майкла Уайта и Дэвида Эпстона, заявивший о себе в 80-х годах XX века).

Кембриджский медиацентр Cambridge Community Television проводит занятия по основам программирования на языке JavaScript в формате создания пользователем истории в виде онлайн-игры. Университет в шведском городе Мальмё предлагает курс обучения непосредственно сторителлингу, с применением полученных знаний в медиа и проектировании.

Архитектура

Как дизайнеры, архитекторы 
и программисты рассказывают истории. Изображение № 7.

 Победитель конкурса Fairy Tale – “Chapter Thirteen” by Kevin (Pang-Hsin)
Wang and Nicholas O’Leary

Архитектурный конкурс Fairy Tale развивает концепцию интерактивной архитектуры, способной рассказать историю, обращаясь к проблемам своего времени и вечным вопросам человеческого существования. Конкурс открыт для архитекторов, инженеров, дизайнеров, иллюстраторов и допускает как индивидуальное, так и командное участие. В качестве проектов участников  подразумевается сочетание текстовых историй, «архитектурных сказок»,  с «инновационными графическими изображениями». Целью конкурса организаторы называют стремление раскрыть силу архитектуры как средства общественной и культурной коммуникации.

  

Как дизайнеры, архитекторы 
и программисты рассказывают истории. Изображение № 8.

Ли Кимбер

Truth Fiction: Storytelling and Architecture

Сторителлинг — это самовыражение, и оно должно поощрять оригинальность проекта. Личность архитектора всегда так или иначе сказывается на проекте, поэтому дать публике возможность интерпретации архитектурных сооружений не означает ущемить права создателя на инновации. Если мы и объясняем архитектуру, то для того, чтобы открыть дополнительные смыслы, а не разъяснять очевидные истины. Более того, архитектор должен принять ту мысль, что люди с другим образованием или бэкграундом увидят собственные смыслы в его проекте — даже не предусмотренные им изначально.

Как дизайнеры, архитекторы 
и программисты рассказывают истории. Изображение № 9.

 

Как архитекторы мы часто забываем о непростых отношениях общества и архитектуры — более непростых, чем с другими искусствами. Не обладая достаточным архитектурным образованием, люди тем не менее каждый день видят архитектурные сооружения и могут использовать их так, как необходимо. Когда мы говорим им, что именно представляет собой то или иное здание, это не всегда помогает им его понять или как-то изменить свои отношения с ним. В некоторых случаях общественный взгляд на архитектуру преобладает над профессиональным; так, например, многие колоссальные сооружения в итоге обзаводятся прозвищами (как небоскрёб «Башня Мэри-Экс, 30» Нормана Фостера, прозванный «огурцом»).

  

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются