Views Comments Previous Next Search
Безработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн — Индустрия на Look At Me

ИндустрияБезработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн

Как дизайнеры могут помочь африканским детям, бедным пакистанкам и другим нуждающимся?

«Большинство дизайнеров прилагают свои усилия для того, чтобы создавать продукты и сервисы для 10 % населения Земли, для самых богатых потребителей», — говорил Пол Полак, писатель, предприниматель и сооснователь компании International Development Enterprises, которая помогает фермерам в бедных странах. Однако стараниями Полака и других дизайнеров и мыслителей всё больше дизайнеров пытаются решить проблемы безработицы, бедности и многие другие. Мы выбрали лучшие примеры социального дизайна и разобрались, что это такое. 

Как появился социальный дизайн?

Безработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн. Изображение № 2.

 

Одним из первых, кто призвал коллег к сознательному подходу в своей работе, был британский графический дизайнер Кен Гарланд. В 1963 году он написал манифест First Thing First, раскритиковав в нём безликие продукты массового производства и рекламу, на которые дизайнеры тратят значительное количество времени и усилий. Гарланд предлагал дизайнерам создавать новые решения для образовательной и социальной сфер, чтобы действительно сделать мир лучше.

Ещё одна важная работа в истории социального дизайна — книга «Дизайн для реального мира» Виктора Папанека, которая появилась в 1971 году. В ней он критикует бесполезные предметы, которые создают промышленные дизайнеры, и призывает их думать о действительно важных проблемах человечества и о том, как не навредить экологии и помочь нуждающимся.

Однако по-настоящему популярным социальный дизайн стал в последние годы, когда большое количество дизайнеров начало участвовать в глобальных проектах, инициированных как благотворительными организациями, так и дизайн-компаниями. Помимо терминов «социальный дизайн» и «гуманитарный дизайн», сегодня используется и выражение Design for the Other 90 % («Дизайн для 90 % населения Земли»), который стал популярным после того, как в нью-йоркском Cooper-Hewitt, National Design Museum прошла одноимённая выставка.

 

Какие проблемы решает социальный дизайн?

Безработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн. Изображение № 3.

Плохое образование
в развивающихся странах

Один из самых масштабных проектов в области социального дизайна начал Николас Негропонте, сооснователь MIT Media Lab. Выступая на экономическом форуме в Давосе в 2005 году, он заявил, что планирует начать программу One Laptop Per Child и снабдить ноутбуками миллионы детей в развивающихся странах, где семьи не могут позволить себе купить компьютер. Эту идею Негропонте вынашивал около 20 лет: в начале 1980-х он вместе с коллегой Сеймуром Папертом поехал в Сенегал и подарил местным детям компьютеры Apple II. Ещё тогда он понял, что с помощью компьютеров дети усваивают материал гораздо быстрее, дисциплина улучшается и учителю требуется меньше сил, чтобы вести урок.

Безработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн. Изображение № 4.

Планшет, который разработал для детей Ив Беар

В 2005-м инициативу Негропонте поддержали многие благотворительные и коммерческие организации, а дизайном ноутбука занялся Ив Беар: он старался учесть образ жизни ребёнка в развивающейся стране и создать красивое и прочное устройство, которым хотелось бы пользоваться. «Мы хотим, чтобы наши ноутбуки были такими же крутыми, как iPod», — сказал Негропонте в одном из интервью.

Однако проект столкнулся со множеством трудностей. Негропонте планировал, что ноутбуки будут стоить 100$, и надеялся, что удастся произвести не менее 7 миллионов устройств. В 2006 году появилась первая модель XO-1, она стоила $150 и имела много недостатков: клавиатура была непрочной, пластиковый корпус легко сползал со столов, дети путали одинаковые ноутбуки и т. п. Модель усовершенствовали, но она всё равно стоила больше $100. Кроме того, некоторые страны, в которых Негропонте планировал распространять ноутбуки, отказались от сотрудничества: в Индии вместо них использовали разработку местных специалистов — планшет Aakash за $44. Цели Негропонте были слишком амбициозными, однако ему удалось добиться того, что в 2012 году было произведено больше 2-х миллионов ноутбуков, и ими пользовались дети более чем в 45 странах мира.

Безработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн. Изображение № 5.

Недостаток чистой воды в Африке

Цель известного проекта PlayPump — решить проблему недостатка воды в Африке. Его придумал рекламщик Тревор Филд: он понял, что для добычи воды можно использовать энергию играющих детей. Конечно, Филд не собирался эксплуатировать детский труд, он просто создал карусель, которая, крутясь, приводила в движение водный насос, и это превращало тяжёлую обязанность в игру. Кроме того, Филд предложил снабжать насосы билбордами, прибыль от которых должна была покрывать расходы на содержание такой станции.  

Безработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн. Изображение № 6.

Устройство PlayPump

В 2006 году инициативу Филда поддержал Фонд Клинтона и Лора Буш, которые выделили 16,4 миллиона долларов на то, чтобы установить как можно больше систем PlayPump, так что в Африке появилось около 1 800 насосных станций. Однако вскоре стало понятно, что у изобретения Филда есть несколько недостатков: дети должны играть слишком долго, чтобы добыть достаточное количество воды, а билборды не зарабатывали достаточно денег.

Безработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн. Изображение № 7.

Неинициативные дети в американской провинции

Один из самых известных примеров удачного социального дизайна — организация Project H, созданная дизайнером Эмили Пиллотон. Она уверена, что дизайн-образование идёт на пользу всем детям, а не только тем, кто хочет в будущем заниматься искусством и дизайном. Пиллотон доказала это, запустив проект Studio H в провинциальном городке в Северной Каролине. В одной из местных школ она открыла студию, где дети, которые почти ничего не умели мастерить, учились создавать что-то своими руками. Пиллотон старалась сделать так, чтобы они были более изобретательными и инициативными. В конце обучения вместе с Эмили ученики построили здание для небольшого городского рынка: это позволило им не только улучшить свои практические навыки, но и наладить связь с другими горожанами.

Безработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн. Изображение № 8.

Работы учеников Project H

Пиллотон оказалась права: закончившие курс дети стали лучше успевать в школе, и многие из них затем поступили в колледж, став первыми людьми в своей семье, у которых есть высшее образование. После двух лет в Северной Каролине Studio H отказали в финансировании, и она переехала в Калифорнию, в школу REALM Charter School в Бёркли. Самый большой проект новой студии — библиотека, созданная по собственному проекту: на её строительство сейчас собирают деньги на Kickstarter.

Безработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн. Изображение № 10.

Безработица
в Лондоне

Participle — одна из главных компаний, которая занимается социальным дизайном. Несмотря на то что проекты Participle напоминают социальные программы, их организаторы уверены, что именно дизайн-подход важен в решении общественных проблем: дизайнеры хорошо понимают человеческие потребности и мотивы. Один из недавних проектов Participle пытается решить проблему безработицы в южном Лондоне. Во время исследования сотрудники поняли, что государственные программы не помогают: некоторые люди получают работу, но государство не прилагает достаточных усилий для создания новых рабочих мест.

Безработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн. Изображение № 11.

EmployAbility

Кроме того, проводя исследование, инициаторы проекта EmployAbility поняли, что самое главное в поиске работы — это связи, так как в южном Лондоне много вакансий предоставляют небольшие компании, которые ищут сотрудников среди знакомых. В 2012 году Participle начала работу с 500 безработными и 150 маленькими компаниями и объединила их в небольшую социальную сеть Backr, которая помогает и безработным, и компаниям, ищущим новых сотрудников. В результате переговоров Participle с местными коммерческими и государственными организациями, компании удалось наладить связь между разрозненными институциями, которые начали пользоваться сервисом. Скоро успешный сервис будет работать не только для безработных в Лондоне, но и во всей Великобритании. 

Безработица, бедность и другие проблемы, которые решает социальный дизайн. Изображение № 12.

Бедность в Пакистане

Благотворительное подразделение Всемирного банка The Consultative Group to Assist the Poor (CGAP) обратилось к дизайн-консультантам компании Continuum, чтобы вместе придумать, как помочь бедным женщинам Пакистана. Около 5 миллионов семей в этой стране получают поддержку в рамках государственной программы, которую инициировала бывший премьер-министр страны Юсуф Реза Гилани.

CGAP и один из пакистанских банков HBL хотели усовершенствовать сервисы и сделать так, чтобы программа Бхутто работала лучше. Для этого команда из дизайнеров и других специалистов опросила женщин Пенджабе, чьи семьи получали дотации. Они выяснили, что большинство женщин не умеют читать и поэтому не понимают инструкций, прилагающихся к их дебетовым карточкам, не знают, как им получить деньги, и совсем не разбираются в понятиях, которыми оперируют банки. Чтобы исправить ситуацию, дизайнеры разработали инструкции с понятными картинками, а также простые интерфейсы для банкоматов и мобильные рассылки.

Фильм телеканала PBS про проблемы PlayPump

Какие недостатки
есть у социального дизайна?

Гуманитарные проекты — это настоящая проверка на профессионализм для многих дизайнеров, потому что им нужно придумать лучшее и при этом самое дешёвое решение существующей проблемы. Многие из них не справляются с такими задачами, и именно поэтому проекты вроде One Laptop Per Child и PlayPump терпят неудачу. Однако часто сами проблемы, которые выбирают инициаторы гуманитарных проектов, не верны. Так, многие страны отказались от покупки ноутбуков Негропонте, потому что преподаватели сомневались в их пользе для образования и в том, что они могут справиться с определёнными проблемами образовательной системы.

Дизайн-критик и профессор Parsons New School for Design Брюс Нюссбаум рассказывает, что даже идеи Эмили Пиллотон многие зарубежные коллеги встречают с неодобрением, хотя у неё нет таких масштабных планов по улучшению мира, как у Негропонте. На дизайн-конференции в Сингапуре выступление основательницы Project H понравилось только западным дизайнерам, а местные специалисты отметили, что они сами лучше всего знают, как решить местные проблемы.

Многие критики обвиняют гуманитарных дизайнеров в культурном империализме: они пытаются улучшить жизнь в развивающихся странах в соответствии со своими представлениями о том, что такое счастье, комфорт, хорошее образование и т. п. Именно поэтому социальные дизайнеры, которые не ставят перед собой слишком амбициозные задачи, добиваются наибольшего успеха. Обычно они, как и Эмили Пиллотон или сотрудники Participle, работают с небольшими сообществами и сами пытаются разобраться в том, какие проблемы не могут решить люди и на какие вопросы они не могут ответить.

   

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются